Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Слет социальных предпринимателей

Слет социальных предпринимателей
26.11.2015

19 ноября 205 года впервые в Архангельской области на площадке Высшей школы экономики и управления САФУ состоялся слет социальных предпринимателей. Организатором слета выступил Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» при поддержке министерства экономического развития и конкурентной политики Архангельской области.

Слет проходил при участии министерства по делам молодежи и спорту, ректората САФУ, Центра социального предпринимательства и социальных инноваций ВШЭиУ САФУ, РБОО «Архангельский центр социальных технологий «Гарант».

Слет объединил тех, кто предлагает бизнес-решение социальных проблем незащищенных групп граждан, реализовывает проекты, которые окупаются и позволяют развиваться тем людям, которым в нашем обществе живется сложнее других.

При открытии Слета и.о. министра экономического развития и конкурентной политики Архангельской области Олег Бачериков подчеркнул, что Правительство области поддерживает развитие социального предпринимательства в регионе как одного их инструментов улучшения качества жизни северян. Но, социальное предпринимательство нуждается в государственной поддержке и мы сохранили финансирование этой программы на 2016 год. Он также отметил, что министерство второй год организует конкурс по предоставлению безвозвратных субсидий до 500 тысяч рублей для этой группы предпринимателей. Количество заявок растет: если в 2014 году на конкурс пришло десять предпринимателей, в 2015 году — уже 24. Кроме того, социальные предприниматели могут воспользоваться займами под низкий процент, которые предоставляет архангельский региональный фонд микрофинансирования

В рамках Слета для начинающих и действующих социальных предпринимателей были проведены мастер-классы, дискуссионные площадки и обучающие семинары, в которых приняли участие ведущие эксперты в области социального предпринимательства, известные тренеры и коучи, развивающие социальное предпринимательство в регионах России.

Также на Слете были награждены победители Конкурса на получение сертификата «Социальное предприятие». Победителями стали: Центр молодежного инновационного творчества, директор Елена Дерябина и ООО «Социальная служба «Участие», директор Екатерина Шуракова.

Наличие сертификата позволит закрепить статус социальных предприятий, расширяя из возможности для продвижения м сбыта товаров и услуг, тем более, что в Государственной Думе рассматривается соответствующий закон, который предусматривает преференции именно для сертифицированных социальных предпринимателей.

Самый статусный среди организаторов Слета — исполнительный директор фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Юлия Жигулина отметила: «С Архангельском у нас давно сложились теплые отношения. Мы активно сотрудничаем с 2009 года, у нас очень много совместных проектов и планов на будущее. Архангельская область выбивается в лидеры по сравнению с другими регионами. Это первый и единственный регион, у которого есть своя концепция развития социального предпринимательства». По ее мнению, здесь ведется активная работа по привлечению средств федерального бюджета. Так, в прошлом году 14 предпринимателей области получили субсидию в размере 7 млн. рублей. Наш фонд предоставил беспроцентные займы на сумму 15 млн. рублей. И сейчас мы направляем свои усилия на создание инфраструктуры социального предпринимательства. Она также резюмировала, что «эффект от проведения слета будет очень большой».

В рамках Слета САФУ подписал соглашение о сотрудничестве с Фондом «Наше будущее».

Повышенный интерес участников Слета вызвала работа круглого стола по презентации учебной программы «Как стать социальным предпринимателем», разработанную Центром социального предпринимательства и социальных инноваций. Представили программу директор Центра — профессор А.В. Сметанин и директор ВШЭиУ САФУ доцент И.В. Гладышева. Представляя учебную программу Альберт Сметанин выделил актуальность и концептуальные подходы в трактовке ее модулей. Ирина Гладышева внесла ряд уточнений, предложений по обсуждаемой программе, а также подчеркнула, что не случайно у нас проводится Слет. В Высшей школе экономики и управления уже больше года успешно работает Центр социального предпринимательства и социальных инноваций, который стал связующей площадкой всех заинтересованных сторон в развитии этого вида предпринимательства. Особая миссия Центра в обучении и распространении передовых практик социального предпринимательства.

В развернувшейся дискуссии приняли участие практически все участники стола: Цыварев А.П. — зам. мэра г. Архангельска, Сидоровский В.Ю. — президент Архангельской торгово-промышленной палаты, Варлачев Д.Б. — АОО ВООВ «Боевое братство», Пономарева Л.Б. — администрация МО «Пинежский район», Маринова А.В., Досковская Е.А. — Фонд «Наше будущее», Жилибовская Л.Б. — Центр семейного творчества «Я — Самость», Попов О.Г. — северодвинское отделение ОО «Опора России», Пинаевский В.А. — ООО «Волна», Седунова Т.Н. — индивидуальный предприниматель, Олешкова А.С. — управляющая учебным центром «Север-профессионал», Зиновьев Е.С. — председатель студенческого совета и др. Они высказали свои предложения по программе (оценив ее в целом положительно), поделились в то же время опытом своей работы. Особо заинтересовал комментарий победительницы конкурса на лучшее социальное предприятие ООО «Участие» Е.А. Шураковой и заместителя главы МО «Город Архангельск» по экономике и финансам А.П. Цыварева.

— Наше предприятие было создано в 2007 году и стало первым в Архангельске и регионе, оказывающие услуги по присмотру и уходу за пожилыми гражданами, — рассказала Екатерина Шуракова. — За это годы нашими клиентами стали несколько тысяч горожан.

Услуги социальной службы ООО «Участие»:

— услуги профессиональных сиделок;

— услуги по ведению домашнего хозяйства;

— сопровождение и другие виды социальных услуг по оказанию помощи престарелым и инвалидам;

— обеспечение жизнедеятельности граждан, нуждающихся в помощи.

А.П. Цыварев выделил ряд успешных социальных проектов в г. Архангельске. Так, в помощь пожилым гражданам в возрасте от 65 лет более 3-х лет действует проект «Социальная карта архангелогородца» Карта дает право ее обладателю на получение скидок на товары (работы, услуги) в более чем 30 различных организациях столицы Поморья. В настоящее время участниками данного проекта стали более 20 тыс. человек.

Пятый год мэрия предоставляет гранты начинающим предпринимателям на открытие своего дела. Их размер составляет 300 тыс. рублей при условии 50% софинансирования.

В 2013 году в рамках целевой программы «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Архангельске» можно получить субсидию на организацию групп дневного пребывания детей дошкольного возраста и других видов деятельности по уходу и присмотру за детьми. На эти цели предприниматели получат до 1 млн. Рублей. По итогам конкурсов 8 предпринимателей открыли группы на 150 мест для детей и создали более 40 дополнительных рабочих мест.

Также мэрией принято решение о не повышении арендных платежей за использование муниципального имущества для субъектов малого и среднего бизнеса. Для 309 малых предприятий и предпринимателей, арендующих муниципальное имущество, повышения аренды не будет. Общий объем этой поддержки составит 3,7 млн. рублей.

Уже разработана ведомственная целевая программа «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Архангельске на период 2016-2021 годы.

Свою лепту в развитие социального предпринимательства вносят и строительные компании: обустройство внутридворовых площадок и проездов, установку малых архитектурных форм (скамеек, урн), посадку деревьев, кустарников, разбивку газонов.

Обсудив проект программы «Как стать социальным предпринимателем» участники пришли к выводу, что оптимальный вариант рассчитан на 72 часа, минимальный на 18 часов. При оптимальном варианте программа включает 9 модулей:

  1. Социальное предпринимательство: определение, история, его особенности;
  2. Правовые основы деятельности социального предпринимателя;
  3. Проектирование социального бизнеса;
  4. Реализация идеи социального бизнеса;
  5. Социальный маркетинг;
  6. Теория и практика продаж;
  7. Управление персоналом;
  8. Финансовые и нормативно-правовые аспекты социального бизнеса;
  9. Теория и практика составления бизнес-плана.

По окончанию работы круглого стола, по данным проведенного анкетирования, 10 человек выразили желание учиться по программе дополнительного образования, а также предложили безвозмездную помощь в проведении занятий и предоставлении помещений.

Людмила Сметанина

Возврат к списку