Научно-исследовательская работа кафедры

1. Наименование темы НИР кафедры: «Образование и воспитание в социально-культурном контексте Северного региона»

2. Характер НИР: прикладной

3. Сроки начала и окончания НИР кафедры: 2011–2015 гг.

4. Наименование годового этапа НИР кафедры:

«Выявление факторов формирования компетенций и интегральных свойств личности и особенностей их проявления у субъектов профессионального образования в современных условиях социальной и образовательной среды»

Целью этапа является изучение механизмов и факторов формирования интегральных свойств личности субъектов профессионального образования в современных условиях социальной и образовательной среды, описание условий формирования модели выпускника отечественной высшей школы.

Содержание НИР на данном этапе связано с диагностикой интегральных характеристик личности субъектов профессионального образования и последующим анализом полученных результатов эмпирического исследования; а также с анализом показателей результата психолого-педагогического образования.

Экспериментальную базу составили образовательные учреждения разных типов: учреждения высшего профессионального образования, средние общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования («Детско-юношеский центр»), федеральный детский центр «Смена» и др.

В результате изучения проблемы:

· охарактеризованы особенности образовательного пространства и содержание профессиональных представлений у учащихся учреждений профессионального образования;

· раскрыто понятие и инструментально описаны характеристики результата профессионального образования;

· определен перечень и выполнено ранжирование компетенций как результата психолого-педагогического образования субъектов уровневого высшего профессионального образования;

· выявлены и описаны особенности проявления и факторы формирования компетенций и интегральных свойств личности субъектов профессионального образования, а также особенности и факторы проявления различных проблем эмоционально-личностного развития субъектов профессионального образования в процессе их профессиональной подготовки в современных условиях социальной и образовательной среды (в частности — изучены особенности и формы проявлений маккиавелизма, пессимизма, деструктивного перфекционизма, обидчивости, лени и прокрастинации);

· рассмотрены особенности проявлений профессиональной рефлексии педагогического общения, мотивационно-смысловой основы учения учащихся, особенности конкурентоспособности личности специалиста, критерии и условия ее повышения у учащихся учреждений профессионального образования психолого-педагогического профиля;

· проанализированы особенности формирования организаторских и рефлексивных компетенций педагога-психолога;

· разработаны модели психолого-педагогической помощи в решении таких проблем эмоционально-личностного развития участников образовательного процесса, как лень и академическая прокрастинация, макиавеллизм, перфекционизм, пессимизм, трудности в профессионально-личностном самоопределении; разработаны модель формирования мотивационно-смысловой основы учения, а также рекомендации по созданию условий оптимизации образовательного пространства, направленного на формирование профессиональных представлений учащихся учреждений психолого-педагогического профиля.

· изучены возможности формирования компетенций и интегральных свойств личности учащихся учреждений профессионального образования психолого-педагогического профиля с помощью различных активных методов обучения (тренинга, мозгового штурма, метода «круглого стола», творческих заданий, кейс-метода, ролевых игр, интерактивных мини-лекций, мультимедийных презентаций);

· выделены основания для классификации учебного материала, составляющего содержание профессионально-педагогического образования, разработана и теоретически обоснована технологии работы над понятиями в процессе освоения содержания профессионального образования; описаны конкретные варианты технологии работы над понятиями (синектика, подведение под понятие).

Таким образом, на данном этапе исследования были собраны эмпирические материалы по теме исследования и апробированы отдельные методы с целью формирования интегральных свойств личности и профессиональных компетенций участников образовательного процесса

В целях привлечения финансирования дальнейшей разработки научно-исследовательской проблемы в 2013 г. на 2014 г. подготовлены заявки на соискание грантов РГНФ — (3 заявки):

— «Региональная паремиология как средство сохранения и трансляции культурных традиций и духовных ценностей Русского Севера». Региональный конкурс — 2014;

— «Генезис сущностных и содержательных характеристик воспитания „нового студенчества“ на Архангельском Севере в условиях советской образовательной политики в области высшего образования (1917-1941 гг.)». Региональный конкурс — 2014;

— «Социально-психологические особенности российских граждан, проживающих на территории Палестинской национальной автономии». Основной конкурс — 2014.

Результаты проводимых на кафедре исследований представлялись на пяти международных, трёх всероссийских и двух внутривузовских конференциях, а также на всероссийском форуме высших учебных заведений.

Результаты научной деятельности сотрудников кафедры обсуждались на XXV Ломоносовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов (ноябрь 2013 г.) (в работе секций «Актуальные проблемы профессионального образования», «Актуальные проблемы психолого-педагогических исследований»).

В рамках научно-исследовательской и воспитательно-образовательной работы кафедра активно сотрудничает с образовательными учреждениями г. Северодвинска и Архангельской области. В частности, заключен договор о сотрудничестве с Всероссийским детским центром «Орленок»

Сотрудники кафедры повышают свою научно-педагогическую квалификацию на курсах повышения квалификации по программе «Современные подходы и требования к планированию, организации и проведению педагогических и психологических исследований» (г. Архангельск).

Основные аспекты исследований были опубликованы в сборниках «Applied Sciences in Europe: tendencies of contemporary development», «Вестник САФУ», «Политическая коммуникация», «Проблемы и перспективы развития образования в России», «Теория и методика профессионального образования: реалии и перспективы XXI века», «Морянка», «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» и других.

Теоретические материалы и практические разработки внедряются в содержание и процесс преподавания учебных курсов и спецкурсов, а также дисциплин специализации «Организационная психология», «Детская практическая психология», в практику работы Социально-психологической службы ГИ САФУ.