Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Студенты и преподаватели ВШЭиУ приняли активное участие в работе летней школы на Соловках

Студенты и преподаватели ВШЭиУ приняли активное участие в работе летней школы на Соловках
13.07.2015

С 30 июня по 9 июля в Белом море на Соловецких островах прошла «Летняя школа САФУ — ВШЭ «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага» при поддержке Агентства по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области и Фонда развития САФУ.

В этом году образовательный проект проводился совместно с НИУ «Высшая школа экономики». Участие в нем приняли студенты и преподаватели головного вуза (Москва) и Санкт-Петербургского филиала ВШЭ.

В целом в летней школе приняли участие порядка 60 человек. Работа велась по двум направлениям — социально-экономическому и эколого-педагогическому. САФУ представляли 3 института: Высшая школа экономики и управления, Институт социально-гуманитарных и политических наук, Институт естественных наук и технологий.

Программа школы в формате комплексной междисциплинарной площадки получилась интересной и разнообразной. Она включала в себя лекции об истории Соловков, о сохранении их культурного, экологического и природного наследия, затрагивались темы социально-экономического развития архипелага. Проходили и встречи с людьми, посвятившими многие годы своей жизни изучению истории и сакральности островов. Очень насыщенной была и экскурсионная программа. А в вечернее время проводились мастер-классы по народным ремёслам, исторически развитым на территории Соловецких островов.

Наши преподаватели, представители кафедры маркетинга и предпринимательства Пономарёва Елена Николаевна и Сидоровская Татьяна Викторовна в один из дней работы школы провели семинар-тренинг по целеполаганию и сегментированию в туристской сфере, основной целью которого стало развитие у студентов отдельных навыков постановки целей реализации проектных идей в сфере развития туризма на Соловецком архипелаге.

Одним из главных направлений работы школы стала проектная работа. Все студенты были распределены на проектные группы по заданным сферам: общество, образование, экология, экономика и туризм, инфраструктура. Наши студенты выбрали для себя последние два направления, а преподаватели стали модераторами данных проектных групп и должны были помогать группам в решении поставленных задач. Так, например, модератор группы инфраструктура, заместитель директора ВШЭиУ по НИР, сотрудник НОЦ «СЭРСАР» Сивоброва Ирина Анатольевна провела лекцию для студентов нашего института на тему «Концепции мониторинга территорий разного уровня как основа их стратегирования — дифференциация, рискозащищённость, оценка эффективности и успешности».

Проектная работа также предполагала использование методологии Форсайт-исследований и построение «дорожных карт» для решения выявленных проблем территории. Студенты с большим интересом осваивали данные управленческие технологии.

В последний день работы школы все проектные группы представили свои проектные идеи для защиты.

Студентами группы по направлению «инфраструктура» был предложен проект, главной целью которого было заявлено формирование комфортной среды для проживания местного населения и посещений туристами Соловецкого архипелага. Проект включал в себя такие решения, как развитие территориального общественного самоуправления, избавление островов от постоянно растущих свалок, развитие деревянного панельного домостроения и строительство культурно-досуговых объектов.

Проектная группа «экономика и туризм», состоящая из пяти студентов САФУ и одного студента из ВШЭ (Москва), обозначила свою основную цель как формирование и рост конкурентоспособности туристской дестинации Соловков. Основная цель состояла из четырех подцелей, каждая из которых содержала от одного до пяти конкретных проекта: активизация волонтерского движения (внедрение службы гостеприимства, программа благоустройства территории), совершенствование имиджа Соловков (создание стены впечатлений, совершенствование системы навигации, активное продвижение фирменного стиля, информационный стенд моментального реагирования, единый буклет для туристов), формирование пакета дополнительных услуг (продвижение услуги наемных гребцов при прохождении маршрута по водным каналам, услуги профессионального фотографа, проект аудиогидов) и развитие оздоровительного туризма (создание оздоровительного комплекса, чтобы турист мог при желании отдохнуть не только душой, но и телом).

Ещё одним направлением работы наших студентов и преподавателей стал совместный с ВШЭ (г. Санкт-Петербург) опрос экскурсоводов, работающих на островах. Цель опроса стояла в выявлении тенденций развития культурно-исторического и паломнического туризма в последние годы, в оценке изменений методологических установок разработки экскурсий и определении роли экскурсоводов в формировании туристско-экскурсионных продуктов. Было опрошено порядка 30 экскурсоводов. Полученные данные после обработки послужат неким ориентиром развития экскурсионных программ на ближайшее будущее.

Окончательные итоги летней школы будут подведены в октябре, когда участникам проектных групп предстоит защита своих проектов перед организаторами летней школы.

«Увлекательные и познавательные мастер-классы, возможность свободного общения „без галстука“, обстановка сотрудничества и доброжелательности, общие проблемы и интересы, гостеприимство и зародившаяся дружба сделали свое дело — привели к созданию творческой рабочей обстановки и полезного времяпрепровождения. Участники школы удачно совместили полезное с приятным: основное время было посвящено работе над проектами, а в свободное время состоялись увлекательные экскурсии, мастер классы. Участники школы создали свою страничку в социальных сетях и делятся впечатлениями сообщества. Хочется верить, что все идеи и мысли, которые появились во время работы летней школы, положительно отразятся на дальнейшей деятельности и дойдут до реализации в реальные практические инструменты, методы и проекты», — отметила руководитель направления школы, директор ВШЭиУ Гладышева Ирина Валерьевна, подводя итог работы школы на Соловках.

Авторы статьи: Григорищин Алексей, Тивилик Сергей

Возврат к списку