Мероприятия кафедры

Добро пожаловать,

будущие студенты гуманитарного института филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в городе Северодвинске!

15 февраля в актовом зале гуманитарного института филиала САФУ имени М.В. Ломоносова было многолюдно, оживленно и торжественно. «Студент на один день» — так назвали организаторы мероприятия встречу с учащимися школ г. Северодвинска. Доцент Н.В. Хохлова познакомила выпускников северодвинских школ с направлениями обучения в институте.

Дружными аплодисментами приветствовали собравшиеся учащихся МБОУ «Лингвистическая гимназия № 27», МАОУ «СОШ № 6» с углубленным изучением иностранных языков, МАОУ «Ягринская гимназия», дипломантов Всероссийского конкурса «Товарищ, верь!..». Совместно с выпускниками-филологами 2013 года специализации «Сценарное мастерство» ученики северодвинских школ воплотили разработанный под руководством доцента кафедры теории и истории литературы Н.И. Горобец видеопроект «Я к вам пишу...», став победителями престижного конкурса с международным участием.

Поздравляем!!!

Коровина Алексея, ученика 11 А класса МБОУ «Лингвистическая гимназия № 27» города Северодвинска.

Никитенко Евгению, ученицу 10 Г класса МАОУ «СОШ № 6» города Северодвинска.

Домрачева Ивана, ученика 10 А класса МБОУ «Лингвистическая гимназия № 27» города Северодвинска.

Пономареву Валерию, ученицу 10 А класса МБОУ «Лингвистическая гимназия № 27» города Северодвинска.

Лапину Татьяну, ученицу 10 Г класса МАОУ «СОШ № 6» с углубленным изучением иностранных языков города Северодвинска.

Воробьеву Милану, ученицу 9 А класса МАОУ «Ягринская гимназия» г. Северодвинска.

Медведеву Анастасию, ученицу 9 А класса МБОУ «Лингвистическая гимназия № 27» города Северодвинска .

После официальной части будущие абитуриенты, студенты на один день, разошлись по кабинетам на консультации «Трудные вопросы ЕГЭ».

В 107 аудитории собралось около пятидесяти школьников, внимательных, заинтересованных, которым предстоит сдавать ЕГЭ по литературе. Доцент Н.И. Горобец напомнила о критериях оценивания заданий С1, С2, С3, С4, С5, привела примеры удачных письменных работ, заслуживающих высоких баллов, прокомментировала содержание высказываний учащихся. Вспомнили размеры стихосложения, потренировались в определении ямба и хорея, дактиля и амфибрахия...

Очень хочется видеть замечательных ребят, запечатленных во время консультации по литературе, у нас, на бакалавриате «Литература».

Успехов вам, будущие служители изящной словесности!

Доцент кафедры теории и истории литературы Н.И. Горобец

Гуманитарный институт. Проект "Студент на один день" (15-25 февраля) (фотоотчет)


ВСТРЕЧИ В ГУМАНИТАРНОМ ИНСТИТУТЕ

ВСТРЕЧА СО СВЯЩЕННИКОМ, О. АЛЕКСАНДРОМ

Духовной жаждою томим...

А.С. Пушкин

В конце ноября 2013 года состоялась Встреча студентов-филологов 4, 5 курсов гуманитарного института с иереем Свято-Никольского храма о. Александром. Значимо то, что приглашение состоялось по инициативе студентов, что они прислали по электронной почте священнику вопросы, на которые хотели получить ответы. Отзывы свидетельствуют, как важны в жизни человека духовные преображения, происходящие не только от общения с книгой, но и от человеческого общения, интеллектуального и сердечного одновременно, с собеседником, редким в их аудитории. Это была не книжная беседа, а диалог о насущном, диалог духовный, личностный. Запомнились суждения, прозвучавшие на Встрече, которым мы внимали с радостью и внутренним согласием:

Учитесь прощать — учитесь быть счастливыми.

Ухаживание за душой — путь к счастью.

Надо развивать душу, чтобы диктовало не тело, а душа.

Мы детьми остаемся в этой жизни.

На каждое из высказываний можно написать творческую работу, сочинение-эссе, сочинение-отзыв. Значит, диалог продолжится!

Доцент кафедры теории и истории литературы Н. Горобец

Кулакова Ксения, студентка 4 курса (специальность «Русский язык и литература»)

С отцом Александром наша группа познакомилась чуть более полугода назад. Тогда мы не успели пообщаться так, как хотелось бы. Целостной беседы не получилось в силу того, что мы были приглашены в библиотеку «Мир знаний» г. Северодвинска на обсуждение книги М. Кучерской «Бог дождя». Там и состоялась наше первое знакомство с о. Александром. Его высказывания, суждения были так интересны, что мы попросили о Встрече, на которой каждый сможет задать вопрос отцу Александру, а он, по возможности, постарается нам ответить, помочь советом. Такой диалог наконец состоялся, появилась возможность поговорить с человеком, который знает о религии, вере, душе больше, чем все мы, собравшиеся в ноябре 2013 года в стенах нашего института. Студенты-филологи задавали самые разные вопросы по волнующим проблемам. Разговор получился искренним, без официоза. Было действительно интересно, было о чём спрашивать, было с чем внутренне согласиться и поразмышлять потом, уже после Встречи. От себя лично скажу, что я переосмыслила взгляд на многие вещи, задумалась о том, чему раньше не уделяла внимания.

Хочется поблагодарить отца Александра за отклик, за то, что он сумел выкроить время для Встречи с нами. Надеюсь, на ее продолжение.

Петраченко Наталья, студентка 4 курса специальности «Русский язык и литература»

Состоявшаяся Встреча со священником Свято-Никольского храма г. Северодвинска оставила глубокий след. Ответы на наши вопросы сопровождались примерами из художественной литературы, произведений Толстого, Ремарка, Достоевского, их осмыслением и личностными рекомендациями о. Александра. А нам, филологам, это так важно! Выступление нашло живой отклик в душе, заставило задуматься о своей жизни, дало толчок для размышлений, для того, чтобы что-то изменить в своей жизни. Выражаю свою самую сердечную благодарность отцу Александру за проделанный труд, уделенное нам внимание.

Черепанова Елена, студентка 4 курса специальности «Русский язык и литература».

Встреча произвела очень сильное впечатление! Спасибо Вам, о. Александр, за Вашу искренность, за то, что Вы так щедро поделились с нами Вашим духовным опытом. Я начинаю понимать, что это за труд — Служение! Чтобы Служить, надо иметь не только силы и желание, но и врожденный дар, которым Вы одарены и который, как мне кажется, успешно развиваете. Вы действительно получаете радость от своего труда, Служения. 


Встреча вторая

РОМАНС КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ СТИХА

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

В.А. Жуковский. «Воспоминание»

Вечером 13 декабря в аудитории 107 на Карла Маркса, 36 было многолюдно и одновременно торжественно и тихо. Тема Встречи к тому обязывала, «Романс как продолжение стиха», да и посвящение тоже. На поэтический вечер собрались студенты первого, второго, четвертого курсов гуманитарного института, преподаватели, а также учащиеся и учителя школ г. Северодвинска. Нашими гостями были исполнительница романсов Людмила Хромая, аккомпаниаторы Владимир Цкитский (фортепиано), Андрей Дудко (виолончель). Тепло встретили слушатели «Утро туманное...» (слова И. Тургенева, музыка А. Абазы), «Не зажигай огня» (слова Д. Ратгауза, музыка А. Аренского), «Не пробуждай воспоминаний» (слова Н.Н., музыка П. Булахова) и другие романсы. Прозвучали стихотворения М. Лермонтова, В. Маяковского, М. Цветаевой, Б. Пастернака, Б. Окуджавы У. Уитмена, О. Раменского, В. Маранцмана в интерпретации преподавателей А.Ю. Мещанского, Л.В. Чаловой, Н.И. Горобец и студентки первого курса направления «Литература» Н. Завадской.

Порадовали присутствующих и авторы стихотворных опытов: А. Дудко, А. Форкунов, Н. Некрасова, В. Шпитько.

Искренние аплодисменты не нарушали тишины, гармонии в душах. В завершение — цветы, конфеты «Вдохновение» нашим гостям, фотографии на память и добрые чувства, пробудившая Встреча «Романс как продолжение стиха».

Люди разучились удивляться

Солнцу, облакам и небесам,

Люди разучились улыбаться

Бабочкам, деревьям и цветам.

Выдумки, условности, запреты

Стали нам дороже и важней

Нежных губ, дыханием согретых,

И проталин первых по весне.

Мы, у ложных ценностей во власти,

Разучились видеть всё вокруг,

Понимать, что истинное счастье —

Тёплый взгляд, пожатье милых рук.

Не поймём простой и ясной мысли

В суете, сводящей нас с ума,

Что всего дороже в нашей жизни

Жизнь многообразная сама.

Но болезни наши излечимы

И надежды можно не терять,

Если мы ещё не разучились

Дружеским порывам доверять.

О. Раменский

Выражаю признательность всем, разделившим с нами радость Встречи. Очень благодарны за оперативность и профессионализм Варнавской О. В., Петренко С.В.

До следующей Встречи!

Доцент кафедры теории и истории литературы Н. Горобец


В рамках Ломоносовской научно-практической конференции кафедра теории и истории литературы 13 ноября 2013 года провела круглый стол, посвященный 95-летию со дня рождения А.И. Солженицына, писателя, публициста, общественного деятеля, а также 60-летию создания книги «Архипелаг Гулаг».

Собралась заинтересованная аудитория студентов 1 — 4 курсов, преподавателей кафедры, старшеклассников школ №№ 16, 21, 24, Лингвистической гимназии № 27, учителей русского языка и литературы г. Северодвинска (более тридцати человек приняли участие в работе).

Студенты 4 курса РЯЛ М.А. Кадыкова, К.В. Кулакова, Н.А. Петраченко, Е.В. Черепанова, Н.С. Некрасова, К.А. Горбунова подготовили доклады «Творчество А.И. Солженицына в зеркале современной критики», «История в фактах и цифрах в произведении „Архипелаг Гулаг“», «А.И. Солженицын о проблеме насилия над личностью в лагере и на свободе» и др. (научный руководитель к.п.н., доцент кафедры теории и истории литературы Н.И. Горобец).

Участники круглого стола познакомились с выставкой книг «Судьба и творчество А.И. Солженицына», подготовленной библиотекарями гуманитарного института Л.П. Бессогоновой, В.А. Стирмановой, Т.Е. Тюпышевой.

Диалог, начатый в рамках круглого стола, получит продолжение в домашних творческих работах учащихся, которым предложено написать поэтические строки о несломленном человеке, сочинить эпитафию (надгробную надпись на братской могиле невинно убиенных), описать памятник жертвам ГУЛАГА.

Горобец Надежда Ивановна, к.п.н., доцент кафедры теории и истории литературы



СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ

ВЛАДИМИРА ГЕОРГИЕВИЧА МАРАНЦМАНА

(1932-2007)


О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.

В.А.Жуковский. «Воспоминание»

 

Когда уходит Поэт – остаются стихи, уходит Учёный – остаются научные труды, уходит Учитель – остаются ученики, в чьих сердцах живёт благодарная память.

В гуманитарном институте филиала САФУ им. М.В.Ломоносова 8 ноября состоялась региональная научно-практическая конференция, посвящённая жизни и творчеству Владимира Георгиевича Маранцмана – доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО, профессора, методиста, литературоведа, поэта и переводчика, автора более 350 научных работ.

Не случайно именно в нашем городе прошла конференция – приношение памяти Учителю: В.Г. Маранцман принимал в 90-е годы ушедшего столетия непосредственное участие в создании филологического факультета в Северодвинском отделении ПГУ. Он был первым профессором (по совместительству) первой кафедры общегуманитарных и психолого-педагогических дисциплин. В Северодвинске Владимир Георгиевич читал лекции и спецкурсы по актуальным проблемам методики преподавания литературы не только для студентов, но и для учителей.

В актовом зале гуманитарного института, где собрались преподаватели вуза и студенты, магистранты, учителя и учащиеся школ города (около ста человек) ощущалось живое присутствие Владимира Георгиевича, он доброжелательно смотрел на нас с экрана, словно говоря:

Не кровными детьми я здесь богат,
А теми, кто искал дорогу к духу...

В каждом выступлении, прозвучавшем со сцены, нашли отклик творческие идеи и поэтические образы В.Г. Маранцмана, традиции его научной школы, каждое выступление было согрето благодарной памятью об Учителе.

С приветственным словом к участникам и гостям конференции обратилась Э.Я.Фесенко, заместитель директора по научной работе, профессор кафедры теории и истории литературы. Своими воспоминаниями о Владимире Георгиевиче поделились его коллеги и ученики: Н.И. Горобец, к. п. н., доцент кафедры теории и истории литературы; С.В. Козлов, к. ф. н., доцент кафедры теории и истории литературы; а также С. А. Коваль, к. п.н., доцент кафедры педагогики САФУ имени М.В. Ломоносова, С. Зелянин, выпускник Северодвинского филиала, сегодня – член Союза журналистов России, корреспондент газеты «Вечерний Северодвинск».

Особенно ярким, запоминающимся было слово об Учителе Надежды Ивановны Горобец: «Владимир Георгиевич Маранцман – человек ренессансной культуры, учёный-методист, переводчик, поэт». Организатор и ведущая конференции, Надежда Ивановна рассказала о своих встречах с Владимиром Георгиевичем – человеком широкой души и невероятной эрудиции, о его работе над переводами «Божественной комедии» Данте, сонетов Петрарки, о поэтических произведениях самого Владимира Георгиевича, а также об «открытой методике» профессора, отметив, что «в методике он был поэт, в поэзии – просветитель. Его книги вдохновляют и помогают жить увлечённо, преданно служить литературе, школе, науке».

Действительно, нет, пожалуй, такого учителя-словесника, такого студента-филолога, кто не знал бы имени Владимира Георгиевича Маранцмана, не читал его книг и статей по методике преподавания литературы. О Программе литературного образования в школе под редакцией В.Г. Маранцмана, направленной на воспитание и развитие думающего большого читателя, рассчитанной на творческую инициативу педагога, а также об изучении произведений Ф.М. Достоевского в рамках данной Программы рассказала Т.А. Папий, учитель русского языка и литературы школы № 24.

Поэтическая презентация по стихам В.Г. Маранцмана «Мне говорить, что сердце отдавать…» в исполнении одиннадцатиклассников школ № №6, 27, 28 Худяковой Алины, Рыбиной Юлии, Кац Анны, Жуковой Юлии прозвучала животворящим аккордом к разговору о судьбе и творчестве Владимира Георгиевича Маранцмана.

Продолжилась работа конференции по секциям, на которых обсуждались проблемы литературного образования в школе: «Культурно-историческое и духовно-нравственное развитие школьников на уроках русского языка и литературы» (председатель – к п. н., доцент Т.В. Лошакова), «Коммуникативно-деятельностный подход на уроках развития речи» (председатель – к. п. н., доцент Н.И. Горобец), «Информационные технологии в художественном развитии личности» (председатель – к. ф. н., доцент А.Ю. Мещанский). С замечательными докладами и сообщениями по актуальным проблемам чтения, анализа и интерпретации художественных произведений, литературного творчества учащихся, развития устной и письменной речи школьников выступили учителя школ г. Северодвинска №№ 2, 3,  5, 6, 24 30, Гуманитарной гимназии, Ягринской гимназии, Морской кадетской школы имени адмирала П.Г Котова, общеобразовательного лицея № 17, а также студенты 4-5 курсов специальности «русский язык и литература» гуманитарного института, студенты-магистранты института социально-гуманитарных и политических наук САФУ имени М.В. Ломоносова.

В заключение состоялась дискуссия по наболевшим вопросам преподавания литературы в школе: чему учить и как учить на уроках литературы? как остановить постоянное сокращение количества учебных часов по предмету?  в чём плюсы и минусы ЕГЭ по литературе?  Участники конференции отметили, что эти же проблемы волновали и Владимира Георгиевича Маранцмана,– так голос учительской аудитории зазвучал в унисон с мыслями Учителя.

Региональная научно-практическая конференция показала, что Владимир Георгиевич и сегодня с нами, ибо живы его идеи, его «открытая методика», востребованы книги и статьи, остались благодарные ученики, в чьих сердцах не меркнет светлая память об Учителе.

Но свет живёт. В его стихах,
В многоголосье листопада,
 В душе, глазах и на губах –
 Непобедимая громада…

 

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №24» Папий Т.А. 



 Поэзия русской усадьбы

26 октября 2012 года кафедра теории и истории литературы гуманитарного института филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске провела внеклассное мероприятие для старшеклассников по теме «Поэзия русской усадьбы».

Казалось бы, эта тема не самая интересная для молодёжи, но… ведь всё зависит от подачи, от подготовленности и увлечённости самих участников, от атмосферы, которая «правит бал». Тон вечера был задан! И вечер удался! Было уютно от звуков классической музыки, доверительного прочтения студентами поэтических строк и прозаических произведений. Всё действо происходило в обновлённом актовом зале (спасибо всем, кто приложил к этому руку).

Итак, вечер. Сидят ученики, студенты третьих и четвёртых курсов специальности «Русский язык», студенты иняза с несравненной Л. В. Чаловой, учителя школ. Все увлечённо слушают, как студенты-практиканты 5 курса специальности «Русский язык и литература» под руководством доцента Надежды Ивановны Горобец возвращают нас к истинной русской речи и культуре. Вы только представьте, на протяжении всего поэтического праздника мы слышим музыку Сен-Санса, Моцарта, Листа, Чайковского, Шуберта, Рахманинова. Под эту музыку возникают образы дворянской усадьбы на экране проектора. Звучат стихи Тургенева, Фета, Тютчева, Плещеева, Бунина, Константина Романова.

Чуть позже, после обсуждения прослушанного, доцент кафедры теории и истории литературы С.В. Козлов выступил с сообщением «Образы русской усадьбы и Интернет-пространстве». Ведь вы сами понимаете, как прочно интернет вошёл в нашу жизнь. Сергей Викторович проанализировал сайты, на которых, так или иначе, разрабатывалась тема русской усадьбы, дав возможность заинтересовавшимся найти материал в этом бесконечном океане информации.

Мне кажется, стоило побывать на этом музыкально-поэтическом вечере не только тем, кто увлекается поэзией или историей, но и всем, кто не равнодушен к России. Русская усадьба – это безвозвратно ушедшее прошлое. Её сменили дачи с огородами-сотками, на которых добывают «хлеб насущный». И в этой работе теряется красота, умиротворение…

Присутствие на вечере дало нам возможность приобщиться к прекрасному миру, к тем великолепным русским усадьбам, архитектурное своеобразие которых пленяет и сегодня.

 

Студентка 4 курса специальности «Русский язык и литература» Полякова Юлия