Новости Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации

«Как предотвратить уход русского языка из мировой науки?»
03.06.2021
«Как предотвратить уход русского языка из мировой науки?»

27 мая 2021 г. в дистанционном формате состоялся круглый стол на тему «Как предотвратить уход русского языка из мировой науки?», который был организован Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по развитию высшего образования и науки совместно с Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина в Москве в рамках Международного Костомаровского форума, 24-28 мая 2021 г.

Всего на заседании круглого стола было 45 участников от академических институтов (русского языка, языкознания) и от вузов России. САФУ представляла Елена Евгеньевна Котцова, профессор кафедры русского языка и речевой культуры. Также сертификат участника Костомаровского форума получила Анастасия Сергеевна Онегина, доцент кафедры русского языка и речевой культуры.

Как отмечается в материалах, подготовленных организаторами круглого стола, «все больше российских ученых публикуют свои работы на английском языке». С одной стороны, это позволяет быстрее распространять информацию о научных достижениях этих самых ученных; а с другой — этот процесс существенно ослабляет позиции русского языка как языка науки.

Модератор мероприятия — заместитель председателя Комиссии ОП РФ, заведующий научно-учебной лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ Максим Анисимович Кронгауз во вступительном слове с горечью констатировал, что «происходит омертвение отдельных зон языка»:

«Если мы перестанем по-русски говорить и писать о разных науках, то через несколько лет мы этого уже и не сможем сделать, даже если захотим. Более того, мы сталкиваемся с тем, что разные учреждения образования и науки подталкивают ученых перестать писать по-русски: так, при начислении баллов больше их ученый получает за статьи на английском языке. Есть и другие проблемы, которые, в первую очередь, касаются гуманитариев. Ведь если мы перестаем писать по-русски, то русский язык исчезает и как объект исследования. Он тоже таким образом вытесняется из науки».

Отчасти этим (постепенным выпадением русского языка из пространства мировой науки и образования) обусловлен процесс сжатия «ареала его существования». Как сообщила ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Маргарита Николаевна Русецкая, «за последние 30 лет русский язык потерял более 50 миллионов, говорящих на нем»:

«В последние годы в российских вузах очень активно обсуждается тема, а на каком языке должны реализовываться программы высшего образования, чтобы они были привлекательны, в том числе и для иностранных граждан. Сегодня и позиция нашего регулятора — Министерства науки и образования, и позиция ведущих инновационных научных структур нашей страны такова, что программы уже магистратуры точно должны реализовываться на английском языке для того, чтобы готовить конкурентоспособных специалистов».

Не менее остро, чем выбор «языка образования», по ее словам, стоит проблема выбора «языка научных исследований»:

«За последние годы в российских вузах сделано многое для того, чтобы стимулировать ученых к написанию статей на иностранных языках: это и ранее упомянутая система начисления стимулирующих баллов, когда издаются статьи на иностранных языках. Все это привело к некоторому „перекосу“, когда научные статьи сразу создаются на иностранных языках, и мы не имеем в корпусе научных публикаций их русскоязычных версий. То есть мы своими руками создали условия, когда происходит „обкрадывание“ корпуса русскоязычных научных публикаций».

Конкретные статистические данные, наглядно демонстрирующие уход русского языка из мировой науки, были представлены в докладе проректора по науке Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Михаила Андреевича Осадчего:

«В исследовании, которое мы предприняли, сразу стало понятно, что по числу научных публикаций мировым лидером, безусловно, является английский язык (за 2020 год — 6 млн. 266 тыс. 815 публикаций). Китайский язык формально занимает второе место (за 2020 год — 96 тыс. 933 публикации), а русский — пятое (за 2020 год — 37 тыс. 559 публикаций). ... Между первым местом и всеми остальными разрыв колоссальный — больше чем в 120 раз. Это говорит о том, что все языки, кроме английского, катастрофически теряют статус ресурсных языков знаний, технологий, языков научной информации».

Больше всего научных публикаций на русском языке издает Белоруссия — 13% (остальные на английском); Киргизская республика — 8,5% (остальное на английском); Азербайджан — 7,3%. Среди научных направлений, которые лидируют по вкладу в общий объем русскоязычных публикаций (37 тыс. 559), докладчик отметил медицину (40% публикаций), социальные науки: экономика, социология, психология (24%), гуманитарные науки (только 19%).

Конечно, все участники круглого стола были едины во мнении, что русский язык надо всячески продвигать и поддерживать, но, как отметил еще один участник мероприятия — директор Института научной информации по общественным наукам РАН Алексей Владимирович Кузнецов, «при том геополитическом весе, который есть у нашей страны», претендовать на вытеснение английского языка трудно. Есть и внутренние причины: в связи с переводом аспирантуры в статус третьей ступени ВО резко, почти в 2 раза, до 80 тысяч, сократилось количество аспирантов и до 10% снизилось количество защит диссертаций после окончания аспирантуры. Это в перспективе также может отразиться на количестве, да и на качестве, научных исследований и публикаций.

Выступающие отметили, что:

  1. необходимо продвижение русскоязычных журналов в состав изданий БД Scopus и Web of Science и финансирование международного книгообмена (через ИНИОН). Ведь для отправки русскоязычных журналов и монографий в другие страны ежегодно необходимо 3–4 млн. руб., в то время как на финансирование доступа к международным базам данных для 500 научных структур и некоторых вузов ежегодно выделяется до 3 млрд. рублей (А.В. Кузнецов);
  2. должен быть повышен статус публикаций на русском языке, необходимо включать их в аккредитационные показатели;
  3. следует создать полнотекстовую базу данных публикаций на русском языке.

Возврат к списку