Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Кафедра открытых горных работ

Телефон кафедры: 8 (8182) 21-61-87
Е-mail: kafedraogr@agtu.ru

Ивко Вячеслав Ростиславович.

Заведующий кафедрой кандидат технических наук Ивко Вячеслав Ростиславович.

На основании решения Учёного совета Архангельского государственного технического университета и Приказа ректора № 139 от 8.10.01 на строительном факультете Архангельского государственного технического университета была создана Кафедра «Открытые горные работы».

Кафедра создавалась в соответствии с возникшими потребностями региона в разработке широкого спектра твёрдых полезных ископаемых: бокситов для глиноземного производства, алмазов, строительных горных пород и т.д.

Первым заведующим кафедрой был назначен, а затем избран кандидат технических наук, доцент Ивко В.Р. Большая подготовительная работа, предшествующая открытию кафедры, была проведена заведующим кафедрой инженерной геологии оснований и фундаментов, профессором Невзоровым А.Л. и доцентом этой же кафедры Пиньжениным А.И. Как всё новое развитие кафедры потребовало колоссальных усилий от небольшого, а по сути малочисленного коллектива штатных преподавателей и сотрудников. Создание лабораторной базы, методического обеспечения, осуществление учебного процесса требовало и требует постоянного внимания коллектива кафедры, руководства факультета и вуза. За пять лет своего существования кафедра осуществляла четыре выпуска горных инженеров, подготовлен пятый. Шестьдесят процентов выпускников защитили свои дипломные работы на «отлично». Все выпускники трудятся по специальности. Это является основным результатом далеко не легкого труда преподавательского коллектива, кафедры и коллег из других многочисленных кафедр, принимающих участие в подготовке студентов специальности 090500 «Открытые горные работы». В мае 2004 года кафедрой успешно пройдена первая аттестация специальности, налажены деловые отношения с предприятиями горнорудного комплекса, осуществляющими свою деятельность в регионе.

На протяжении становления специальности мы всегда чувствовали поддержку со стороны Московского государственного горного университета, ОАО «Северо-Онежский бокситовый рудник», ОАО «Севералмаз», ОАО «Российская горнорудная компания», Северного округа Госгортехнадзора РФ, Департамента по управлению и охране природными ресурсами Администрации Архангельской области и многими другими.

На базе кафедры многократно успешно проведены трехмесячные курсы на право «Ответственного ведения открытых горных работ» с общим выпуском 108 специалистов (руководитель Пиньженин А.И.). Старшим преподавателем Кольцовой Е.И. успешно защищена диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук в МГГУ.

Кафедрой подготовлены учредительные документы, на базе которых АГТУ федеральным агентством по высшему образованию РФ выдана лицензия на подготовку 17 рабочих специальностей, среди которых: машинист экскаватора, доводчик алмазосодержащих концентратов, контролер драгоценной продукции, слесарь КИП и А. и др. (руководитель курсов В.Р. Ивко). Общее количество подготовленных и выпущенных курсантов по рабочим специальностям – 105, ведётся подготовка 29 человек. Студенты специальности открытые горные работы имеют возможность дополнительно к диплому о высшем образовании получить рабочую специальность и какое-то время для приобретения опыта поработать на рабочей должности. Приобретенная заранее рабочая специальность помогает при трудоустройстве по завершению вуза. Однако до настоящего времени существует устойчивый спрос на горных инженеров, который в ближайшее время удовлетворён не будет. Связано это с тем, что существенно увеличивает производственные объемы ОАО «Севералмаз»; уверенно работает ОАО «Северо-Онежский бокситовый рудник»; расширяется, причем многократно, добыча общестроительных горных пород; ведется доразведка с перспективой разработки месторождения бокситов в 3 км от Плесецка – ОАО «Русский алюминий»; хорошие перспективы промышленной разработки золота, меди, марганца в Архангельской области; возобновлены масштабные работы по добыче гипсов кампанией «Кнауфф» и т.д.

Кафедра проводит активное участие в научно-исследовательской работе, по объему НИР на сотрудника кафедра входит в первую десятку. Проведены четыре представительные международные конференции «Развитие минерально-сырьевой базы Архангельской области: проблемы, перспективы, задачи»; кафедрой подготовлены и изданы три сборника научных трудов конференции. Наши студенты являются участниками представительных конкурсов на федеральном уровне по презентации дипломных проектов, все студенты имеют возможность публиковаться и публикуются результаты студенческих научных работ.

Кафедрой проделан большой объём по подготовке учебно-лабораторных помещений с установкой многочисленных макетов, отображающих основные производственные процессы.

Все студенты имеют доступ к электронным версиям учебников, которые размещены в компьютерном классе кафедры, имеют возможность работать с графическими программами и т.д.

В рейтинге кафедр подведенных в 2007 году по результатам 2005/2006 учебного года кафедра заняла 14 место из 64 существующих в АГТУ. Коллектив кафедры по результатам своей деятельности награждён многочисленными грамотами в том числе Печатной грамотой Архангельского областного собрания депутатов.

Студенческая жизнь в стенах вуза протекает активно, является насыщенной, девушки и молодые люди приобретают знания, навыки производственной деятельности, живут обыденной студенческой жизнью, успевают посещать выставки, театры, кино. Представленная галерея из фотоснимков наглядно подтверждает разнообразные стороны студенческой жизни.

С 2007/2008 года специальность в числе нескольких в вузе переходит на бально/рейтинговую систему оценки знаний по 100 бальной шкале, при которой «страшная» для отдельных студентов экзаменационная сессия уходит в небытие, т.к. студент в течении семестра может набрать 73 балла и не сдавать экзамен; «удовлетворительно» ему обеспечивается при 61 бале. В целом кафедра и специальность активно участвует в Болонском процессе, суть которого приведена ниже по тексту.

В качестве значимых векторов дальнейшей модернизации российского высшего образования на первый план выходят общеевропейские ориентиры развития образовательных систем, отвечающие целям интернационализации и создания общеевропейского пространства высшего образования. Важнейшими из преобразовательных направлений, принятых на себя Россией в рамках Болонских договоренностей, являются:

  • введение двухцикловой (начиная с Берлинской конференции – трехцикловой) структуры высшего образования (бакалавр-магистр-доктор);
  • использование кредитной системы ECTS(Европейской системы переноса и накопления кредитов – зачётных единиц (прим. автора), которая становится общим базисом для национальных кредитных систем;
  • рост мобильности студентов, преподавателей и персонала, формирование подлинной культуры мобильности и проведение политики международной открытости вузов;
  • развитие сотрудничества в области качества образования… в направлении общеевропейского понимания;
  • объединение академических ресурсов и культурно-образовательных традиций в целях разработки и реализации интегрированных образовательных программ и совместных степеней, создание дополнительных учебных модулей и курсов с европейским содержанием и ориентацией;
  • ответ за обеспечение качества высшего образования ложится на учебные заведения;
  • формирование подхода к образованию как к процессу, длящемуся всю жизнь;
  • активизация роли студенчества в осуществлении Болонских преобразований.

Уместным является кратко охарактеризовать состояние Болонского процесса на текущий момент, принятые решения и рекомендации, зафиксированные по итогам международных семинаров и конференций европейскими и российскими экспертами (Варшава 2004 г, Рига 2004 г, Брюссель 2005 г, Сорбонна 2005 г, Берген 2006 г и др.). В максимально сокращённом варианте это звучит так:

  • Высшее образование остается вопросом национальной ответственности, национальными условиями, ограничениями и приоритетами;
  • Основными целями высшего образования является: подготовка будущих выпускников к успешному вхождению на рынок труда; развитие и поддержание широкой базы передовых знаний; личное развитее; выработка жизненной позиции;
  • Национальные структуры квалификаций используются такие инструменты прозрачности, как: Приложение к диплому; Европейская система накопления и перевода кредитов (ECTS), рамка EUROPASS, обеспечивающая прозрачность квалификаций. Комплект документов EUROPASS, (Портфолио EUROPASS) позволяет выпускникам в понятной, четкой и ясной форме представлять результаты своего обучения учебным заведениям, работодателям и др. В EUROPASS входят 5 документов: резюме и языковой паспорт EUROPASS, которые заполняются самим выпускником, и три документа, заполняемых компетентными организациями: Приложение к свидетельству об образовании, Приложение к диплому и документ EUROPASS-мобильность. Портфолио EUROPASS и входящие в него документы отражают уровни квалификации его обладателя с использованием их описаний по ЕСК.
  • Использование бально-рейтинговой технологии оценки знаний студентов; и компетентностный подход является обязательными;
  • Широкое использование модульных структур в планировании и организации учебного процесса;
  • Выстраивание многоуровневой системы квалификаций (ЕСК) с учётом национальных традиций;
  • Социально–экономическая поддержка студентов является ключевой проблемой, оставаясь прерогативой правительства;
  • Мобильность остается одним из важнейших факторов Болонского процесса, мобильность является правом, а не привилегий студентов;
  • В Европе, как и в России, наблюдаются скептические настроения по поводу востребованности бакалавров на рынке труда, существуют сложности в финансировании магистратуры;
  • Ответственность за обеспечение качества образования возлагается на высшие учебные заведения.

В 2007 г. планируется завершить работу в части: введения стандартов и руководящих принципов обеспечения качества, разработки национальных структур квалификаций, присуждения и признания совместных степеней, создания возможностей для гибких образовательных траекторий. К 2010 г. планируется: завершить формирование на началах качества прозрачности Европейского пространства высшего образования, достигнуть сбалансированности национального и общеевропейского (Болонского) с учётом рекомендации «избегать излишнего разнообразия к 2010 году», обеспечить достаточный уровень автономии вузов, обеспечить устойчивое финансирование высшего образования, завершить освоение трехцикловой структуры высшего образования, обеспечить широкое применение всеобъемлющей структуры квалификаций.

Думаю, что прочитав предлагаемый текст, в целом, можно понять суть ожидаемых преобразований. Наше обращение к абитуриентам — будущим студентам — Приходите, дерзайте, не пожалеете.

Дата изменения страницы 08.02.2016