Новости Высшей школы естественных наук и технологий

Секция «Современные проблемы методики обучения биологии»
28.04.2021
Секция «Современные проблемы методики обучения биологии»

Секция «Современные проблемы методики обучения биологии» была немногочисленной, но разговор состоялся очень конструктивный.

Тематика докладов была направлена на обсуждение актуальных проблем школьного образования в контексте современных стандартов.

Обозначенные сегодня приоритеты школьного образования: «учиться знать», «учиться делать», «учиться быть», «учиться жить» — ставят перед учителем задачи формирования универсальных учебных действий и переноса практических предметных умений в жизнь. В докладе Анны Заборцевой была раскрыта проблема предметного биологического умения самонаблюдений как одного из ведущих условий сохранения здорового образа жизни. В содержании доклада автор представляет результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, иллюстрирующие существующую в практике школы проблему формирования данного умения в разделе «Человек и его здоровье». Анной разработана методика формирования умений наблюдать состояние собственного организма, экспериментально доказана ее результативность.

В докладе Татьяны Исаковой была затронута проблема развития общеучебного умения смыслового чтения как необходимого условия построения цепей рассуждений биологического содержания. В процессе педагогического эксперимента Татьяне удалось доказать эффективность предложенной ею методики, значительно повысив уровень исследуемых умений обучающихся.

Елена Карманова представила в своем докладе тему «Содержание и методика элективного курса «Морфолого-анатомическое строение скелета млекопитающих», являющуюся направлением профориентационной работы в школе. Недостаточность объема часов для изучения раздела «Животные» делает данный аспект слабо изученным семиклассниками. Увлеченность и большой опыт автора в области териологии позволяет развивать познавательный интерес к проблеме и в целом к зоологии.

С помощью лично препарированных остеологических материалов автор показывает возможности развития важнейшего общебиологического понятия «взаимосвязь строения органа с выполняемой функцией», развитие общебиологических и логических познавательных метапредметных универсальных учебных действий. Участниками секции было высказано предложение о разработке и публикации Атласа, представляющего в систематическом порядке скелеты млекопитающих. В работе секции также была заслушана проблема педагогического рисунка как средства формирования биологических знаний, представленная Аленой Щепоткиной. В докладе содержался материал, доказывающий актуальность педагогического рисунка, вариативность средств его выполнения в связи с современными техническими возможностями. В то же время подчеркивается, что основные условия в методике педагогического рисунка, исторически складывающиеся в образовательном процессе, сохраняются.

Заслушанные проблемы исследования и подходы к их решению являются актуальными в теории методики обучения биологии и в практике биологического образования современной школы.

Возврат к списку