Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

28 преподавателей САФУ прошли повышение квалификации по программе ДПО «Проектный менеджмент»

28 преподавателей САФУ прошли повышение квалификации по программе ДПО «Проектный менеджмент»
20.10.2015

Есть ли что-то общее между американским Уэст-Лафайеттом (штат Индиана) и Архангельском? Площадь? Холодно. Архангельск в 14 раз больше. Население? По-прежнему холодно. В Архангельске в 12 раз больше жителей. Университет? Тепло!

В сентябре многие преподаватели САФУ обнаружили в учебных планах новые дисциплины «Введение в проектную деятельность» и «Проекты». Если для нас это в новинку, то для Филлипа Сэнджера, профессора из университета Пердью, что расположен в Уэст-Лафайетте, это годовой курс, который он читает уже десять лет, и 25-летний опыт реальной работы в создании новых технологий. В Архангельск Филл приехал по гранту Фулбрайта, чтобы научить преподавателей проектировать и воплощать мечты в реальность.

Небоскреб и ни одного инженера

Ликбез по «Введению в проектную деятельность» мы прошли, когда строили небоскреб из пенополистирола (материал для теплоизоляции) и карандашей. Преподаватели 11 институтов САФУ произвольно разделились на четыре команды и получили задание — построить самое высокое здание из имеющихся материалов, уложиться в бюджет, имея в кармане тысячу долларов, и главное — небоскреб, на крышу которого Филл поставит бутылку с водой, должен устоять при землетрясении — Филл подложит под основание каждого здания брусок высотой пять сантиметров.

Вечером седьмого октября мы чертили, вычитали и складывали, безуспешно торговались с другой командой, которая уже купила пару блоков и карандашей для экспериментов (мы же хотели сэкономить на черновом материале). В четверг — строили. Все четыре команды уложились в бюджет, чей-то небоскреб был выше, чей-то оригинальнее, и только один выдержал землетрясение.

Где еще, как ни в университете, можно учиться, совершая ошибки без опасения быть уволенными? Работать в команде значит смириться с тем, что каждый голос имеет право быть услышанным, что каждый ответственен или ответственна за успех, равно как и провал, что каждый уважает другого, что каждый работает без осуждения и насмешки. «Пусть любые идеи будут озвучены», — говорил Филл. Даже самые дерзкие.

Небоскреб мы построили. Но почему было сложно, спросил Филл? Ни у кого не было опыта в строительстве, не хватило времени на эксперименты, недостаточно материалов (мы бы выше построили!), скромный бюджет и три минуты на чтение почти десяти страниц с описанием задания (да вы шутите!). На что Филл ответил: студенты всегда хотят получить «разжеванный» материал и единственное, что им остается, — проглотить его. Происходит ли это в реальном мире? Увы, нет. Мы почти все решили — построим самый высокий небоскреб, а то, что он должен удержать бутылку с водой, вспомнили лишь, когда первое, второе, третье здание рухнули.

«Вам следовало больше экспериментировать до», — сказал Филл. В следующий раз, работая над реальным проектом, помня провал в классе, студенты подумают: «Наверное, стоит заранее провести исследование, а потом уже приниматься за работу».

Дерзкие идеи

Планы — это только хорошие начинания. Их нужно воплощать. Перефразированной цитатой американского ученого, экономиста, публициста и преподавателя менеджмента Питера Друкера Филл начал лекцию о планировании проектов в пятницу, девятого октября.

Чтобы большие мечты воплотились, нужно двигаться маленькими шагами: определить цель проекта, исполнителей, материалы и методы, перечислить задачи и подзадачи, провести исследование — сколько времени потребуется на выполнение каждой задачи/подзадачи. Найти критические задачи, без осуществления которых вся работа встанет.

С 12 по 15 октября мы прописывали цели и составляли планы проектов.

Филл призывал: «Придумывайте. Экспериментируйте. Меняйте». Нельзя останавливаться, если эксперимент неудачный и сломал все наши планы. Пробовать, падать, подниматься, снова пробовать — пока не добьемся желаемого. Как? Придерживаться реального плана и выполнять несколько задач одновременно, то есть не плыть по течению.

Вторник, среду и четверг мы спорили и соглашались, шутили и переписывали цели, распределяли задачи и экспериментировали, в общем, работали в команде.

Помимо лекций, Филл побывал на предприятиях ОАО «Архангельский ЦБК» и ПК «Интерстрой», где изнутри увидел работу российских компаний и обсудил с руководством насущные проблемы и перспективы возможного сотрудничества.

Большие мечты и реальные проекты

В пятницу, 15 октября, команды защищали свои проекты. Пока — проекты.

Уже в Америке, Филл от нас будет ждать ежемесячный отчет по скайпу о том, насколько шагов мы продвинулись, и как у нас получается преподавать «Проекты».

Для Юлии Иордановой, кандидата биологических наук и доцента Института педагогики и психологии, этот курс был полезен не только тем, что преподавался полностью на английском и научил основам проектного менеджмента, но и тем, что и познакомил с коллегами из других институтов. Михаил Теселкин, старший преподаватель Института нефти и газа, считает, что сможет применить полученные знания в преподавании некоторых дисциплин и руководстве студенческими дипломами.

Филл вернется в Архангельск в феврале 2016, когда начнет читать для студентов САФУ расширенный курс по «Проектному менеджменту». В апреле курс должен завершиться. А господин Сэнджер увидит наши мечты воплощенными.

Наталья Авдонина

Фотоотчет

Возврат к списку