Контакты

Структура центра

Сотрудники

Миссия Ресурсного центра инклюзивного образования: обеспечение реализации инклюзивного профессионального образования в Северо-Западном федеральном округе.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2211 от 30.12.2010 г. Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова определен как базовое образовательное учреждение высшего образования, обеспечивающее условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Северо-Западном федеральном округе.

Целью деятельности Ресурсного центра инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Северном (Арктическом) федеральном университет имени М.В. Ломоносова.

Ресурсный центр инклюзивного образования — это инновационная полифункциональная структура, созданная для обучающихся с особыми образовательными потребностями, включая инвалидов. Специалисты Ресурсного центра осуществляют сопровождение таких студентов в учебном процессе.

Направления деятельности Ресурсного центра инклюзивного образования:

  • психолого-педагогическое и методическое сопровождение инклюзивного обучения;
  • подготовка специалистов для реализации инклюзивного образования;
  • проведение научных исследований в области инклюзивного образования;
  • реализация программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки педагогов для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Сопровождение студентов с ОВЗ

В САФУ имени М.В. Ломоносова созданы условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. В университете на базе профильного института педагогики и психологии создан Ресурсный центр инклюзивного образования, который располагается в Интеллектуальном центре-научной библиотеке университета.

Здание библиотеки доступно для посещения студентами с ОВЗ: вход оборудован пандусами и подъемниками для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, системой навигации по зданию «Парус» для слепых и слабовидящих посетителей, кнопками вызова помощника «Пульсар».

Центр оснащен инновационным специализированным оборудованием, позволяющим лицам с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата получать всю необходимую информацию в доступной форме.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Центре представлены специализированная мебель, накладки на клавиатуру и джойстик, выполняющий функцию компьютерной мышки.

Для обучающихся с нарушениями зрения в Центре имеется тифлотехника, включающая лупы, видеоувеличители, тифлокомпьютер, тифлопринтер, брайлевские дисплеи, читающую и сканирующую машинку, портативный тифлоплеер. Вся эта техника помогает адаптировать зрительную информацию и делает ее доступной для слепых и слабовидящих обучающихся. Также в центре имеется такое инновационное оборудование, как сенсорный напольный терминал с программным обеспечением, преобразующим информацию для лиц с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата в доступную для них форму.

Сопровождение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ включает разработку рекомендаций по организации методической и технической помощи инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; инструктажи и семинары для преподавателей, сотрудников университета, студентов-кураторов; проведение индивидуальных и групповых занятий на базе Ресурсного центра инклюзивного образования.

Подготовка специалистов для реализации инклюзивного образования

В институте педагогики и психологии САФУ имени М.В. Ломоносова осуществляется подготовка бакалавров и магистров по направлению Специальное (дефектологическое) образование. В рамках бакалавриата ведется прием и обучение студентов по следующим профилям:

  • «Логопедия»;
  • «Олигофренопедагогика»;
  • «Дошкольная дефектология».

На кафедре специальной педагогики и психологии реализуются две магистерские программы:

  • «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в приарктическом регионе»
  • «Логопедическая помощь лицам с нарушениями речи».

Студенты, обучающие по данному направлению подготовки, получают не только теоретические знания, но и практические навыки работы на специализированном оборудовании. В учебно-научных лабораториях в рамах практических и лабораторных занятий обучающиеся имеют возможность наблюдать и проектировать коррекционные занятия с детьми.

В учебные планы педагогических направлений подготовки, реализуемых в университете, включен учебный модуль «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования».

Лаборатории

В Ресурсном центре инклюзивного образования функционируют учебно-научная и учебные лаборатории:

Лаборатория психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования

На базе лаборатории представлено инновационное оборудование для нескольких категорий лиц с ограниченным и возможностями здоровья: лица с нарушениями зрения; лица с нарушениями слуха; лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата; лиц с нарушениями речи. ФОТО оборудования с названиями-подписями

Лаборатория проблемного детства

На базе лаборатории представлена сенсорная комната, предназначенная для стимуляции сенсорных процессов, преодоление нарушений в эмоционально-волевой сфере, коррекции высших корковых функций, психорелаксации, реабилитации.

Лаборатория сурдотехника

В лаборатории представлены логопедические тренажеры и специальное программное обеспечение для комплексной многосторонней коррекции разных сторон устной и письменной речи лиц с нарушениями слуха.

Повышение квалификации (фото слушателей курсов, свидетельства, отзывы)

На базе Ресурсного центра инклюзивного образования осуществляется переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров по программам:

  • «Обучение студентов с инвалидностью»;
  • «Организация инклюзивного образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях»;
  • «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях»;
  • «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивных практик в дошкольных образовательных организациях»;
  • «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса»;
  • «Использование специализированного оборудования в инклюзивном образовательном процессе»;
  • «Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении»;
  • «Инклюзивное обучение в профессиональных образовательных организациях»;
  • «Использование специализированного оборудования в инклюзивном образовательном процессе»;
  • «Инклюзивное обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Использование специализированного оборудования в инклюзивном образовательном процессе».
  • Наука

    В Ресурсном центре инклюзивного образования проводятся международные и российские научные исследования по проблемам инклюзивного образования. Результаты научной деятельности сотрудники центра представляют на семинарах, конференциях, форумах международного и российского уровней, а также в научных статьях, научных докладах и учебных пособиях. (ФОТО учебных пособий, журналов).

    Опыт организации обучения студентов с ОВЗ приобретался в ходе реализации ряда проектов международного и всероссийского уровней:

    • SCHOOL FOR ALL — Школа для всех — развитие инклюзивного образования«;
    • «Инклюзивное обучение в профессиональном образовании»;
    • «Разработка и реализация дополнительных образовательных программ для социально-реабилитационного сопровождения интегрированного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

    В настоящее время Институт педагогики и психологии Ресурсный центр инклюзивного образования входит в тематическую сеть Университета Арктики по вопросам подготовки педагогов с учетом принципов социальной справедливости и многообразия как характеристики учебно-воспитательного процесса. Сетевыми партнерами САФУ имени М.В. Ломоносова являются Монгольский университет, Университет Лапландии (Финляндия), Университет Абердина (Шотландия).