Спецкурсы и спецсеминары

На кафедре разработаны также следующие спецкурсы и спецсеминары:

«Возраст» в русской языковой картине мира» К. филол. н., доцент А. Т. Ашхарава Спецкурс посвящен обсуждению культурно-этнических проблем, а именно: знания о ребенке, детстве, возрасте, закрепленные в языке, поверья, предания, связанные с детьми, представления о народной педагогике и этике. Основы народных морально-этических и нравственных установок и правил в воспитании детей.
«Язык и культура: проблемы взаимодействия» Д. филол. н., профессор А. А. Камалова, к.филол.н., доцент А. Т. Ашхарава, к. филол.н., ст. пр. С. А. Смирнова, к.филол.н., ассистент Е. В. Павлова. Данный спецкурс посвящен проблемам взаимодействия языка и культуры, в нем раскрываются понятия «ценностная доминанта культуры», «языковая картина мира», «концепт». Основным материалом курса послужили славянские культуры и языки, в историческом аспекте характеризуются базовые аксиологические ценности русского народа, воплощенные в различных текстах (фольклорных, сакральных, художественных). Планируется на разнообразном материале показать содержание таких культурных феноменов, как человек, жених, невеста, семья, ребенок, власть, свобода, закон, святость и др., а также их смысловые связи, сформировать представление о непрерывности смыслового пространства языка. Изложение материала подчинено единой логике, отдельные темы курса читают разные преподаватели в соответствии с разрабатываемой ими темой.
«Теория и практика лексикографии» Д. филол. н., профессор А. А. КамаловаВ настоящее время лексикография развивается быстрыми темпами, создано большое количество словарей, знание которых позволит будущим специалистам более уверенно чувствовать себя в информационном пространстве. Цель названного курса — познакомить студентов с основами теоретической лексикографии, расширить представления о практической лексикографии, познакомить с различными типами словарей, совершенствовать навыки работы со словарями, а также посвятить в историю создания культурно и исторически значимых словарей, принципов их построения, роли в национальной культуре.
«Методы изучения семантики слова» Д. филол. н., проф. А. А. Камалова На материале предикатных слов демонстрируются возможности структурно-семантического, историко-семантического, концептуального, идеографического и других принципов описания семантики.
«Слово и его описание в словарях различного типа» Д. филол. н., профессор А. А. Камалова В данном спецкурсе планируется рассмотреть компоненты смысловой структуры слова (информативный, культурный, логико-понятийный и др.) и способы представления в словарях разных типов. Для эффективного использования словарей необходимо иметь представление о разнообразии отечественных словарей (в настоящее время издается множество словарей различных по материалу, задачам, качеству) и иметь навыки их использования. В спецкурсе планируется рассмотреть эти вопросы, а также познакомить студентов с историей русской лексикографической мысли и продукцией
«Чешский язык» Д. филол. н., профессор А. А. Камалова Цель спецкурса: познакомить с историей возникновения чешского языка, с фонетикой и грамматикой, охарактеризовать словообразовательные и лексические особенностями чешского языка
«Украинский язык» К. филол. н., доцент А. Г. ЛошаковЦель спецкурса: познакомить с историей возникновения украинского языка, с фонетикой и грамматикой, охарактеризовать словообразовательные и лексические особенности украинского языка
«Эстетика языка и филологический анализ текста» К. филол. н., доцент А. Г. ЛошаковВ спецкурсе рассматриваются эстетические возможности языковых единиц, их роль в создании идейно-образного содержания художественных текстов, проблемы интерпретации текстов.
«Работа над текстом на уроках русского языка» К. филолог. н., доц. Л. Н. Ляпина В спецсеминаре рассматриваются проблемы анализа восприятия авторского текста учащимися и анализа текста, созданного учащимися. Уделяется внимание лингвосмысловому анализу художественного текста на уроках русского языка, основным приемам работы с текстом, изучению языковых особенностей текста.
«Вопросы исторической лексикологии» Д. филол. н., профессор А. А. Камалова В спецкурсе будут рассмотрены вопросы этимологического анализа, на примере отдельных слов и групп слов описаны главные этапы формирования лексического состава русского языка, предполагается, что особое внимание будет уделено семантическим процессам.
«Проблемы лексической семантики» Д. филол. н., профессор А. А. Камалова Предполагается в лекционном курсе проанализировать современные направления изучения семантики слова. На практических занятиях анализировать лингвистические словари, работать с тематическими и лексико-семантическими группами слов, анализировать семантику русско-английских и русско-немецких соответственных номинаций.
«Проблемы современного терминоведения (лингвистическая терминология)» К. филол. н., доцент Р. В. ПоповПланируется ввести студентов в проблематику современного терминоведения, познакомить с требованиями к терминам, особенностями различных терминосистем, показать особенности функционирования лингвистических терминов.
«Развитие речи учащихся» К. пед.наук, доцент Л. Н. Ляпина В с/курсе раскрываются коммуникативный и речеведческий подходы к анализу текстов и созданию собственных высказываний школьников.
«Региональный аспект изучения русского языка» К. пед.наук, доцент Л. Н. ЛяпинаОдним из принципов государственной политики в области образования провозглашается защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, что имеет следствием введение национально-регионального компонента в новые государственные стандарты образования. Спецкурс знакомит с концепцией регионально ориентированного образования, его актуальными проблемами, конкретными методическими разработками.
«'Дитя' в русской языковой картине мира» К. филол. н., доц. А. Т. АшхараваЦель спецкурса — охарактеризовать концепт 'дитя' как фрагмент русской языковой картины мира, познакомить с основными положениями когнитивной лингвистики, продемонстрировать методы и приемы когнитивного анализа.

«Человек как объект лингвистического описания»

К. филол. н., доцент

С. А. Смирнова

В задачи курса входит рассмотрение основных направлений в изучении проблемы «человек в языке», предполагается рассмотрение методов и приемов анализа языкового материала, принятых в рамках антропоцентризма