Контакты

Структура центра

Сотрудники

Миссия Ресурсного центра инклюзивного образования: обеспечение реализации инклюзивного профессионального образования в Северо-Западном федеральном округе.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2211 от 30.12.2010 г. Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова определен как базовое образовательное учреждение высшего образования, обеспечивающее условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Северо-Западном федеральном округе.

Целью деятельности Ресурсного центра инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Северном (Арктическом) федеральном университет имени М. В. Ломоносова.

Ресурсный центр инклюзивного образования — это инновационная полифункциональная структура, созданная для обучающихся с особыми образовательными потребностями, включая инвалидов. Специалисты Ресурсного центра осуществляют сопровождение таких студентов в учебном процессе.

Направления деятельности Ресурсного центра инклюзивного образования:

  • психолого-педагогическое и методическое сопровождение инклюзивного обучения;
  • подготовка специалистов для реализации инклюзивного образования;
  • проведение научных исследований в области инклюзивного образования;
  • реализация программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки педагогов для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Сопровождение студентов с ОВЗ и инвалидностью

В САФУ имени М. В. Ломоносова созданы условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. В университете на базе Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры создан Ресурсный центр инклюзивного образования, который располагается в Интеллектуальном центре-научной библиотеке университета.

Здание библиотеки доступно для посещения студентами с ОВЗ: вход оборудован пандусами и подъемниками для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, системой навигации по зданию «Парус» для слепых и слабовидящих посетителей, кнопками вызова помощника «Пульсар».

Центр оснащен инновационным специализированным оборудованием, позволяющим лицам с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата получать всю необходимую информацию в доступной форме.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Центре представлены специализированная мебель, накладки на клавиатуру и джойстик, выполняющий функцию компьютерной мышки.

Для обучающихся с нарушениями зрения в Центре имеется тифлотехника, включающая лупы, видеоувеличители, тифлокомпьютер, тифлопринтер, брайлевские дисплеи, читающую и сканирующую машинку, портативный тифлоплеер. Вся эта техника помогает адаптировать зрительную информацию и делает ее доступной для слепых и слабовидящих обучающихся. Также в центре имеется такое инновационное оборудование, как сенсорный напольный терминал с программным обеспечением, преобразующим информацию для лиц с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата в доступную для них форму.

Для обучения студентов с нарушением слуха предусмотрено использование звукоусиливающей аппаратуры, в Центре имеется аудиокласс, акустическая система Front Row, компьютерная техника.

Сопровождение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ включает разработку рекомендаций по организации методической и технической помощи инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; инструктажи и семинары для преподавателей, сотрудников университета, студентов-кураторов; проведение индивидуальных и групповых занятий на базе Ресурсного центра инклюзивного образования.

Подготовка специалистов для реализации инклюзивного образования

В Высшей школе психологии, педагогики и физической культуры педагогики САФУ имени М. В. Ломоносова осуществляется подготовка бакалавров и магистров по направлению Специальное (дефектологическое) образование. В рамках бакалавриата ведется обучение студентов по следующим профилям:

  • «Логопедия»;
  • «Педагогика и психология девиантного поведения»;
  • «Дошкольная дефектология».

На кафедре специальной педагогики и психологии реализуются две магистерские программы:

  • «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в приарктическом регионе»;
  • «Образование лиц с сенсорными нарушениями».

Студенты, обучающие по данному направлению подготовки, получают не только теоретические знания, но и практические навыки работы на специализированном оборудовании. В учебно-научных лабораториях в рамах практических и лабораторных занятий обучающиеся имеют возможность наблюдать и проектировать коррекционные занятия с детьми.

В Ресурсном центре инклюзивного образования функционируют учебно-научная и учебные лаборатории:

Лаборатория психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования

На базе лаборатории представлено инновационное оборудование для нескольких категорий лиц с ограниченным и возможностями здоровья: лица с нарушениями зрения; лица с нарушениями слуха; лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата; лиц с нарушениями речи. 

Лаборатория психологии детства

На базе лаборатории представлена сенсорная комната, предназначенная для стимуляции сенсорных процессов, преодоление нарушений в эмоционально-волевой сфере, коррекции высших корковых функций, психорелаксации, реабилитации.

Лаборатория сурдотехники

В лаборатории представлены логопедические тренажеры и специальное программное обеспечение для комплексной многосторонней коррекции разных сторон устной и письменной речи лиц с нарушениями слуха.

Наука

В Ресурсном центре инклюзивного образования проводятся международные и российские научные исследования по проблемам инклюзивного образования. Результаты научной деятельности сотрудники центра представляют на семинарах, конференциях, форумах международного и российского уровней, а также в научных статьях, научных докладах и учебных пособиях.

Опыт организации обучения студентов с ОВЗ приобретался в ходе реализации ряда проектов международного и всероссийского уровней:

  • SCHOOL FOR ALL — Школа для всех — развитие инклюзивного образования»;
  • «Инклюзивное обучение в профессиональном образовании»;
  • «Разработка и реализация дополнительных образовательных программ для социально-реабилитационного сопровождения интегрированного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

В настоящее время Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры и Ресурсный центр инклюзивного образования входит в тематическую сеть Университета Арктики по вопросам подготовки педагогов с учетом принципов социальной справедливости и многообразия как характеристики учебно-воспитательного процесса. Сетевыми партнерами САФУ имени М. В. Ломоносова являются Монгольский университет, Университет Лапландии (Финляндия), Университет Абердина (Шотландия).

Повышение квалификации

Ресурсным центром реализуются программы повышения квалификации:

  • «Специфика обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках среднего профессионального образования»;
  • «Сопровождение младших школьников с речевыми нарушениями в учебном процессе при отсутствии логопедической помощи».

На базе Ресурсного центра инклюзивного образования Центром развития профессиональных компетенций университета проводятся курсы повышения квалификации для преподавателей:

  • «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья».