Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Научная деятельность кафедры немецкой и французской филологии

Научная деятельность кафедры немецкой и французской филологии

На кафедре работают высококвалифицированные специалисты в области германской и романской филологии, медиалингвистики, теории и методики преподавания иностранных языков и культур, межкультурной коммуникации. 12 преподавателей имеют ученые степени и звания.

При кафедре работает аспирантура по специальности 45.06.01 Языкознание и литературоведение, по профилям подготовки «Романские языки» и «Германские языки». Научное руководство аспирантами осуществляют доктор филологических наук, профессор Л.Ю. Щипицина и кандидат филологических наук, доцент Е.В. Боднарук.

Кафедрой организуются научные семинары и конференции различного статуса (международные, всероссийские и вузовские). Традиционно преподаватели кафедры руководят секциями в рамках Ломоносовских научных чтений по медиалингвистике, лингвистике текста и дискурса, а также по методике преподавания иностранных языков в вузе.

Научно-исследовательская работа кафедры ведётся по следующим направлениям:

Время и пространство в явлениях языка и речи

Научная школа, созданная профессором В.Я. Мыркиным, занимается исследованием проблем темпоральности и аспектуальности в германских языках. Результатами исследований являются кандидатские диссертации, многочисленные публикации: монографии, учебники и статьи в научных изданиях.

Руководитель: канд. филол. наук, доцент Е.В. Боднарук.

Исполнители: доктор филол. наук Л.Ю.Щипицина, кандидаты филол. наук Е.В. Костеневич, Е.В. Степырева, Т.В. Лубенцова, Н.А. Баранова, Л.С.Заиченко, Т.Н.Астахова, преподаватель В.В.Бейм

Краткое описание: В рамках данного научного направления изучаются языковые средства выражения темпоральных и пространственных отношений в немецком языке в разных стилях, жанрах и типах текста. Анализу подвергаются грамматические, лексические и лексико-грамматические единицы на системно-языковом и речевом уровнях. Особое внимание уделяется межкатегориальным связям темпоральности и пространства в речи. Рассматриваются случаи выражения временных значений через пространственные, а также пространственных значений посредством временных.

Лингвистические аспекты интернет-коммуникации

Руководитель: доктор филол. наук Л.Ю. Щипицина.

Основные исполнители: А.М. Борис, С.С. Маркова

Краткое описание: В рамках научного направления изучаются современные коммуникативные практики, развивающиеся в условиях существования новых средств коммуникации — компьютера и Интернета. Актуальность научного направления обусловлена необходимостью объединения научных и практико-ориентированных подходов разных дисциплин гуманитарного знания (теории коммуникации, дискурсивных исследований, лингвистики текста, прикладной лингвистики и риторики) к изучению влияния средства и канала речи на ее лингвистическое оформление, а также важностью освоения различных аспектов новых информационных технологий для современного лингвистического образования. В центре внимания исследователей при этом должна находиться организация текста компьютерно-опосредованной коммуникации, который интегрирует в себе фонетические, орфографические, лексические, морфологические и синтаксические особенности компьютерно-опосредованной коммуникации. В рамках направления предполагаются медиасопоставительные и контрастивные исследования коммуникативных практик, складывающихся на современном этапе в разных типах институциональных и бытовых дискурсов в Интернете.

Тема научного направления: Специфика профессионально-языкового образования в Евро-Арктическом регионе

Руководитель: к.пед.н., доцент М.Л. Соколова, к. пед. н., доцент Белошицкая Н.Н.

Основные исполнители: канд. пед. наук Н.А. Парилова, Н.Р. Ершова, канд. филол. наук Е.В. Костеневич, Е.В. Стёпырева, Л.С. Заиченко, ст. преподаватель С.В. Шабалина.

Целью исследования является разработка модели профессионально-языкового образования в САФУ с учетом специфики Евро-Арктического региона. В ходе исследования предполагается следующее: изучить опыт профессионально-языкового образования в ряде вузов Евро-Арктического региона: Мурманском арктическом государственном университете, Петрозаводском государственном университете, Лапландском университете (г. Рованиеми, Финляндия), Арктическом университете Норвегии (кампус г. Тромсе). В результате мониторинга планируется выявить специфику профессионально-языкового образования, касающуюся целей обучения, содержания обучения, образовательных технологий, организации образовательного процесса, особенностей взаимодействия субъектов образования. На основе проведенного анализа планируется разработать «идеальную модель» профессионально-языкового образования с учетом специфики Евро-Арктического региона и апробировать эту модель в САФУ на нелингвистических направлениях подготовки.

Синхронические и диахронические аспекты изучения французского языка

Руководитель: канд. филол. наук, доцент А.А. Ларькина.

Основные исполнители: канд. пед. наук Н.Р. Ершова, ст. преподаватель И.А. Гвоздева.

Краткое описание: Данное направление научных исследований нацелено на анализ современного состояния французского языка, а также изучение исторических изменений, фонетической, лексической, синтаксической и стилистической вариативности в условиях мультикультурализма. Французский язык изучается также с позиции методики преподавания специалистам в области лингвистики, педагогического образования и для профессиональных целей. Таким образом, сопоставляется система французского языка в ее развитии с узуальным преломлением того или иного пласта языка для определенных целей, при этом выделяются лингвистические и дидактические аспекты.

Дата изменения страницы 22.11.2016