Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Новости Высшей инженерной школы САФУ

Людмила Морозова: В будущем будет разрешено думать только 10-15% населения
19.11.2019
Людмила Морозова: В будущем будет разрешено думать только 10-15% населения

Первая лекция в рамках проекта «Лекторий для школьников» приоткрыла завесу тайн человеческого мозга. Доктор биологических наук, профессор Людмила Морозова представила ребятам историю изучения мозга, рассказала, какими данными о нем располагает современная наука, какие мифы о мозге правдивы, а какие нет, и как «дружить» со своим мозгом.

«В свое время в разных университетах мира проходили открытые лектории для всех желающих, участники дискутировали, обсуждали животрепещущие темы. Постепенно просветительская функция университетов в обществе была частично утрачена. С этого года мы решили возродить эту традицию в САФУ, и накануне дня рождения Михаила Ломоносова даем старт проекту «Лекторий для школьников», — отметила проректор по образовательной деятельности Людмила Морозова.

Мозг vs Искусственный интеллект

На первой лекции «Тайны человеческого мозга» профессор просто и доступно рассказала школьникам о биологических процессах, происходящих в мозге, и представила интересные факты, известные науке. «В мозге человека действует огромная нейронная сеть, в которой каждый нейрон контактирует с соседними, передавая через синапсы информацию. Общее количество синапсов превышает количество звезд на небе, а за день мозг генерирует больше импульсов, чем все телефонные звонки на планете. Все это позволяет человеку быстро реагировать на внешние раздражители и координировать свои действия», — сказала Людмила Владимировна.

Высокая скорость работы мозга — очевидное преимущество перед искусственным интеллектом. Как отметила Людмила Морозова, пока не придуман материал, который бы не перегревался при такой скорости прохождения электрического тока. Как только материал будет найден, человечество ждет новый прорыв в технологиях.

Обратная сторона огромной скорости и эффективности работы мозга — высокая энергозатратность. Спящий мозг потребляет 9% энергии организма и 20% кислорода, в бодрствующем состоянии — 20% энергии и 33% кислорода, поэтому одна из важнейших задач мозга — экономия ресурсов и энергии организма. Это, в свою очередь, порождает множество неудобных для человека следствий.

Экономный хозяин

«До трех лет количество нейронных связей стремительно растет, что связано с огромными потоками информации, с которыми сталкивается новорожденный. В биологии этот период называется сензитивный, в это время мозг готов брать максимум информации. После трех лет, когда человек познакомился практически со всем, что его окружает, в целях экономии энергии мозг начинает „отключать“ неактивные нейроны. У пожилого человека количество синапсов в мозгу может быть меньше, чем у пятилетнего ребенка, по той причине, что он их не поддерживал в тонусе и не давал мозгу новую информацию в работу», — рассказала доктор наук.

С 25 лет также начинают проявляться признаки старения мозга. «Если мы не нагружаем нейрон работой, он вместо полезных структурных белков начинает синтезировать пигмент липофусцин или белок „старения“. Когда клетка на 80% заполнена липофусцином, она умирает. Это сказывается на работоспособности мозга», — добавила Людмила Морозова. Решение этой проблемы довольно очевидное — постоянная интеллектуальная работа, разнообразная деятельность, нестандартные задачи и творчество. Доказано, что люди, которые заняты интеллектуальным и творческим трудом в среднем живут дольше, чем те, кто занят рутинным физическим трудом и никак не развивают себя.

Стремление мозга к экономии энергии объясняет еще одно интересное явление — стереотипность поведения человека. «Распространенная ситуация: школьнику надо учить уроки, он решил полежать двадцать минут, очнулся — уже утро, уроки не сделаны и надо идти в школу. Если при таком раскладе все закончилось благополучно, при повторении это поведение закрепится и станет стереотипом деятельности в жизни. Если вы хотите поменять свою жизнь, вы должны работать над сменой стереотипов и заставлять мозг работать — бороться с желанием полежать и садится за работу, в повседневных бытовых вопросах нестандартные решения и так далее. Это сложная и тяжелая работа, но со временем ее будет выполнять легче», — посоветовала Людмила Владимировна.

Мифы и тенденции

С помощью биологии лектор развенчала и миф о многозадачных людях. Как оказалось, наше сознание не многозадачно и способно решать только одну задачу в единицу времени. Многозадачные специалисты в силу особенностей мозга не способны думать над несколькими процессами одновременно, их заслуга в том, что они умеют быстро переключаются между разными задачами. «Мысль, которую человек может думать одномоментно, длится не более трех секунд. У нас в процессе мышления сшиваются трехсекундные кусочки мысли, каким образом — до сих пор науке неизвестно. Также в одну единицу времени мы можем оперировать не более тремя объектами», — отметила профессор.

Зашел разговор на лекции и о современных тенденциях развития человека и цифровой зависимости. В этой области ученые ставят неутешительные прогнозы. Новый феномен, недавно появившийся в обществе — делегирование мышления. «Молодежь уверена, если информация есть в интернете, она есть у них в голове. На самом деле это не так — мы можем включать в свою деятельность только ту информацию, которую неоднократно проработали и уложили в ассоциативные связи мозга. Чем доступнее информация, тем меньше мы ее обрабатываем и соответственно не можем использовать в дальнейшей жизни. Получается странная закономерность: знаем много, но без толку, — поделилась Людмила Морозова. — По мнению ученых, занимающихся коллективным сознанием и мышлением, общество возвращается к периоду аристократии, которая принимает решения, и остальных членов общества, которые слушают, что им велят. По прогнозам футурологов в будущем будет разрешено думать только 10-15% населения — тем, кто вопреки всему научились „дружить“ со своим мозгом. Все остальные будут просто исполнители».

В завершение лекции Людмила Морозова пожелала слушателям попасть в те самые 10-15% думающего общества, принимающего решения.

Напомним, «Лекторий для школьников» — проект Центра по работе с талантливой молодежью и профориентации САФУ, ориентированный на школьников 6-11 классов. Каждую неделю ведущие преподаватели и ученые университета бесплатно будут читать открытые лекции для школьников города и области. Следующая лекция — «Современная робототехника» — состоится 22 ноября.

Возврат к списку