Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Случай из практики

К вопросу о предоставлении льгот коренным малочисленным народам на территории Архангельской области и НАО

В настоящее время защита прав коренных малочисленных народов является важнейшим компонентом государственной политики в нашей стране. Это обосновано тем, что обозначенные субъекты права нуждаются в специальной защите в целях сохранения их самобытности, своеобразия и популяции в принципе.

Существует множество международных актов, содержащих требования, которые необходимо соблюсти для признания коренного народа таковым. К данным требованиям можно отнести:

а) тесная привязанность к территориям предков и природным ресурсам в этих районах;

б) самосознание и определение другими их принадлежности к отдельной культурной группе;

в) собственный язык, который часто отличается от национального языка;

г) наличие основанных на обычаях социальных и политических институтов;

д) производство, в первую очередь ориентированное на обеспечение средств существования.

Вышеперечисленные критерии обозначены в Оперативной директиве Всемирного банка 4.20[1]. Следует отметить, что по общему правилу в мире защиту получают все коренные народы, признанные таковыми.

В Российской Федерации ситуация иная. Основным отличием «коренных малочисленных народов» в понимании российского законодателя и «коренных народов» в понимании международного сообщества является то, что для предоставления коренному народу официальной защиты в Российской Федерации необходимо, чтобы данный народ проживал на территории традиционного расселения своих предков, сохранял традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы и насчитывал менее 50 тысяч человек, а также осознавал себя самостоятельной этнической общностью. Таким образом, в нашей стране защиту получают не все «коренные народы», а лишь «коренные малочисленные народы». В настоящее время на территории Российской Федерации признано 47[2] коренных малочисленных народов, из которых на территории Архангельской области и НАО проживают ненцы. Численность коренных малочисленных народов Севера на территории НАО, к примеру, составляет 7,7 тысяч человек — 18,6 % от общей численности жителей округа[3].

Автор настоящей работы ставит целью провести краткий обзор основных нормативно-правовых актов, в которых закреплены права коренных народов как специфического субъекта права.

Итак, основными международными актами в сфере защиты прав коренных народов являются Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Конвенция МОТ 169) 1989 года[4], а также Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, принятая резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года[5]. Ни тот, ни другой международно-правовой акт не подписан нашей страной. В связи с этим автору представляется необходимым рассмотреть в первую очередь нормы российского права, регламентирующие обозначенный вопрос.

В Российской Федерации защита прав коренных малочисленных народов регламентирована Федеральным законом от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)«[6].

К правам коренных нардов, которые закреплены рассматриваемым законом и наличие которых свидетельствует об особом статусе данных народов в нашей стране, следует отнести:

  • возможность безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
  • право на участие в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и иные права, которые имеют коренные малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Также в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов имеют право на:

  • сохранение и развитие родных языков;
  • создание общественных объединений, культурных центров и национально-культурных автономий малочисленных народов, фондов развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам;
  • получение и распространение информации на родных языках, создание средств массовой информации и иные.

Немаловажным моментом, на взгляд автора, является тот факт, что лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Следующим не менее важным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопрос о наделении правами коренных малочисленных народов, является Федеральный закон от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [7].

Два данных нормативных акта являются основными актами, регламентирующими права коренных малочисленных народов в России. Следует отметить, что нормативные акты на уровне субъектов Российской Федерации конкретизируют и устанавливают механизм имплементации вышеуказанных прав.

На территории Архангельской области существует ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих права коренных малочисленных народов на территории Архангельской области. В частности к ним следует отнести Указ Губернатора Архангельской области от 01 июня 2012 года № 77-у "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по распределению квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Архангельской области"[8]. Данным регламентом установлен порядок предоставления государственной услуги по распределению квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Архангельской области и стандарт предоставления государственной услуги, включая сроки и последовательность административных процедур и административных действий агентства по рыбному хозяйству Архангельской области при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги.

Далее можно выделить распоряжение агентства по рыбному хозяйству Архангельской области от 18 сентября 2012 года № 32-р "О предоставлении в пользование водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Архангельской области на 2013 год"[9] и распоряжение агентства по рыбному хозяйству Архангельской области от 19 декабря 2012 года № 49-р "О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Архангельской области на 2013 год"[10].

На территории Ненецкого автономного округа действуют закон Ненецкого автономного округа от 29 декабря 2005 года № 671-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Ненецкого автономного округа"[11], который регулирует особенности правового режима земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, закон Ненецкого автономного округа от 28 января 2008 года № 1-ОЗ "О государственной поддержке традиционных видов хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера на территории Ненецкого автономного округа"[12] и закон Ненецкого автономного округа от 01 октября 2008 года № 58-ОЗ "Об общинах коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе"[13].

В законе Ненецкого автономного округа от 29 декабря 2005 года № 659-ОЗ "Об управлении государственным имуществом Ненецкого автономного округа«[14] (частью 2.1 статьи 21.1 закона) устанавливается, что в целях государственной поддержки традиционных видов хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера окружное государственное имущество, приобретенное по долгосрочным и ведомственным окружным целевым программам, передается в собственность общин коренных малочисленных народов и лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, ведущих традиционный образ жизни, хозяйствования и промыслов на территории Ненецкого автономного округа, безвозмездно.

Исполнение государственной услуги, предусмотренное настоящим административным регламентом, осуществляется агентством на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа в рамках переданных полномочий Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время повышается уровень внимания к защите прав коренных малочисленных народов, наша страна не подписала наиболее важные нормативные акты в сфере защиты прав коренных малочисленных народов. Однако в Российской Федерации существуют нормативно-правовые акты как федерального, так и регионального уровня, регулирующие данный вопрос. Следует отметить, что коренные малочисленные народы наделяются особыми правами в связи с тем, что необходимо сохранение их самобытной культуры, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. В федеральном законодательстве устанавливаются данные права, а на региональном уровне они раскрываются с учетом специфики каждого субъекта федерации, в том числе и на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа.

Змывалова Екатерина, член юридической клиники, студентка 5 курса юридического института САФУ.

При написании работы были использование следующие нормативно-правовые акты:

  1. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (1989 год). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml (20.05.2012).
  2. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml (22.05.2012).
  3. Оперативная директива Всемирного банка 4.20 // http://arctic.org.ru/1996/1_5_96.htm.
  4. Федеральный закон от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Российская газета. — 25.07.2000. — № 142.
  5. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)" // Российская газета. — 12.05.1999. — № 90.
  6. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // http://base.garant.ru/181870/.
  7. Закон Ненецкого автономного округа от 01.10.2008 № 58-ОЗ «Об общинах коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе» // http://www.russian-north.com/sekciya9/topic-g/locat_z1xssooc.htm.
  8. Закон Ненецкого автономного округа от 29.12.2005 № 659-ОЗ «Об управлении государственным имуществом Ненецкого автономного округа» // http://nenets.news-city.info/docs/sistemsr/dok_ieryxz.htm.
  9. Закон Ненецкого автономного округа от 28.01.2008 № 1-ОЗ «О государственной поддержке традиционных видов хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера на территории Ненецкого автономного округа» // http://www.russian-north.com/sekciya9/topic-g/locat_z1xsfuvj.htm.
  10. Закон Ненецкого автономного округа от 29.12.2005 № 671-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Ненецкого автономного округа» // http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW913;n=15303.
  11. Указ Губернатора Архангельской области от 01.06.2012 № 77-у «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по распределению квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Архангельской области» // http://www.dvinaland.ru/files/power/departments/depapk/docs/u77.rar.
  12. Распоряжение агентства по рыбному хозяйству Архангельской области от 18 сентября 2012 года № 32-р «О предоставлении в пользование водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Архангельской области на 2013 год» // http://www.dvinaland.ru/files/power/departments/comrh/docs/32r.pdf.
Распоряжение агентства по рыбному хозяйству Архангельской области от 19 декабря 2012 года № 49-р «О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Архангельской области на 2013 год» // http://www.dvinaland.ru/files/power/departments/comrh/docs/48r.pdf


[1] Оперативная директива Всемирного банка 4.20 // http://arctic.org.ru/1996/1_5_96.htm.

[2] Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // http://base.garant.ru/181870/.

[3] Права и гарантии кмнс НАО // http://narianmar.bezformata.ru/listnews/prava-i-garantii-kmns-nao/9054298/.

[4] Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (1989 год). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml (20.05.2012).

[5] Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml (22.05.2012).

[6] Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)" // Российская газета. — 12.05.1999. — № 90.

[7] Федеральный закон от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Российская газета. — 25.07.2000. — № 142.

[8] Указ Губернатора Архангельской области от 01.06.2012 № 77-у «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по распределению квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Архангельской области» // http://www.dvinaland.ru/files/power/departments/depapk/docs/u77.rar.

[9] Распоряжение агентства по рыбному хозяйству Архангельской области от 18 сентября 2012 года № 32-р «О предоставлении в пользование водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Архангельской области на 2013 год» // http://www.dvinaland.ru/files/power/departments/comrh/docs/32r.pdf.

[10] Распоряжение агентства по рыбному хозяйству Архангельской области от 19 декабря 2012 года № 49-р «О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Архангельской области на 2013 год» // http://www.dvinaland.ru/files/power/departments/comrh/docs/48r.pdf.

[11] Закон Ненецкого автономного округа от 29.12.2005 № 671-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Ненецкого автономного округа» // http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW913;n=15303.

[12] Закон Ненецкого автономного округа от 28.01.2008 № 1-ОЗ «О государственной поддержке традиционных видов хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера на территории Ненецкого автономного округа» // http://www.russian-north.com/sekciya9/topic-g/locat_z1xsfuvj.htm.

[13] Закон Ненецкого автономного округа от 01.10.2008 № 58-ОЗ «Об общинах коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе» // http://www.russian-north.com/sekciya9/topic-g/locat_z1xssooc.htm.

[14] Закон Ненецкого автономного округа от 29.12.2005 № 659-ОЗ «Об управлении государственным имуществом Ненецкого автономного округа» // http://nenets.news-city.info/docs/sistemsr/dok_ieryxz.htm.

Возврат к списку

Контакты:

г. Архангельск, пр. Ломоносова, д.58, аудитория 111.

Предварительная запись по телефону: (8182) 65-06-12.

График работы:

Вторник, пятница
с 17.00 до 19.00

В период экзаменационной сессии, студенческих каникул юридическая клиника не ведет приемы граждан. 

Дата изменения страницы 25.08.2016