Научное направление кафедры

Научное направление кафедры может быть обозначено как «Описание семантики и прагматики языковых единиц (синхронный и диахронический аспект)». 

Выбор данного направления связан с тем, что в настоящее время семантика является приоритетным объектом исследования, именно на базе семантики ученые пытаются объяснить один из самых сложных феноменов природы — человеческое сознание и разум.

С 2002 года кафедра работает над комплексной темой «Семантика и прагматика слова и текста» (общее руководство осуществляется д. филол. н., профессором А. А. Камаловой). 

Данная тема объединяет всех членов кафедры, а также студентов, специализирующихся по кафедре русского языка. 

Цель исследований заключается в осмыслении научных тенденций современной лингвистики, апробации разнообразных идей, подходов, методов в области описания слова как функционально-семантической единицы и текста как коммуникативной единицы. 

Тема направлена на взаимодействие двух главных принципов изучения языка — системоцентрического и антропоцентрического, на обоснование и апробацию методов, поиски адекватных приемов и частных методик описания семантики слова и текста. 

Объектом изучения являются содержательный план лексических единиц (а также фразеологических единиц и терминов) и содержательный план текстуальных единиц. Конкретный языковой материал — это мало исследованные участки языковой картины мира, а также ранее неизученные или недостаточно изученные тексты разных стилей и жанров.

Методы — структурные, когнитивные, описательный, интерпретационный, стилистический, моделирование.

В рамках комплексной темы осуществляются коллективные темы:

(1) «Функционально-семантическое описание слова (синхронный и диахронический аспекты)»; руководитель — д. филол. н., профессор А. А. Камалова.

Цель исследования — описание отдельных фрагментов лексической системы и терминосистемы, наблюдение над функционированием лексических единиц в текстах разного жанра и разных синхронных срезов (современные, старорусские, древнерусские), изучение проблем концептуализации лексической системой реалий действительности, проблемы лексикографического описания слова, изучение социодиалектов.

Применяемые методы: структурные, статистические, интерпретационный метод, метод поля, методы когнитивной лингвистики (ситуативный анализ, фреймовый анализ). 

Объектом исследования являются концепты ‘святость', ‘плач', ‘возраст' и др., русские пословицы и поговорки, фразеологические единицы; словесные ряды, эпиграммы; древнерусские тексты, «Пятиречие» О. Э. Озаровской; рекламные тексты, терминосистема — спортивные термины (баскетбол) и технические термины.

(2) «Сверхтекст: прагматика, семантика, типология»; руководитель — к. филол. н., доцент А. Г. Лошаков.

Цель — описание прагмасемантической структуры художественного («первичного») и литературно-критического текста («вторичного») как единого сверхтекста. При работе над темой используются описательный метод, метод моделирования, концептуальный анализ.

Объект исследования — литературно-критические статьи М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Добролюбова, Дм. Мережковского, З. Гиппиус, братьев Полевых, русских пародистов XIX — нач. XX в.в., а также лирические произведения З. Н. Гиппиус, рассказы В. М. Гаршина

(3) «Лингвокультурологическое описание северной русской деревни (на материале с. Нёнокса Приморского района Архангельской области)»; руководитель — к. филол. н., доцент Л. А. Савелова.

Цель — комплексное описание говора с. Нёнокса с учетом исторических, географических, культурологических сведений; создание коллективного речевого портрета носителя говора с. Нёнокса Приморского района Архангельской области. В исследовании используются описательный, структурно-семантические, стилистический методы.

Объект исследования — диалектная речь, диалектизмы в художественной речи. 

(4) «Обучение русскому языку с учетом национально-регионального компонента»; руководитель — к. пед. н., доцент Л. Н. Ляпина.

Цель — разработка содержания национально-регионального компонента при обучении различным разделам русского языка. Используемые методы — экспериментальные (констатирующие срезы, обучающие эксперименты).

Объект исследования — учебный процесс в общеобразовательных средних школах Архангельской области.

Работа над данной темой имеет следующие результаты: 

  1. проведены две международные научные конференции «Семантика и прагматика слова и текста». По результатам конференций подготовлены сборники научных статей: «Семантика слова, образа, текста. Материалы международной конференции» (отв. ред. А. А. Камалова; 1995); «Семантика слова, образа, текста: Сборник научных статей» (отв. ред. А. А. Камалова; 1998); издан международный сборник научных статей «Семантика и прагматика слова и текста» (отв. ред. Л. А. Савелова; 2005).
  2. издана монография А. А. Камаловой «Семантические типы предикатов состояния в системном и функциональном аспектах: Монография» (Архангельск, 1998);
  3. издана коллективная монография «Семантика и прагматика слова и текста». На подготовку данной монографии кафедра выиграла грант по федеральной целевой программе «Интеграция науки и высшего образования России на 2002 — 2006 годы» (Госконтракт № Ц3005/2016 от 28 августа 2003 года);
  4. защищена 1 докторская диссертация, 6 кандидатских диссертаций.
    С результатами исследований преподаватели неоднократно выступали на международных конференциях. Только в 2005 году преподавателями, аспирантами кафедры, студентами подготовлено 45 публикаций (в том числе 40 статей, из них штатными преподавателями — 22, преподавателями-совместителями — 5; аспирантами, преподавателями-совместителями — 6, аспирантами — 4; студентами — 3). Сделано 49 научных докладов, из них докладов штатных преподавателей — 28, преподавателей-совместителей — 2, аспирантов, преподавателей-совместителей — 9; студентов — 10.