Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

EUARCT: Европейский союз в Арктике: управление, исследования, международные отношения

EUARCT: Европейский союз в Арктике: управление, исследования, международные отношения

Сроки реализации: 01/09/2015 – 31/08/2018

Цели проекта:

  • Разработка курса «Европейский союз в Арктике: управление, исследования, международные отношения» в рамках программы «Международные отношения» (уровень бакалавриата)
  • Проведение летней конференции на базе Института социально-гуманитарных и политических наук.

Источник финансирования: Программа ЕС ERASMUS PLUS – JEAN MONNET

О курсе | Мероприятия | Результаты | Научная деятельностьОтзывы


«EUARCT: Европейский союз в Арктике: управление, исследования, международные отношения» является образовательным курсом, разработанным в рамках программы ЕС «Erasmus+ Jean Monnet - Module».

Что такое «Модуль Жана Монне»?

Модуль Жана Монне – это короткий обучающий курс в области исследований Европейского Союза. Каждый модуль сроится в рамках одной конкретной дисциплины, связанной с европейскими исследованиями, или может быть многодисциплинарным, требующим вклада нескольких профессоров и экспертов.

Целью модулей Жана Монне является: содействие развитию научно-исследовательского и преподавательского опыта молодых исследователей, ученых и практиков, специализирующихся в вопросах ЕС, повышение публикационной активности, распространение результатов академических исследований, а также повышение интереса к ЕС и ознакомление учащихся с позицией ЕС по конкретным вопросам, относящимся к дальнейшей профессиональной деятельности выпускников.

Ожидаемые результаты проекта:

Формирование у студентов компетенций в области Арктической политики ЕС, ключевых приоритетов ЕС в Арктическом регионе

Стимулирование научной и образовательной деятельности в области европейских исследований среди студентов и профессорско-преподавательского состава САФУ

Рабочая группа:

  • Мендоза Х. (докторант Университета Лагуны, Испания)
  • Паникар М.М. (к.и.н, доцент кафедры регионоведения, международных отношений и политологии САФУ).
  • Соколова Ф.Х. (д.и.н, профессор кафедры регионоведения, международных отношений и политологии САФУ).
  • Тюрикова И.И. (к.филос.н, доцент кафедры философии и социологии САФУ)
  • Шадрина О.Н. (к.филос.н, доцент кафедры регионоведения, международных отношений и политологии САФУ)
IMG_001.JPG

Курс «EUARCT: Европейский союз в Арктике»

Целевая группа курса «EUARCT: Европейский союз в Арктике»

Студенты Северного Арктического федерального университета им. М.В. Ломоносова по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения, профиль «Международные отношения в Арктике» (бакалавриат)

Цель курса «EUARCT: Европейский союз в Арктике»

Целью освоения дисциплины является знакомство студентов с внешнеполитическими и исследовательскими интересами Европейского союза в Арктическом регионе и механизмами их осуществления. Курс направлен на формирование у студентов навыков анализа и оценки политико-правовых актов, экономических, общественных и политических явлений и процессов, связанных с развитием Арктического региона; овладение категориальным аппаратом для осуществления различных целей профессиональной деятельности. Одной из главных задач является развитие критического мышления обучающихся. В ходе освоения учебной дисциплины студент должен научиться анализировать и давать квалифицированную оценку политики ЕС в Арктике, выявлять основные тенденции развития, работать с документами и источниками. 

Краткое описание курса: «Европейский союз в Арктике: управление, исследования, международные отношения»

Модули курса «EUARCT: Европейский союз в Арктике»

Европейский Союз: история создания и этапы развития, политическая и экономическая роль союза на арене международных отношений. Основные политические институты ЕС: Комиссия, Парламент и Совет; теоретические основы их функционирования и взаимосвязи. Концепция свобод, установленных законодательством ЕС, а именно: свобода учреждения, свобода перемещения лиц, товаров, услуг и капитала. Основные направления политики ЕС: единая сельскохозяйственная политика, внешняя политика и региональная политика, в том числе, роль ЕС в Арктике. Отношения между ЕС и Россией: основные программы сотрудничества, а также основные моменты разногласий.

ЕС и глобальные проблемы человечества. Глобальные проблемы в политике ЕС. Основные направления сотрудничества ЕС для решения глобальных проблем. Экологическая политика ЕС. Состояние окружающей среды в странах членах ЕС и масштабы экологических проблем, угрозы и риски. Экологическая политика ЕС в Арктике. Водно-территориальное пространство Арктики и ее ресурсный потенциал: биологические ресурсы и полезные ископаемые. Изменение климата в Арктике: перспективы и потенциальные угрозы. Экономические и экологические интересы ЕС в Арктике. Экологическая политика ЕС в Арктике: программные документы, инструменты и механизмы реализации. Экологическая политика арктических стран — членов ЕС (Дания, Финляндия, Швеция) и стран-участников Европейского экономического пространства (Норвегия, Исландия). 

Проблема этнических меньшинств и самоопределения в политике ЕС. Этнокультурное пространство Арктики. Коренные народы Арктики в условиях современных социокультурных трансформаций. Экологическое измерение культуры коренных народов Арктики и перспективы сохранения окружающей среды. Правовые аспекты взаимодействия этнических меньшинств Арктики с промышленными корпорациями. Европейский Союз и коренные народы Арктики: политики и практики.

Проблема соотношения дипломатии и демократии. Понятие евродипломатии. Policy- making, decision-making. Взаимосвязь процессов принятия внешнеполитических решений и дипломатии. Дипломатические институты ЕС. «Тихая» дипломатия и «мягкая сила». Концепция Governance — управления и ее применимость к арктической зоне. Мадридская конвенция 1989 и транснациональное сотрудничество. Глокализация. Governance — управление для Арктики. 

Арктическая дипломатия ЕС: единство или конфликт интересов. Специфика евродипломатии на Арктическом направлении во взаимодействии со странами «Арктического клуба», «третьими странами», «странами-членами ЕС», «арктическими странами/регионами в составе ЕС» (история, цели, документы, перспективы). Проблема взаимоотношения национального и наднационального. Реальные результаты «арктической дипломатии» ЕС. Стратегическое и тактическое партнерство. Северные страны — локомотив «арктической дипломатии» ЕС? Арктические стратегии стран Северной Европы. Новые «арктические лидеры» ЕС. Актуальные вопросы «арктической дипломатии» ЕС и перспективы сотрудничества с Россией в XXI веке. Политика и интересы EC в Арктике. «Зонтичная» дипломатия ЕС в Арктике. Основные направления. «Российский вектор» в арктической дипломатии ЕС.

Институализация политики ЕС в отношении Арктического региона. Единая морская политика ЕС (2006 г.). «К будущей морской политике ЕС: европейский подход к морям и океанам». «Интегрированная политика Европейского союза». Сообщение Комиссии ЕС Европейскому парламенту и Европейскому Совету «Европейский союз и арктический регион» (2008 г.); решение Европейского совета от 2009 г., доклад Комиссии «Юридические аспекты арктического судоходства» (2010 г.), Резолюция Европарламента «Политика ЕС на Крайнем севере по устойчивому развитию» (2011 г.), коммюнике «Развитие политики ЕС в отношении Арктического региона: прогресс с 2008 г. и дальнейшие шаги». 

Анализ арктических стратегий северных стран ЕС: проблемы и перспективы. «Доклад Столтенберга» 2008 г. Арктическая политика Исландии, Финляндии, Швеции. Арктическая политика стран-членов ЕС: Великобритании, Германии, Испании, Италии, Нидерландов, Польши, Франции. 

Арктика как территория диалога. Участие ЕС в работе международных «арктических» организаций и программ: Арктический совет, Совет Баренцева-Евроарктического региона, «Северное измерение» ЕС, Северный совет и Совет министров северных стран. 

Развитие научных исследований как одна из приоритетных задач арктической стратегии ЕС. Научное обоснование развития арктических исследований ЕС: влияние климатических изменений на страны Европы. Основные направления арктических исследований ЕС и программы финансирования. Перспективы развития арктических исследований ЕС: основные партнеры, направления, механизмы. 

Участие ЕС в работе Арктического совета (рабочих и целевых группах Арктического совета). Вопрос о наделении ЕС статусом наблюдателя в Арктическом совете.

Мероприятия в рамках проекта

11.jpg

Международная летняя школа «Модель Арктического Совета-2016»

logo_MAC.png В 2016 г. на базе САФУ состоялась международная летняя школа «Модель Арктического Совета-2016», включившая в себя ряд лекций и моделирование работы Арктического Совета (АС). Главное внимание в рамках школы было уделено вопросам сотрудничества ЕС и его членов с арктическими государствами в области исследований через финансирование и участие в проектах АС, связанных с охранной окружающей среды, мониторингом климатических изменений и защиты прав коренных народов Арктики.

Мероприятие «Модель Арктического Совета-2016» было приурочено к празднованию 20-летия Арктического совета. Организаторами выступили студенты кафедры регионоведения, международных отношений и политологии, а также преподаватели Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ.

В качестве лекторов в школе приняли участие эксперты в области Арктических исследований и международных отношений:

  • Свен-Олов Карлссон, Зам. Главы Представительства Европейского Союза в России
  • А.И. Смирнов, Чрезвычайный и Полномочный Посланник РФ, Президент – Председатель Научного совета Национального института исследований глобальной безопасности, Почетный доктор САФУ
  • А.А. Сергунин, профессор кафедры теории и истории международных отношений, СПбГУ
  • Лев Левит, представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики 
  • Виктор Кузнецов, заместитель директора национального парка «Русская Арктика»
  • Константин Зайков, директор Арктического центра стратегических исследований, САФУ

Программа мероприятия

Более подробную информацию о мероприятии можно найти по ссылкам:

Сайт МАС

Освещение МАС в СМИ:

В соцсетях (группа в VK)

16.jpg

Круглые столы

Помимо образовательного курса «Европейский Союз в Арктике» в рамках проекта был проведен ряд мероприятий, направленных на привлечение внимания студентов к вопросам ЕС в Арктическом регионе.

В период с 2016 по 2018 состоялась серия круглых столов, темы обсуждений которых были посвященных наиболее острым вопросам, стоящих перед ЕС сегодня.

Результаты

euartct.png

За период реализации проекта Jean Monnet Module «EU in the Arctic: governance, research, international relations» 2015–2018 гг. обучение по дисциплине «ЕС в Арктическом пространстве» прошли 86 студентов 3 курса по направлению подготовки «Международные отношения», успешно освоив материал курса, защитив эссе, над которыми ребята работали в течение месяца, и сдав финальный тест.

Кроме того, 58 студентов приняли участие в круглых столах «О будущем Европейского Союза» (2017 г.) и «Проблемы национализма в Европе» (2018 г.). 

В 2016 году членами проектной программы была организована и проведена «Модель Арктического Совета» в который приняли участие 70 студентов САФУ, среди которых 8 иностранных студентов.

Учебные материалы, разработанные в рамках проекта

Рабочая программа курса «EUARCT: Европейский союз в Арктике»

Содержание

  • Цели освоения дисциплины
  • Краткое содержание
  • Результаты обучения (формируемые компетенции)
  • Место дисциплины в структуре образовательной программы
  • Тематический план
  • Порядок формирования оценок по дисциплине
  • Методические рекомендации
  • Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля

«Рабочая программа EUARCT»

УП_фото.pngУчебное пособие «Международные отношения в Арктике: место и роль Европейского Союза»

В пособии представлена характеристика геополитического и этнокультурного пространства Арктики, основных вех истории международных отношений и внешней политики арктических и приарктических стран, обозначаются стратегические приоритеты и интересы стран циркумполярного мира в Арктике на современном этапе. Особое внимание уделено анализу политики Евросоюза в Арктике. Методическое оснащение учебного курса включает тематику практических занятий, наиболее значимые документальные источники, список литературы, глоссарий, контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы, тестовые задания для промежуточной и итоговой аттестации студентов.

Учебное пособие

Фонд оценочных средств к курсу

Фонд оценочных средств

О проекте | Курс EUARCT: Европейский союз в Арктике | Мероприятия | Результаты | Научная деятельностьОтзывы студентов и преподавателей

Научная деятельность в рамках проекта

  1. Публикация научной статьи участником проекта и преподавателем курса Хавьером Мендоза
    Аннотация:
    В статье «Арктическая политика Испании и России: возможности сотрудничества» рассматриваются современная политика и позиция Испании, ЕС и России в Арктическом регионе, а также отношения между различными действующими акторами. Помимо изучения различных стратегических документов и истории отношений в регионе, авторы статьи провели ряд интервью с экспертами из США, Канады, России и Испании, которые изложили свои взгляды на отношения между различными сторонами, и роли, которую каждый из акторов может играть в будущем. Результаты показывают, что Россия играет ключевую роль в настоящем и будущем региона. Со своей стороны ЕС по-прежнему играет второстепенную роль, хотя несомненными достоинствами ее политики в Арктике являются защита окружающей среды и исследования в области региональной политики. Испания как наблюдатель от Арктического Совета может играть роль посредника среди различных субъектов, способствуя их членству в ЕС и общим интересам, которые она имеет с Россией в других областях, таких как транспорт и туризм.
  2. Защита магистерской диссертации
    В 2017 году была «на отлично» защищена магистерская диссертация по теме проекта «Интересы и приоритеты Европейского Союза в Арктическом регионе», выполненная Андроновой Анастасией, выпускницей магистерской программы «Европейские исследования: Арктический вектор» (направление подготовки 41.04.01 «Зарубежное регионоведение»). 

Отзывы студентов и преподавателей

Дурова Дарья.jpg

На мой взгляд, курс «Европейский Союз в арктическом пространстве» стал замечательным дополнением к перечню дисциплин по направлению подготовки «Международные отношения». Арктика — неотъемлемая часть России, а ЕС — один из главных игроков на международной политической арене. В рамках курса удалось охватить широкий спектр сфер для детального изучения политики ЕС в Арктическом регионе. А схема преподавания стала интересным экспериментом для студентов: курс прочитали пять преподавателей, специализирующихся в своей области, что послужило еще более качественному и глубокому изучению курса. На сегодняшний день я являюсь магистрантом направления подготовки «Зарубежное регионоведение. Европейские исследования: арктический вектор». И курс «Европейский Союз в арктическом пространстве» действительно стал базой для моих дальнейших исследований.

Дудорова Дарья,
студентка курса «EUARCT: Европейский Союз в Арктике»

Морозов Евгений.jpg

Из всех дисциплин, изученных за время учёбы на бакалавриате, курс «ЕС в Арктике» была одной из самых запоминающихся. Это была первая дисциплина, которая велась по большей части на иностранном языке, и которая не была связана напрямую с изучением языка. Курс был разбит на пять модулей, и все эти модули вели разные преподаватели, в рамках эксперимента отошедшие от классической для нашей системы образования методики проведения занятий. На мой взгляд, всё это позволило лучше удержать внимание студентов для обсуждения вопросов и, следовательно, помогло лучшему усвоению материала.

Морозов Евгений,
студент курса «EUARCT: Европейский Союз в Арктике»

Соколова Флера Харисовна.jpg

Учебный курс «Европейский Союз в арктическом пространстве» реализовывался в рамках программы Жана Монне на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова в 2015–2018 годы. Преподавался он студентам, обучающимся по направлению подготовки «Международные отношения», профиль программы «Международные отношения в Арктике». Трехлетний опыт реализации программы позволяет констатировать, что он был полезным и плодотворным как для преподавателей — участников проекта, так и для студентов.

В процессе разработки и реализации учебного курса заметно расширился уровень знаний о политике ЕС в Арктике среди самих преподавателей. Необходимость изучения документальных источников и научных разработок зарубежных авторов по теме стимулировала развитие языковых компетенций, активно осваивались и внедрялись в учебный процесс инновационные формы обучения (сравнительно-аналитические и проектные работы, деловые игры, методы мозгового штурма). Участие в проекте расширило круг исследовательских интересов, в частности, началось более углубленное изучение политики ЕС и членов интеграционного объединения по отношению к коренным народам Арктики.

Реализуемый курс пользовался популярностью среди студентов, которые имели возможность расширить круг знаний и понимание места и роли ЕС и его членов в системе международных отношений в Арктике. Возрос научно-исследовательский интерес обучающихся к теме, о чем свидетельствуют публикации студентов и реализуемые дипломные проекты.

По итогам реализации проекта и с учетом пожеланий обучающихся настоящий курс был интегрирован в учебный план подготовки специалистов-международников.

Соколова Флера Харисовна, доктор исторических наук,
профессор кафедры регионоведения, международных отношений и политологии САФУ им. М. В. Ломоносова

О проекте | Курс EUARCT: Европейский союз в Арктике | Мероприятия | Результаты | Научная деятельностьОтзывы студентов и преподавателей

Возврат к списку


Новости проекта:

21.04.2018

В Москве состоялась конференция Жана Монне «Excellence in EU Studies»

17.03.2018

Студенты обсудили проблему национализма в современной Европе

17.02.2017

Студенты обсудили будущее Европейского Союза

13.02.2017

Участник проекта принял участие в зимней школе Центра превосходства Жана Монне СПбГУ

19.10.2016

В Брюсселе прошла международная конференция Jean Monnet

16.09.2016

Летняя школа «Модель Арктического совета» начнет свою работу уже на следующей неделе