Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-00

Новости

 
Студенты САФУ рассказали школьникам об инженерной истории Соловецкого монастыря
01.03.2019
Студенты САФУ рассказали школьникам об инженерной истории Соловецкого монастыря

Урок провели будущие учителя физики, математики и информационных технологий — участники Летней школы на Соловках, которая прошла в августе 2018 года. 

В первой половине XVI века на Соловках была создана водяная мельница. Для ее работы нужна была вода, поэтому монахи углубили и расширили Святое озеро. Для того, чтобы оно не мельчало, его необходимо было подпитывать. На архипелаге много озер, перепады высот которых составляют до двадцати метров, и монахи решили подводить воду с других озер в Святое. Так на Соловках появилась озерно-канальная система, названная питьевой. Позже появилась и транспортная озерно-канальная система, по которой могли пройти небольшие пароходы. Была создана специальная система для осушения земель, которая позволяла вести хозяйственную деятельность. Студенты подчеркнули, что большинство озер и каналов сегодня находятся в запустении. 

Для того, чтобы монастырь вел свою хозяйственную работу, были построены северный, мельничный каналы и канал вешняк. А в конце XVI века вокруг монастыря появилась известная крепость. Ведущие урока обратили внимание школьников на то, что у стен крепости есть наклон. Такая задумка инженеров обеспечивает их устойчивость и защищает монастырь от сильных ветров. 

Одними из промыслов, которыми занимались на Соловках, были рыболовный и солеварный. Для того, чтобы чинить корабли и выходить в море, был построен Сухой док. Когда туда заходил корабль, ворота закрывались и док заполнялся водой из двух каналов. Тогда корабль ставился на стапеля, а вода спускалась. 

В начале XX века на архипелаге была построена гидроэлектростанция. Она находилась рядом с крепостными стенами. Это первая электростанция, построенная в регионе, но сегодня она не функционирует. 

По собранным в архивах краеведческим материалам студенты придумали задачи и подготовили интерактивный плакат, на котором можно увидеть историю, техническую информацию, принцип работы и современное состояние инженерных объектов архипелага. Для закрепления информации, семиклассники высчитывали объем воды, которой заполнялся Сухой док, и решали кроссворд.

Возврат к списку