II международная научно-практическая конференция «Русский язык и проблемы современного образования»

С 26-го октября по 30-е ноября 2009 г. кафедрой русского языка проводится II международная научно-практическая конференция «Русский язык и проблемы современного образования». В оргкомитет конференции вошли: к.ф.н, зав. кафедрой русского языка А. Т. Ашхарава (председатель), д.ф.н., профессор А. А. Камалова, к.ф.н., доцент Р. В. Попов. В конференции приняли участие 37 специалистов из разных городов России (Архангельск, Благовещенск, Екатеринбург, Москва, Пермь, Северодвинск, Смоленск, Череповец), республики Башкортостан (Стерлитамак,), а также из зарубежных стран — Украины и Польши. Работа конференции осуществляется в рамках трех секций: «Современный русский язык и аспекты его изучения», «Текст как объект лингвистического анализа», «Вопросы обучения русскому языку».

В докладах поднимаются актуальные для лингвистики и методики преподавания русского языка вопросы, освещаются проблемы русского языка в современный период его развития, отражаются результаты исследования различных функциональных разновидностей русского языка: поэтического языка, языка средств массовой коммуникации, языка для специальных целей, а также нелитературных форм (территориальных диалектов, сленга). Участники конференции анализируют изменения, происходящие в русском языке (Р. В. Попов, Т. А. Пережогина и др.), исследуют язык для специальных целей (Р. В. Попов, А. Г. Лошаков, С. А. Кошкин, О. И. Гамали, О. Б. Каневская), анализируют тексты современной и классической литературы (А. Ю. Мещанский, И. А. Королева). Русский язык представлен и в исторической перспективе (Т. В. Симашко, С. А. Смирнова, И. Ожеховская).

Многие доклады методической секции направлены на решение одной из основных задач современной методики — поиска путей формирования коммуникативной компетенции учащихся (И. П. Васильевых, Е. К. Лукьяненко, О. С. Овчинникова, О. А. Усатова и др.). В работах этих авторов предлагаются конкретные приемы и методы повышения эффективности обучения русскому языку как средству общения. С учетом современных целей обучения русскому языку рассматривается проблема современного школьного учебника (С. И. Львова). Проблемы коммуникации затрагиваются и в статьях лингвистов: характеризуются коммуникативные тактики (Н. В. Закемовская, А. Т. Ашхарава), коммуникативный аспект частично реализуется при анализе языковых фактов (Р. В. Попов, Л. А. Савелова).

Доклады реализуют идею взаимодействия, взаимосвязи лингвистики и методики преподавания русского языка. Наблюдения над современным состоянием русского литературного языка, сделанные во многих статьях, значимы для методики его преподавания.

Вопросы участникам конференции можно задать по адресу russian@sfpgu.ru, указав в теме сообщения фамилию докладчика.

Секция «Современный русский язык и аспекты его изучения»

Р. В. Попов. Новое и старое в современной терминологии спортивных игр (pdf, 247 кб)

Р. В. Попов. О двух типах коннотации спортивных терминов (pdf, 191 кб)

Л. А. Савёлова. Семантика и особенности функционирования наречных варваризмов в русском языке (pdf, 269 кб)

Ивона Борыс. Семантическая адаптация актуальных заимствований в русском и польском языках (на примере галлицизмов) (pdf, 264 кб)

Т. А. Пережогина. Проблема вариантности и ее отражение в орфоэпических словарях (pdf, 197 кб)

О. Н. Сысоева. Архаические консонантные особенности одного северного говора (pdf, 215 кб)

В. В. Катермина. Единицы номинации в контексте культуры (pdf, 188 кб)

А. А. Камалова. О Словаре В. И. Даля с позиций современной лингвистики (pdf, 212 кб)

А. Г. Соколова. КОШКА и СОБАКА в русском и немецком языках (на материале толковых и фразеологических словарей) (pdf, 287 кб)

Е. Н. Егорова. Концепт <Словесное оскорбление>: толкование сквозь призму лингвистических и экстралингвистических факторов (pdf, 221 кб)

Л. В. Чалова. Диалогическое взаимодействие как объект изучения в современной лингвистике (pdf, 240 кб)

Н. В. Закемовская, А. Т. Ашхарава. Коммуникативная тактика просьбы в общении взрослого с ребёнком (pdf, 260 кб)

Секция «Текст как объект лингвистического анализа»

А. В. Новикова, А. Г. Лошаков. Пространственно-временной континуум как фактор внутренней целостности сверхтекста «Последние стихи. 1914 — 1918» З. Гиппиус (pdf, 262 кб)

А. Ю. Мещанский. Концептуализация гоголевского мира в драматургии Н. Садур (pdf, 220 кб)

И. А. Королева. Антропонимы в поэме А. Т. Твардовского «За далью — даль» (филологический анализ) (pdf, 208 кб)

О. О. Хасанова. Деталь как способ выражения авторской модальности (на материале романа В. Набокова «Машенька») (pdf, 206 кб)

С. А. Кошкин, А. Г. Лошаков. О политическом дискурсе и коммуникативно-прагматической специфике учебных военно-патриотических текстов (на материале типовых конспектов по общественно-государственной подготовке) (pdf, 266 кб)

О. И. Гамали, О. Б. Каневская Элементы сленга в научной речи (на материале лекций о литературе М. Веллера) (pdf, 228 кб)

Т. В. Симашко. Контекстуальные особенности антропонимов в текстах деловой письменности (pdf, 224 кб)

С. А. Смирнова. Семантическое пространство ‘святость' в агиографических текстах (pdf, 242 кб)

Иоанна Ожеховска. Герменевтическое изучение текста Войновского синодика (pdf, 353 кб)

А. Е. Кирсанова. К вопросу о форме загадки (pdf, 197 кб)

Секция «Вопросы обучения русскому языку»

Н. В. Пятаева. Проблемы лингвистического образования в контексте современного гуманитарного познания (pdf, 218 кб)

С. И. Львова. Современный учебник русского языка как основа формирования метапредметных умений и навыков (pdf, 206 кб)

Ю. Н. Гостева. Социологические аспекты обучения родному языку с использованием современных мультимедийных средств и коммуникативных технологий (pdf, 210 кб)

Л. А. Романенко. О метапредметности в преподавании русского языка (pdf, 179 кб)

Е. К. Лукьяненко. Диалог как основа коммуникативной компетенции (pdf, 209 кб)

М. М. Мехтиева. Игра как способ обучения коммуникации (pdf, 185 кб)

О. С. Овчинникова. Формирование личности школьника на основе обучения коммуникативному поведению в обществе (pdf, 186 кб)

И. П. Васильевых. Формирование коммуникативных умений учащихся при изучении служебных частей речи (pdf, 213 кб)