Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Правила пользования библиотекой

Правила пользования Научной библиотекой С(А)ФУ регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей университета, права и обязанности библиотеки и читателей.

1.Читатели, их права, обязанности и ответственность.

Студенты всех форм обучения, учащиеся, аспиранты, докторанты, соискатели кандидатской и докторской степени, профессорско-преподавательский состав, научные работники, сотрудники университета имеют право пользоваться основными видами библиотечно-информационных услуг бесплатно.

Читатели имеют право получать:

  • полную информацию о составе фондов библиотеки через систему каталогов и картотек и другие формы библиотечного информирования;
  • из фонда библиотеки для временного пользования в читальных залах и на абонементах любые издания, неопубликованные документы или их копии;
  • консультационную помощь в поиске и выборе произведений печати и других документов;
  • издания по межбиблиотечному абонементу;
  • продлевать срок пользования литературой в установленном библиотекой порядке.

Дополнительные библиотечно-информационные услуги читатели могут получить за плату.

Библиотечное обслуживание кооперативов, других организаций, созданных при университете на коммерческой основе, осуществляется на договорах.

Студентам и учащимся других учебных заведений и специалистам города предоставляется право обслуживания на абонементах на платной основе, в читальном зале — бесплатно.

Читатели обязаны:

  • бережно относиться к книгам, другим произведениям печати, иным материалам, полученным из фондов библиотеки;
  • возвращать их в условные сроки;
  • не выносить их из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре или других учетных документах;
  • не делать в книгах, других произведениях печати пометок, подчеркиваний;
  • не вырывать, не вырезать страницы, таблицы;
  • не нарушать расстановки в фондах открытого доступа;
  • не вынимать карточек из каталогов и картотек.

При получении книг, других изданий читатели должны тщательно просмотреть их и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом дежурному библиотекарю; в противном случае ответственность за порчу книг несет читатель, пользовавшийся изданием последним.

Читатели не имеют право передавать читательский документ другому лицу, а также пользоваться чужим читательским документом. В случае нарушения читатели лишаются права пользования библиотекой сроком на один год, заплатив при этом денежную компенсацию за нарушение данного правила.

Ежегодно читатели обязаны пройти перерегистрацию с предъявлением всей числящейся за ним литературы в сроки, установленные библиотекой.

Читатели, не прошедшие перерегистрацию, библиотекой не обслуживаются, считаются должниками и компенсируют нанесенный ущерб библиотеке в виде оплаты пени за нарушение сроков пользования книгами, другими изданиями.

При выбытии из университета или ухода в длительный отпуск по состоянию здоровья или по уходу за ребенком читатели обязаны вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания.

Читатели обязаны соблюдать «Правила пользования библиотекой». Читатели, нарушившие «Правила пользования библиотекой» или причинившие библиотеке ущерб компенсируют его в размере, установленным данными правилами, а также несут легкую ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Читатели, ответственные за утрату или неумышленную порчу изданий, обязаны заменить их такими же изданиями, или копиями, или признанными библиотекой равноценными, а при невозможности замены — возместить реальную рыночную стоимость изданий.

Читатели, умышленно испортившие издания, не только несут материальную ответственность, но и лишаются права пользования библиотекой на срок один месяц.

Об их поступке сообщается руководству университета.

2. Права и обязанности библиотеки.

Библиотека в своей деятельности обеспечивает реализацию прав читателей.

Библиотека обслуживает читателей в соответствии с Положением о библиотеке университета и правилами пользования.

Библиотека обязана:

  • информировать читателей о всех видах предоставляемых услуг;
  • обеспечить читателям возможность пользоваться всеми фондами библиотеки;
  • популяризировать предоставляемые услуги;
  • совершенствовать библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание читателей, внедряя передовую технологию и компьютеризацию библиотечно-информационных процессов;
  • запрашивать документы по межбиблиотечному абонементу из других библиотек в случае отсутствия в библиотечном фонде необходимых читателям изданий;
  • обеспечивать высокую культуру обслуживания;
  • оказывать читателям помощь в выборе необходимых изданий и других материалов;
  • проводить занятия по основам информационно-библиографической культуры, консультации, предоставляя в пользование читателей каталоги, карточки, другие формы информирования;
  • пропагандировать библиотечный фонд, организуя книжные выставки, библиографические обзоры, Дни информации, другие мероприятия;
  • осуществлять постоянный контроль за возвратом в библиотеку выданных книг, других изданий;
  • создавать и поддерживать в библиотеке при активной и постоянной помощи руководства университета комфортные условия для работы читателей.

3. Порядок записи читателей в библиотеку.

Для записи в библиотеку читатели обязаны предъявить удостоверение личности — паспорт. Читателю заполняется читательский формуляр, присваивается читательский номер.

Студенческий билет с вписанным читательским номером, удостоверение сотрудника университета дает право на пользование услугами библиотеки.

При записи в библиотеку читатели должны ознакомиться с «Правила пользования библиотекой» и подтвердить обязательства об их выполнении своей подписью в читательском формуляре.

4.Порядок пользования абонементами.

Для заказа и получения книг, других изданий не абонементах читатели предъявляют удостоверение личности (студенческий билет, удостоверение сотрудника университета, паспорт), заполняют читательское требование и расписываются в читательском или книжном формуляре за каждый экземпляр издания.

Читательское требование или список литературы оформляются разборчивым почерком, указываются шифр издания, автор, заглавие, при необходимости номер тома, год издания.

Перечисленные данные заполняются на основании библиографического описания документа на карточке в традиционных каталогах или электронном каталоге.

В исключительных случаях издания могут выдаваться по устным запросам.

При оформлении выдачи изданий на дом оговаривается срок пользования и количество выдаваемых документов.

Сроки пользования:

учебной литературой для студентов — семестр или учебный год — в соответствии с учебными планами и проектами;

дефицитной учебной литературой — от 10 до 30 дней в зависимости от частоты спроса;

научной литературой — до одного месяца;

художественной литературой - 15 дней;

литературно-художественными и научно-популярными периодическими изданиями текущего года — 7 дней.

Количество выдаваемых изданий:

Учебная литература выдается в количестве названий, определяемом в соответствии с учебными планами и программами и в зависимости от наличия в фондах библиотеки.

Дефицитная учебная литература выдается в одном названии.

Научная литература выдается:

преподавателям, научным сотрудникам в количестве не более 15 экземпляров;

аспирантам, студентам дипломникам в количестве не более 5 экземпляров;

другим категориям читателей, в том числе студентам младших курсов до 3 экземпляров.

Художественная литература выдается в количестве не более 2 экземпляров.

Научно популярные издания выдаются в количестве 2 экземпляров.

Литературно-художественные и научно-популярные периодические издания текущего года выдаются в количестве 2-3 экземпляров.

Читатели могут продлить срок пользования взятыми на дом книгами, другими изданиями, заявив об том устно или письменно, если на них нет спроса со стороны других читателей.

Если установленный срок пользования документом нарушен, читатели компенсируют нанесенный библиотеки и другим читателям ущерб в виде оплаты пени за нарушение сроков пользования книгами, другими изданиями.

Читатели, студенты, аспиранты, обязаны в конце каждого учебного года до 1-го июля сдать все взятые на абонементе книги, другие издания и пройти перерегистрацию.

Читатели — преподаватели, научные сотрудники, другие категории пользователей библиотеки, обязаны, уходя в отпуск, ненужную им литературу и пройти перерегистрацию ежегодно в срок до 5-го июля.

Читатели, не прошедшие перерегистрацию на абонементах библиотеки, не обслуживаются (не выдаются книги, другие издания на дом) и обязаны возместить библиотеке ущерб в виде оплаты пени за нарушение сроков пользования библиотечными изданиями.

Читатель должен сообщить в библиотеку об изменении места работы, учебы, фамилии, домашнего адреса.

При выбытии из университета или длительного отпуска по объективным причинам (болезнь, уход за ребенком) читатели обязаны вернуть в библиотеку все числящиеся за ними книги, другие издания.

С читателей, не возвративших в библиотеку книг, других произведений печати, после двукратных напоминаний взыскивается их рыночная стоимость на момент невозврата через судебные органы.

5. Порядок пользования читальными залами.

При заказе литературы в читальном зале читатели

  • предъявляют удостоверение личности: студенты — студенческий билеты, аспиранты, сотрудники — удостоверение, выданное университетом, посторонние читатели — паспорт;
  • предъявляют оформленное читательское требование с указанием шифра, автора, названия, тома, номера, года и т.д. необходимого документа (книги, журнала, иного издания). Читательское требование заполняется в зале каталогов;
  • при получении издания расписываются на книжном формуляре.

Книжный формуляр является документом, удостоверяющим дату и факт выдачи читателю и приема библиотекарем книг, других произведений печати.

Число книг, других произведений печати, одновременно выдаваемых в читальном зале одному читателю не более 5 экземпляров.

При наличии единовременного повышенного спроса число выдаваемых изданий по решению дежурного библиотекаря ограничивается 1 экземпляром.

Литература, выданная в читальный зал из основного фонда, может быть забронирована по просьбе читателя на оговоренный срок, но не более суток.

Энциклопедии, справочные издания, редкие и ценные издания, издания, полученные по МБА, неопубликованные документы (отчеты НИР, авторефераты, диссертации) выдаются только для работы в читальном зале.

В исключительных случаях издания, полученные по МБА, могут быть выданы на дом на оговоренный короткий срок на платной основе.

Выносить литературу из читальных залов ЗАПРЕЩЕНО.

В случае нарушения правила, читатели обязаны возместить ущерб, причиненный библиотеке за самовольный вынос литературы, и лишаются права пользования читальным залом на срок один месяц.

При повторном нарушении читатели лишаются права пользования читальным залом на срок один год.

Примечание:

По договоренности с библиотекарем читатель может взять книгу, другое издание из читального зала на ночь, выходные, праздничные, санитарные дни за определенную библиотекой плату.

При необходимости выхода из читального зала на короткое время читатель должен сдать литературу дежурному библиотекарю, забронировав его за собой на оговоренный срок. Оставлять литературу на столах без присмотра в целях сохранности не рекомендуется.

Не разрешается входить в читальные залы с личными и библиотечными книгами, журналами, газетами, другими печатными изданиями.

Не разрешается входить в читальные залы в верхней одежде.

Читатели обязаны:

  • бережно относиться к книгам, другим печатным изданиям;
  • не делать в них пометок, подчеркиваний;
  • не вырезать, не загибать страниц;
  • не разговаривать в читальных залах, соблюдать тишину;
  • уважительно относиться к читателям, занимающимся в читальных залах и к сотрудникам читальных залов.

6. Порядок пользования залом каталогов

Читатели имеют право самостоятельно работать в зале каталогов со справочно-поисковым аппаратом: традиционными карточными каталогами и библиографическими картотеками и электронными каталогами и картотеками.

При необходимости имеют право обращаться за консультативной помощью к библиографу-консультанту; делать заказы на выполнение библиографических справок различного вида, в том числе и письменных.

Читатели на основе библиографических записей в каталогах и картотеках заполняют читательские требования или составляют списки необходимой литературы, для заказа в читальных залах или абонементах.

Не разрешается портить и вырывать каталожные разделители и карточки.

Просьба к читателям после окончания работы вынутые из каталожного шкафа ящики вставлять обратно на обозначенное место.

Дата изменения страницы 15.09.2010