Преобразована в Высшую школу экономики, управления и права.
Информация, размещенная в данном разделе, носит архивный характер.
История
1 курс Бакалавриат направление «Бизнес-информатика», «Менеджмент», «Экономика»
Объем и виды учебной деятельности для студентов - общая учебная нагрузка студента 108 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка 12 часов: лекции - 4 часа, практические занятия – 8 часов; самостоятельная работа обучающегося 96 часов.
1 контрольная работа, экзамен.
Преподаватель: к.и.н., доцент Шумилов Валерий Вячеславович
Цели и задачи дисциплины:
- познакомить с основными вехами хозяйственной деятельности человечества и, в том числе, этапами и особенностями зарождения и эволюции рыночной экономики;
- способствовать формированию представлений о важнейших факторах и предпосылках, обусловливающих вариантность (альтернативность) структурной направленности, динамики и результатов хозяйственной жизни в соответствующие периоды экономической истории различных стран;
- определить место и роль отечественной экономики в системе мирового хозяйства на различных исторических этапах;выявить позитивные социально-экономические достижения в новейшей истории мирового хозяйства и возможности их использования современной Россией;
- сформировать общекультурные и профессиональные компетенции, которые базируются на овладении культурой экономического мышления и способности логически мыслить, анализировать, обобщать и оценивать важнейшие события, факты и процессы в истории хозяйственной жизни и экономической науки и прогнозировать их развитие на будущее.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «История» составная часть гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы экономиста. Студенты к началу ее изучения овладели базовыми теоретико-методологическими категориями и положениями микро- и макроэкономики, знакомы с основными фактами и событиями мировой цивилизации. Одновременно дисциплина призвана создать предпосылки для более глубокого освоения истории экономической мысли, государственной политики социально-экономического развития России, истории мировых цивилизаций, современной экономической теории. Ее изучение закладывает основы экономических знаний, экономической культуры и экономического образа мышления; способствует овладению культурой мышления; формирует обще- культурные и профессиональные квалификационные компетенции.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные этапы и направления эволюции мировой экономики и отечественной хозяйственной жизни (ОК-1), (ПК-14);
- особенности эпохи дорыночной (доиндустриальной) экономики и присущей ей натурально-хозяйственной системы (ОК-2);
- сущностные аспекты эпохи зарождения и становления рыночной системы и формирования в рамках этой системы индустриального общества и последующего перехода к эпохе регулируемой государст- вом социально ориентированной рыночной (постиндустриальной) системы (ОК-3);
- содержание и механизмы важнейших социально-экономических явлений и процессов в ретроспективе: трансформация форм собственности и предпринимательской деятельности, формирование альтернативных систем налогообложения и денежно-кредитной и финансовой политики (ПК-1);
уметь:
- выявлять причины успехов или неудач в реализации задач эко- номической политики в разных странах (ПК-2);
- выделять общее и особенное на соответствующих этапах мировой и отечественной экономической истории (ОК-9);
- анализировать и оценивать изменения в текущей и стратегической экономической политике в различные эпохи и периоды хозяйствен- ной жизни (ОК-4, ПК-4);
- исследовать социально-экономические факторы, оказывающие влияние на ход и результаты хозяйственного развития (ПК-6);
- принимать во внимание исторические аналогии применительно к профессиональной деятельности экономиста (ОК-11, ПК-15);
владеть:
- понятийным аппаратом экономической истории, экономической терминологией и лексикой (ОК-2);
- современными знаниями в области экономической истории (ПК-13);
- навыками поиска и использования информации об основных особенностях хозяйственного развития в разрезе исторических эпох и этапов (ОК-6);
- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии (ПК-9).
Краткое содержание курса:
Предмет, метод, структура и основные задачи дисциплины «История». Основные этапы истории экономики в дорыночную (доиндустриальную) эпоху. Развитие экономики ведущих стран в эпоху становления рыночной системы и индустриального общества. Экономика ведущих стран на рубеже XIX–XX вв. и в первой половине XX в. Особенности эволюции мирового хозяйства в эпоху формирования социально ориентированной рыночной экономики (вторая половина XX – начало XXI вв.)
Контрольные вопросы по дисциплине
для студентов всех направлений
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Литература
Основная
История мировой экономики: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
Дополнительная
- Агапова И.И. История экономики: учебное пособие. – М.: Ма- гистр, 2007.
- Конотопов М.В., Сметанин С.И. Экономическая история: учебник. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009.
- Маркова А.Н., Сметанин А.В., Федулов Ю.К. Экономическая история России: учебник для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» / под ред. Ю.К. Федулова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
- Маркова А.Н., Сметанин А.В., Федулов Ю.К. Экономическая история зарубежных стран: учебник для студентов, обучающих- ся по направлению «Экономика» / под ред. Ю.К. Федулова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
- Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт. – М.: ЗАО «Экономика», 2005.
- Покидченко М.Г., Сперанская Л.Н., Дробышевская Т.А. Пути развития экономики России: теория и практика: учебное пособие.– М.: ИНФРА–М., 2005.
- Толмачева Р.П. Экономическая история: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009.
- Толмачева Р.П. Словарь по экономической истории: термины, понятия, имена, хронология. – 3-е изд. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2010.
- Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. Курс лекций. – М., ГУ ВШЭ. 2002.
- Электронно-библиотечная система (ЭБС) ООО «Издательский Дом ИНФРА-М» (доступ через интернет-репозиторий образова- тельных ресурсов ЗФЭИ). – URL: http//repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю.
- Федеральная ЭБС «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». – URL: http://window.edu.ru. Доступ свободный.
- Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ЗФЭИ – URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю.
- Электронные каталоги АИБС МАРК-SQL: «Книги», «Статьи», «Диссертации», «Учебно-методическая литература», «Авторефера- ты», «Депозитарный фонд». – URL: http://www.vzfei.ru/rus/library/ elect_lib.htm. Доступ свободный.
- Economicus.Ru: [Российский общеобразовательный портал]. – URL: www.economicus.ru. Доступ свободный.
- Рубрикон: Энциклопедии. Словари. Справочники: [Сайт]. – URL: www.rubricon.ru. Доступ свободный.
- Академик: Словари и энциклопедии: [Сайт]. – URL: http: //dic. academic.ru. Доступ свободный.
- Федеральный образовательный портал ЭСМ: Экономика. Социология. Менеджмент. – URL: http://ecsocman.edu.ru. Доступ свободный.