Научная деятельность кафедры немецкой и французской филологии

На кафедре работают высококвалифицированные специалисты в области германской и романской филологии, медиалингвистики, теории и методики преподавания иностранных языков и культур, межкультурной коммуникации. 12 преподавателей имеют ученые степени и звания.

При кафедре работает аспирантура по специальности 45.06.01 Языкознание и литературоведение, по профилю подготовки «Германские языки». Научное руководство аспирантами осуществляют доктор филологических наук, доцент Л. Ю. Щипицина и доктор филологических наук, доцент Е. В. Боднарук.

Кафедрой организуются научные семинары и конференции различного статуса (международные, всероссийские и вузовские). Традиционно преподаватели кафедры руководят секциями в рамках Ломоносовских научных чтений и «Развитие Северо-Арктического региона в гуманитарной сфере» по медиалингвистике, лингвистике текста и дискурса, а также по методике преподавания иностранных языков в вузе.

Научно-исследовательская работа кафедры ведётся по следующим направлениям:

Научная школа, созданная профессором В.Я. Мыркиным, занимается исследованием проблем темпоральности и аспектуальности в германских языках. Результатами исследований являются кандидатские диссертации, многочисленные публикации: монографии, учебники и статьи в научных изданиях.

Руководитель: доктор филол. наук, доцент Е.В. Боднарук.

Исполнители: доктор филол. наук Л. Ю. Щипицина, кандидаты филол. наук Е. В. Костеневич, Е. В. Степырева, Т. В. Лубенцова, Н. А. Баранова, Т. Н. Астахова, В. В. Бейм, аспиранты А. С. Канеева, К. М. Каркодина, М. Фритц

Краткое описание: В рамках данного научного направления изучаются языковые средства выражения темпоральных и пространственных отношений в немецком языке в разных стилях, жанрах и типах текста. Анализу подвергаются грамматические, лексические и лексико-грамматические единицы на системно-языковом и речевом уровнях. Особое внимание уделяется межкатегориальным связям темпоральности и пространства в речи. Рассматриваются случаи выражения временных значений через пространственные, а также пространственных значений посредством временных.

Руководитель: доктор филол. наук Л.Ю. Щипицина.

Основные исполнители: аспиранты А. С. Чуб, О. А. Щукина, Т. В. Лубенцова

Краткое описание: В рамках научного направления изучаются современные коммуникативные практики, развивающиеся в условиях существования современных цифровых средств коммуникации. Актуальность научного направления обусловлена необходимостью объединения научных и практико-ориентированных подходов разных дисциплин гуманитарного знания (теории коммуникации, дискурсивных исследований, лингвистики текста, прикладной лингвистики и риторики) к изучению влияния средства и канала речи на ее лингвистическое оформление, а также важностью освоения различных аспектов цифровых технологий для современного лингвистического образования. В центре внимания исследователей при этом должна находиться организация текста компьютерно-опосредованной коммуникации, который интегрирует в себе фонетические, орфографические, лексические, морфологические и синтаксические особенности интернет- коммуникации. В рамках направления предполагаются медиасопоставительные и контрастивные исследования коммуникативных практик, складывающихся на современном этапе в разных типах институциональных и бытовых дискурсов в интернете.

Руководители: к. пед. н., доцент Н. А. Дроздова, к. пед. н., доцент Н. Р. Ершова

Основные исполнители: д-р филол. наук Л. Ю. Щипицина, канд. пед. наук М. Л. Соколова, канд. филол. наук Е. В. Костеневич, Е. В. Стёпырева, Т. В. Лубенцова, канд. филос. наук Н. А. Смирнова, ст. преподаватель Ф. А. Хеберляйн, магистранты программы «Инновационные технологии обучения немецкому языку».

Целью исследования является выявление и описание инновационных моделей и методик иноязычного образования на разных ступенях и уровнях: детский сад — школа — колледж — вуз, а также дополнительного образования (курсы иностранных языков, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки). В ходе исследования предполагается изучение передового лингводидактического и педагогического опыта иноязычного образования и актуальных трендов в изучении иностранных языков. Отталкиваясь от успешных практик иноязычного образования, проводятся экспериментальные исследования по обучению иностранным языкам на основе современных методик, и тем самым осуществляется применение современных образовательных техник, инструментов и методов в актуальное обучение иностранным языкам для различных целевых групп.

Руководитель: канд. филол. наук, доцент А. А. Ларькина.

Основные исполнители: канд. пед. наук Н. Р. Ершова.

Краткое описание: Данное направление научных исследований нацелено на анализ современного состояния французского языка, а также изучение исторических изменений, фонетической, лексической, синтаксической и стилистической вариативности в условиях мультикультурализма. Французский язык изучается также с позиции методики преподавания специалистам в области лингвистики, педагогического образования и для профессиональных целей. Таким образом, сопоставляется система французского языка в ее развитии с узуальным преломлением того или иного пласта языка для определенных целей, при этом выделяются лингвистические и дидактические аспекты.

Дата изменения страницы 26.11.2021