Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Кто такой менеджер?

Менеджер — это руководитель или управляющий, имеющий полномочия в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Поскольку предпринимательской деятельности свойственны риск и неопределенность результата, менеджер должен обладать самостоятельностью и ответственностью за принимаемые решения. Это способствует поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений, новых методов управления и т.д.

Термин «менеджер» применим:

  •  к организатору работы в рамках отдельных подразделений;
  •  к руководителю по отношению к подчиненным;
  •  к администратору любого уровня управления, организующего работу современными методами.

Качества, необходимые менеджеру: планирование, организация, мотивация, контроль, в том числе:

  •  наличие общих знаний в области управления предприятием;
  •  компетентность в вопросах технологии производства;
  •  владение навыками администрирования, предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынке, проявлять инициативу и выгодно распределять ресурсы предприятия;
  •  принятие обоснованных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками;
  •  практический опыт и знания в области анализа экономической ситуации;
  •  умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики;
  •  умение управлять людьми — основная функция.

Функции менеджера:

  •  организация конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений;
  •  руководство предприятием в целом или отдельными его подразделениями;
  •  управление людьми;
  •  административная деятельность в соответствии с современными методами по направлению

Перед фирмой стоят задачи разного уровня: стратегические, тактические, оперативные. Следовательно, их должны решать менеджеры разных уровней. Во всех организациях возникает потребность в более чем одном управляющем за деятельностью других работников. Поэтому в любой компании существует иерархия управления, то есть организационная структура, состоящая из высшего, среднего и низшего звеньев управления.

По месту, занимаемому в системе управления организацией, выделяют руководителей трех уровней: низового, среднего и высшего звеньев:

Менеджер первого уровня:

  •  наиболее многочисленная группа руководителей в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий, за непосредственное использование выделенных ресурсов. К ним относятся мастера, начальники участков, смен, руководители функциональных подразделений в цехах. Работа их связана с решением преимущественно оперативных, тактических проблем. Она характеризуется разнообразием выполняемых действий, частными переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых установок, постоянным общением с непосредственными производителями (работниками);
  •  представители среднего уровня в иерархии управления; они являются связующим звеном между высшим и непосредственным управлением — координируют и контролируют работу менеджеров низового звена, доводят до них решения высшего руководства. К ним относятся, например: заведующий отделом, начальник цеха, директор филиала, управляющий по продукту (по проекту, по региону). Характер действий их определяется содержанием работы возглавляемого им подразделения. В основном, это решение тактических задач; могут, однако решаться и элементы стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с руководителями среднего и низового звена.

Руководители высшего звена — самая малочисленная категория; обладает наибольшей властью и ответственностью в организации. Сюда относятся директора (президенты) организаций, их заместители (вице-президенты). Они определяют направление функционирования и развития организации в целом или ее крупных составляющих, принимают ключевые решения относительно текущих дел и будущего организации (полномочия для приобретения другой компании, запуск новой производственной линии, наем дополнительных рабочих и т.п.; от них зависят цели фирмы и способы их достижения). Деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, стратегической направленностью, разнообразием принимаемых решений и напряженным темпом работы.

Характеристика управленческих ролей и навыков

Положение менеджера в иерархии определяется степенью власти над другими людьми. Занимая какое-либо звено в управленческой иерархии, менеджер выполняет свойственные этому звену функции, вступает во взаимодействие с вышестоящим руководством, подчиненными и людьми равного положения. Эти отношения могут быть описаны как роли или модели поведения:

  •  межличностные роли — роли представителя, руководителя, посредника. В качестве представителей менеджеры выступают от имени фирмы на презентациях, официальных мероприятиях и т.д. В качестве руководителей менеджеры могут нанимать, обучать, стимулировать служащих, направляя их на достижение целей организации. В качестве посредников менеджеры связывают между собой группы отдельных людей и индивидуумов как внутри, так и вне компании (поставщиков, конкурентов, потребителей и т.д.);
  •  информационные роли — «сборщик информации» — занимается опросом служащих, поиском других источников для получения полной картины; роль;
  •  распространителя информации — менеджеры доносят информацию до служащих и вышестоящих руководителей; «глашатаи» — предают информацию вне кампании на встречах с советом директоров, по почте и т.д.;
  •  роли, связанные с принятием решений: организаторы — координируют деятельность, ищут пути улучшения использования технологий и ресурсов; специалисты по чрезвычайным ситуациям — основная задача — преодоление неожиданных проблем, которые могут угрожать достижению поставленных целей; специалисты по распределению ресурсов; специалисты по ведению переговоров — заключают сделки с поставщиками, потребителями и т.д.

Независимо от вида и размеров организации менеджеры должны обладать 3 основными типами навыков: техническими, коммуникативными и аналитическими. Применение этих навыков зависит от занимаемого уровня в иерархии. На всех уровнях необходимы коммуникативные навыки; аналитические навыки более необходимы на высшем, технические —на низшем уровнях управления. Технические навыки — способность выполнять определенную работу. Технические навыки необходимы руководителям низшего звена. Кроме этого, все управляющие должны иметь «технические» управленческие способности — административные навыки. Это умение составлять расписание, читать компьютерные распечатки и т.д.

Коммуникативные навыки — навыки, необходимые для того, чтобы правильно понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними. Это навыки общения, обмена информацией; умение выбирать информационные средства (устное, письменное общение); общение посредством «хождения в народ» и т.д.

Аналитические навыки — способность видеть организацию в целом и понимать взаимодействие между ее частями. Включают: получение, обработку, анализ информации, установление взаимосвязей, выявление проблем, благоприятных возможностей, формулирование выводов, принятие решений, составление планов и т.д.

Не умаляя достоинств других специальностей, скажем, что работа менеджера (управленца), несомненно, имеет более сложный, творческий характер, чем труд узкого специалиста. Готовя, принимая и реализуя те или иные управленческие решения, хороший менеджер использует не только экономические знания, но и интуицию, психологию, а зачастую и артистизм, умение образно формулировать свои мысли. Менеджер работает, прежде всего, с людьми! Научить работать с людьми достаточно сложно. В этом случае для эффективного обучения недостаточно традиционных форм и методов. Прежде всего сам преподаватель должен не только теоретически знать науку управления, но и зарекомендовать себя в качестве менеджера, эффективно управляющего аудиторией студентов и учебным процессом.

О том, как общаться с людьми и управлять ими, надо не просто рассказать, но и продемонстрировать на личном примере. Думаю, что нашим ведущим преподавателям это удаётся. Большой интерес в этом плане вызывают у студентов лекции-встречи с известными менеджерами-практиками.

Конечно, в профессии менеджера важна и другая составляющая — профессиональные знания по основным экономическим дисциплинам, которые будущие менеджеры получают на кафедрах Института экономики.

Мы с гордостью отмечаем, что наши лучшие выпускники возглавляют крупные коллективы предприятий и организаций области.

Дата изменения страницы 27.01.2016