Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

История кафедры технического инжиниринга

Кафедра технического инжиниринга (ТИ) является межинститутской общетехнической кафедрой. Кафедра была организована в 2014 году и входит в состав института энергетики и транспорта (ИЭиТ). Она создана на базе двух кафедр: кафедры материаловедения и технологии конструкционных материалов и кафедры прикладной механики и основ конструирования. В настоящее время кафедрой руководит доцент, к.т.н. И.О. Думанский.

Первым заведующим кафедрой материаловедения и технологии конструкционных материалов ( тогда — технологии металлов) в течение 18 лет был А.М. Губенко. Затем заведующими кафедрой были С.С. Моданов, Е.М. Боровиков, Б.Ф. Орлов, Р.И. Миронов, И.О. Думанский. Эта кафедра стала основой для технологического направления современной кафедры технического инжиниринга.

Наиболее интенсивное развитие учебной, методической и научной работы по технологическому направлению кафедры началось с конца 60-х — начала 70-х годов, когда на кафедру пришли молодые кандидаты технических наук С.С. Моданов, В.Н. Потехин, В.П. Быков, В.Я. Беляков, Б.Ф.Орлов. В середине — конце 70-х годов кафедра пополнилась ещё тремя кандидатами технических наук — Б.Н. Яковлевым, Р.И. Мироновым и В.М. Александровым. Одним из старейших и опытных преподавателей кафедры являлся один из ректоров АЛТИ-АГТУ-САФУ, профессор Е.М. Боровиков, начавший работать на ней в 1953 году. В эти же годы (1953 — 1956) на кафедре работал над своей докторской диссертацией известный впоследствии учёный-металловед М.А. Кришталл. Большинство преподавателей кафедры закончили аспирантуры известных научных школ России: МВТУ им. Баумана, Станкостроительного института, школу проф. члена-корреспондента АН СССР М.А. Кришталла.

По технологическому направлению кафедры читаются лекции, проводятся лабораторные и практические занятия по 11 дисциплинам, в том числе — по технологии конструкционных материалов, материаловедению, взаимозаменяемости и техническим измерениям, технологии машиностроения, технологии сварочных работ, наноматериалам и нанотехнологиям для 17 технических специальностей 5 институтов университета. В этом направлении занятия со студентами ведут 7 преподавателей кафедры, из которых — 1 профессор, 4 доцента, старший преподаватель и ассистент.

Технологическое направление кафедры имеет современное оборудование для качественной реализации образовательного процесса с использованием прогрессивных медиа-, интерактивных и дистанционных технологий обучения. В лаборатории обработки резанием находятся новейшие металлообрабатывающие станки шести групп (в том числе с ЧПУ), позволяющие показывать все основные виды механических операций. В лаборатории сварки и литейного производства имеется оборудование, позволяющее изучать ручную дуговую и газовую сварку, точечную контактную сварку, полуавтоматическую и аргонно-дуговую сварку, а также технологию ручной формовки и литья в различные типы форм. Лаборатория слесарной обработки содержит все самые необходимые и наиболее распространенные слесарные инструменты для ручной обработки металла. Термическая и металловедческая лаборатории имеет печи для проведения основных видов термической обработки и приборы — твердомеры и микроскопы для контроля качества обработки и проведения микроанализа металла. В лаборатории технических измерений собраны инструменты и приборы для линейно-угловых измерений с любой точностью, требуемой в промышленности. Помимо этого на кафедре имеется и уникальное оборудование: лазерная установка, установка для сверхскоростного электроконтакного нагрева, электронные индикаторы и другое оборудование и приборы.

На базе лаборатории обработки резанием кафедры недавно создан Центр прототипирования и технического дизайна, оборудованный современным 3-D-принтером и 3-D-сканером, а также машинными станциями для изучения и разработки программного обеспечения, используемого в станках с ЧПУ. Центр призван обеспечивать решение задач образовательного процесса, проведения НИР и НИОКР, а также внедрения инновационных разработок преподавателей и студентов университета.

Научные интересы кафедры в технологическом направлении достаточно разнообразны. Преподаватели кафедры разрабатывают новые современные технологии обработки и упрочнения материалов, оптимизируют технологические режимы, решают насущные инженерные и научно-производственные задачи. Работа, проведенная преподавателями кафедры на Соломбальском машиностроительном заводе, позволила сверлить глубокие отверстия в штоках автолесовоза практически без поломок сверл, что являлось серьёзной технологической проблемой . Разработки кафедры позволили заводу отказаться от закупок гнутых ниппелей в Финляндии, необходимых при производстве гидроманипуляторов.

Большая работа по вопросам литья сложных изделий и специальных марок сталей, по разработке и внедрению специальных способов литья, по восстановлению изношенных деталей оборудования ЦБП, по вопросам термической обработки деталей и зубчатых колес была проведена по заказу Архангельского ЦБК.

В течение многих лет на кафедре проводилась работа по проектированию фрезерных рабочих органов для разработки мерзлых и талых торфяников при производстве работ по лесной мелиорации. Эти рабочие органы показали неплохие результаты и на минеральных грунтах при очистке заросших осушительных каналов в летнее время.

Следует особо отметить работу кафедры с Центром атомного судостроения ПО «Севмаш». Длительное время на кафедре под руководством доцента И.О. Думанского разрабатываются конструкции и технологии изготовления упругих пружинных элементов, являющихся основой металлических виброизоляторов. Эта работа интересна еще и тем, что она — от идеи до воплощения в готовую технологию — полностью выполнена на кафедре. Особенностью металлических виброизоляторов является их гораздо лучшее гашение колебаний и вибраций по сравнению с другими видами амортизаторов, а также возможность использования в широком интервале температур, и в том числе в агрессивных средах. Металлические опоры, изготовленные на СМП для своей продукции, подтвердили их высокие эксплуатационные показатели и надежность в течение многолетней эксплуатации. Следует отметить, что эти виброопоры можно создавать на любые нагрузки и устанавливать в самых разнообразных механизмах.

Заслуживают внимания работы по скоростной термической обработке пружинных и быстрорежущих сталей, проводимые доц. И.О. Думанским. Одним из результатов этих работ является вывод о возможности применения скоростных нагревов (до 10000 о /c) при закалке и отпуске сталей и сплавов с целью получения особого структурного состояния, характеризующегося супермелкодисперстностью структурных составляющих, определенной степенью неоднородности аустенита и высокой плотностью дефектов строения. Последние исследования в этом направлении позволяют надеяться на эффективность применения скоростного нагрева для раздробления крупных карбидных включений в быстрорежущих сталях с последующим их ускоренным растворением в твердом растворе и, как следствие, повышением теплостойкости этих сталей. Продолжением этой работы являются проводимые старшим преподавателем А.В. Прохоровым исследование возможности использования скоростных нагревов при динамическом старении пружинных сталей и сплавов для повышения их упругих и прочностных свойств.

В научно-исследовательской работе кафедры активное участие принимают и студенты университета. Результатом такого участия являются новые перспективные дипломные разработки, а также возможность подготовиться к дальнейшим, в том числе, и диссертационным научным исследованиям.

Конструкторское направление кафедры технического инжиниринга сформировано на базе кафедры прикладной механики и основ конструирования. Кафедра прикладной механики и основ конструирования ( тогда — ТММ и деталей машин) была основана в 1930 году. Первым заведующим кафедрой был Акиншин. В последующие годы кафедрой руководили В.В.Оболенский (до 1950 г.), Н.H. Суродейкин (1950 — 1961 гг.), доценты К. И. Демьяновский (1961 — 1978 гг.), А.Я. Бурсин (1978 — 1983 гг.), А.П. Братин (1983 — 1987 гг.), А.С. Сметанин (1988 — 1994 гг.), Н.И. Дундин (1994 — 2014 гг.).

Большую часть времени история кафедры ТММ и деталей машин была связана с факультетом механической технологии древесины, что и сказалось на научной ориентации её преподавателей. Под руководством заведующих кафедрой К. И. Демьяновского, А.Я. Бурсина, А.П. Братина была проделана большая работа по укреплению лабораторной базы. Были организованы специализированные лаборатории теории механизмов и машин, деталей машин, подъёмно-транспортных машин, оснащённые учебными пособиями, лабораторными установками, плакатами и т.п. В 1988 г. кафедра вошла в состав механического факультета и перебазировалась вместе с ним в новый учебно-лабораторный корпус № 3. В 1992 г. было принято решение об изменении названия кафедры. Она стала называться кафедрой прикладной механики и основ конструирования.

В настоящее время на конструкторском направлении кафедры технического инжиниринга работает 8 преподавателей, из них: 1 профессор,6 доцентов и 1 старший преподаватель. Они ведут занятия по восьми дисциплинам со студентами 12 специальностей 5 институтов университета.

Для обеспечения учебного процесса конструкторское направление кафедры имеет лабораторию теории механизмов и машин, кабинеты по деталям машин, подъёмно-транспортным машинам и прикладной механике. В лаборатории имеются различные виды механизмов и кинематических пар и прозрачные модели их для показа в движении посредством кодоскопа. Имеется возможность для выполнения 12 лабораторных работ. В кабинетах представлены настенные, стационарные и переносные стенды различных деталей и узлов машин, установки для лабораторных работ.
Создаются экспериментальные образцы нового оборудования и стенды для исследования отдельных его узлов и элементов. Под руководством профессора Г.Ф. Прокофьева и при участии доцента Н.И. Дундина созданы экспериментальные ленточнопильный станок с криволинейными аэростатическими направляющими, стенд для исследования плоских аэростатических опор и стенд для исследования аэростатических опор (блоков) полиспастов с ленточным тяговым органом.

Одно из важнейших направлений научных исследований — это совершенствование и интенсификация механической переработки древесины. Это направление охватывает процессы приёмки, подготовки, подачи и раскроя пиловочного сырья с выработкой пиломатериалов, технологической щепы и опилок.

Под руководством профессора Г.Ф. Прокофьева проводятся исследования по интенсификации переработки древесины путем совершенствования лесопильного оборудования и инструмента. При этом были разработаны экспериментальные образцы новых типов лесопильной рамы, многопильного и круглопильного станков, не имеющих зарубежных аналогов. Обоснованы и разрабатываются направления модернизации действующих лесопильных рам и многопильных станков. Им разработаны теория по обеспечению прочности, жёсткости и устойчивости рамных и ленточных пил, режимы их подготовки к работе. Он является одним из авторов режимов пиления древесины на лесопильных рамах. Г.Ф. Прокофьев автор 160 научных работ, включающих одну монографию объёмом 240 стр. по интенсификации пиления древесины, 8 брошюр, 91 статью и 56 изобретений. Он неоднократно выступал с докладами на конференциях и семинарах республиканского и межвузовского уровня. Награждён знаком «Изобретатель СССР», почетной грамотой Президиума Всесоюзного Совета научно-технических обществ. Ему дважды присуждалась государственная научная стипендия.

Доцент Е.А. Богданов провёл ряд исследований по совершенствованию конструкций, подготовке и эксплуатации деревообрабатывающего инструмента. В частности, разрабатывались рамные пилы для распиловки брёвен с получением технологической щепы. В результате этих и других исследований предложены пилы из стали 9 ХФМ и организовано их серийное производство на Горьковском ОПМЗ. Совместно с Новозыбковским станкозаводом проведена модернизация станка ПВ-35 и работа по его серийному производству. Им разработан проект инструментального цеха и проведены исследования по выявлению потребности шлифовальных кругов. Результаты использованы при разработке нормативно-технической документации : ГОСТ 5524-75, ОСТ 13-6-78, «Методики расчёта потребности в шлифовальных кругах». Е. А. Богданов опубликовал 93 работы, из них две монографии, освещающие подготовку и эксплуатацию рамных пил общим объёмом 262 стр., две брошюры, 62 статьи и 19 изобретений.

Доцент Н.Ю. Микловцик исследовал пиление древесины узкими ленточными пилами. В результате исследований разработаны пилы, оборудование для их изготовления и режимы пиления. Результаты исследования внедрены. Организовано производство новой более совершенной клавиатуры для пианино, благодаря этому вышедшему на мировой рынок. По результатам исследований Н.Ю. Микловцик опубликовал три брошюры и 23 статьи. Он является автором четырёх изобретений, в т.ч. одного патента. Ему присвоено звание «Изобретатель СССР». Н.Ю. Микловцик участник двух выставок. Награждён дипломом первой степени за участие в высгавке научно-технического творчества молодых сотрудников в г. Ленинграде и бронзовой медалью ВДНХ.

Доцент Л.В. Орленко исследует процессы резания анизотропных конструкционных материалов с позиции механики их разрушения. Она разработала математическую модель процесса резания и методы определения коэффициентов интенсивности напряжений для трещин, возникающих при разрушении древесины, обосновала геометрические параметры торцово-конических фрез и технологические параметры фрезерования при получении технологической щепы. Л.В. Орленко опубликовала семь статей и четыре информационных листка, сделала пять докладов на семинарах и конференциях республиканского и межвузовского уровней. Работы доцентов Н.И. Дундина и Е. О. Орленко посвящены решению некоторых проблем механики машин.

Доцент Н.И. Дундин исследовал пути и возможности повышения точности зубчатых передач и кинематических цепей при их проектировании и производстве. В результате исследований им предложены нормативные показатели точности для колёс зубчатых, червячных и червяков, конструкции зубчатых передач без «мёртвого хода», а также способ нарезания и режимы резания при изготовлении зубчатых колёс для точных зубчатых передач. Разработал теорию математического моделирования реального процесса огибания при зубофрезеровании колёс червячными фрезами, при этом установил влияние параметров и погрешностей инструмента на точность нарезаемого зубчатого колеса, предложил новую методику расчёта показателей точности зубчатых передач, основанную на статистическом моделировании с учётом показателей точности элементов передачи. Результаты исследований использованы при разработке ОСТ 5.8686-84. Н.И. Дундин опубликовал одну брошюру, 13 статей, сделал семь изобретений и шесть докладов на семинарах и конференциях межвузовского уровня. В последние годы он совместно с профессором Г.Ф. Прокофьевым занимается исследованиями по применению газовой смазки в технике и в узлах трения машин и механизмов.

Доцент Е.О. Орленко исследовал долговечность мелкомодульных зубчатых передач при одноразовом смазывании пластичным смазочным материалом. В результате исследований разработал математическую модель долговечности этих передач. Опубликовал четыре информационных листка, 11 статей, сделал шесть докладов на семинарах и конференциях межвузовского уровня. Он автор шести изобретений. В настоящее время проводит исследования по резанию древесины.

Кафедра технического инжиниринга продолжает своё развитие в конструкторском и технологическом направлениях, заданных всей предыдущей её историей и решает важнейшую стратегическую задачу именно — задачу коренной модернизации на базе освоения современных методов преподавания и совершенствования материально-технической базы педагогического и научно-исследовательского процессов, что соответствует основным стратегическим задачам развития Университета как в области совершенствования процессов обучения, так и в области развития научно-исследовательских и инновационных работ.

Дата изменения страницы 13.09.2016