Педагогическая и диалектологическая практика

Педагогическая практика

Целями Производственной (педагогической) практики является закрепление и углубление теоретической подготовки студентов по дисциплинам профессионального цикла и приобретение практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности.

Задачи практики: учебно-методические — углубление и расширение знаний по курсу «Теория и методика обучения русскому языку»; профессиональные — приобретение профессиональных умений и навыков учителя русского языка; научно-практические — развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе по современной методике (изучение опыта работы лучших учителей русского языка, проведение констатирующих срезов, обучающих экспериментов и др.)

Производственная (педагогическая) практика является обязательным этапом обучения. Она опирается на знания, полученные студентами при изучении таких курсов, как «Практикум по орфографии и пунктуации», «Современный русский язык», «Методика обучения русскому языку», «Введение в языкознание» и др. и способствует совершенствованию лингвистического мышления; повышает уровень самостоятельности в учебно-научной и профессиональной деятельности, нацелена на выработку у студентов общекультурных и профессиональных компетенций.

В период практики студенты знакомятся с образовательной системой школы, с методикой составления тематического и поурочного планирования, с методикой и технологией современного урока русского языка, а также проводят уроки различного типа с использованием мультимедийных средств. Кроме того, они проверяют тетради учащихся по русскому языку, осуществляют индивидуальную работу с учениками, внеклассную работу по предмету, совершенствуют умения слушать, записывать и анализировать уроки однокурсников и учителей, оценивают письменные работы школьников.

Производственная (педагогическая) практика проводится в общеобразовательных учебных заведениях г. Северодвинска и Архангельской области. Педагогическую практику по русскому языку проходят студенты 3 курса после окончания пятого семестра в течение шести недель (февраль — март) в 5–7 классах общеобразовательных учебных заведений. Студенты 4 курса — в седьмом семестре в течение 6 недель (сентябрь — октябрь) в 8–9 классах общеобразовательных учебных заведений г. Северодвинска (МБОУ СОШ № 2, 3, 6, 10, 16, 19, 21, 22, 23, лицей № 17) и области.

В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции; (1) владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; (2) способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; (3) готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; (4) способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии; (5) способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; (6) готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса; (7) способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников; (8) готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

Диалектологическая практика

Студенты 2 курса очной и заочной форм обучения (специальность — русский язык и литература и профиль подготовки — русский язык) проходят учебную диалектологическую практику в течение двух недель.

Учебная практика проводится после завершения изучения теоретического курса русской диалектологии и нацелена на выработку ряда как профессиональных, так и общекультурных компетенций. Для прохождения практики необходимы знания, умения и компетенции, полученные при изучении таких дисциплин, как «Введение в языкознание», «Современный русский язык», «Краеведение». Знания, умения и навыки, полученные в ходе практики, найдут применение при освоении дисциплин «Социальные и территориальные варианты русского языка», «Общее языкознание», «Современный русский язык».

Традиционно перед практикой ставятся как учебные, так и научно-практические цели, работа с полевыми и архивными материалами позволяет сформировать прочный практический навык анализа диалектных явлений.

Научно-практическое значение диалектологической практики заключается прежде всего в накоплении ценных материалов по русским говорам. Эти сведения представляют не только собственный интерес, но и служат важным источником для изучения истории русского языка, истории народа, этнодиалектного членения русской территории (и в частности, территории Архангельской области).

В процессе первичной обработки материала студенты получают возможность в полевых и лабораторных условиях освоить методику работы со звучащей диалектной речью, учатся различать диалектные и индивидуальные особенности речи, развивают умение видеть диалектные и индивидуальные черты в речи представителей молодого поколения, в том числе те, которые могут переноситься в письменные работы учащихся. Таким образом, диалектологическая практика направлена на решение ряда учебно-педагогических задач.

Конкретными результатами диалектологической практики должны быть, во-первых, представление новых материалов по русским говорам (в первую очередь архангельским) в фонд кафедры русского языка, во-вторых квалифицированная систематизация и обработка имеющихся сведений о местных диалектах. Программа предполагает обязательное обследование разных уровней языковой системы говора (фонетического, грамматического, лексико-семантического).

В результате прохождения учебной (диалектологической) практики студент должен знать:

— особенности диалектного членения современного русского языка;

— языковые особенности системы обследуемых говоров;

— своеобразие материальной и духовной культуры населения обследуемых районов

уметь:

— определять объект обследования;

— вести непринужденную и направленную беседу с диалектоносителями, использовать вопросники для организации беседы;

— применять технические средства для записи диалектной речи;

— различать диалектные и индивидуальные особенности речи;

— устанавливать научную и культурную ценность собранного материала;

— находить в записанных текстах основные диалектные черты; выявлять диалектную лексику и фразеологию; давать общую характеристику системы исследуемого говора;

владеть:

— методами сбора диалектного материала;

— навыками транскрипции устной речи;

— приемами предварительной обработки и систематизации собранных диалектных материалов;

— методикой анализа диалектных явлений;

— навыками лексикографической работы.

При прохождении практики студенты должны научиться применять на практике теоретические знания, полученные при изучении дисциплины профессионального цикла «Русская диалектология», в ходе сбора, обработки и систематизации языковых и лингвокультурологических материалов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; овладеть методикой анализа диалектных явлений; выработать умения самостоятельно организовать трудовой процесс.

Соответственно, диалектологическая практика призвана решать следующие задачи: учебно-методические — углубление и расширение знаний по русской диалектологии; овладение методикой анализа диалектных явлений; профессиональные — приобретение основных умений и навыков диалектолога-собирателя; научно-практические — развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе по собиранию и изучению русских говоров; формирование научного подхода к работе с языковым материалом.

Кроме того, диалектологическая практика вносит определенный вклад в подготовку студентов к дальнейшей профессионально-педагогической деятельности, поскольку знание говоров, с одной стороны, позволяет организовать более эффективную работу по предупреждению ошибок в речи учащихся в условиях местного диалекта, а с другой стороны — помогает формировать представления о богатстве и многообразии русского языка.

На сегодняшний день Кафедра русского языка располагает диалектными материалами, собранными в 135 населенных пунктах из 21 области РФ, в том числе из 83 населенных пунктов Архангельской области. Рабочий материал хранится в виде:

· картотеки диалектных слов, включающей около 5000 единиц;

· аудиозаписей диалектной речи (120 аудиокассет; 2 видеокассеты);

· дешифровки аудиозаписей.

Важнейшая роль в сборе диалектного материала принадлежит экспедиционной работе:

· 1991 г. — выездная диалектологическая практика в Псковской области (руководитель — д.ф.н., проф. А. А. Камалова),

· 1992 — 1993 гг. — обследование села Бестужево Устьянского района Архангельской области (руководитель — д.ф.н., проф. А. А. Камалова, к.ф.н., ст.пр. Т. Г. Попова),

· 1994 — 1995 гг. — обследование села Кудьмозеро Приморского района Архангельской облас-ти (руководитель — д.ф.н., проф. А. А. Камалова),

· 1996 г. — А. А. Камалова и Л. А. Савелова участие в научной экспедиции по комплексному эт-но-лингво-фольклорно- географическому обследованию д. Чакола Пинежского района Архангельской области.

· 1997 — 1999 — полевые исследования в нескольких населенных пунктах Афанасьевского сельсовета Верхнетоемского района Архангельской области (руководитель — к.ф.н., доц. Л. А. Савелова),

· 2004 г. — экспедиция «По следам О. Э. Озаровской» в село Труфаново Пинежского района (руководитель — д.ф.н., проф. А. А. Камалова),

· 2005 г. — экспедиция в деревню Согра Верхнетоемского района Архангельской области (руководитель была — ассистент Е. В. Павлова). В ходе практики студентами этой группы были обследованы 8 населенных пуктов согринского куста — Ламбас, Бор, Согра, Керас. Ручей, Пуршиевская, Волыново, Горка.

· 2006 г. — экспедиция в село Усть-Пинега Холмогорского района (руководитель — д.ф.н., проф. А. А. Камалова),

· 2011 . — экспедиция в село Перхачево Приморского района Архангельской области (руководитель — д.ф.н., доц. Л. А. Савелова),

· 2013 — экспедиция в д Куликовская Шенкурского района Архангельской области (руководитель — д.ф.н., доц. Л. А. Савелова).

Работа по сбору и обработке материала осуществляется в соответствии с рабочей программой диалектологической практики по русскому языку, разработанной д. ф. н., доц. Л. А. Савеловой.

Начиная с 1998 года силами кафедры русского языка в сотрудничестве с работниками краеведческого музея г. Северодвинска осуществлялось экспедиционное обследование с. Нёнокса Приморского района Архангельской области с целью его целостного лингвокультурологического описания. Результатом этой работы стало издание учебного пособия: Камалова А.А., Савелова А.А. Лингвокультурологическое описание северной русской деревни. — Архангельск: Поморский университет, 2007. Оно включает образцы диалектной речи в транскрипционной записи.

Материалы диалектологической практики используются для разработки научной темы кафедры.

По итогам диалектологической практики ежегодно, начиная с 2002 г., проводится научно-практическая конференция студентов «За русским словом».