Концепция специализации 032921 «Язык рекламы и бизнес-коммуникации» к учебному плану по специальности «Русский язык и литература»

Авторы: д.ф.н., проф. Т.В. Симашко, к.ф.н., доц. И.А. Дьяконова, к.ф.н., доц. А.Г. Бондарева.

Отвечая на запросы технического по инфраструктуре города, активно развивающего в последние годы гуманитарную компоненту, а также учитывая заинтересованность г. Северодвинска и в целом Архангельской области в кадрах новых направлений, преподаватели кафедры языкознания разработали программу, позволяющую готовить специалистов, способных работать в различных сферах делового общения, потребность в которых возрастает в социально изменяющемся современном обществе.

Дисциплины специализации (Введение в теорию коммуникации; Диагностика и моделирование коммуникативных ситуаций; Технологии коммуникативного воздействия; Текст в различных видах рекламы. Филологические ресурсы Интернет; Структурно-функциональ­ные и стилистические особенности деловой речи) взаимно дополняют друг друга. Они позволяют подготовить специалиста, который бы владел знаниями особенностей и закономерностей коммуникации в современном мире, приобрел умения и навыки устного и письменного делового общения, мог создавать тексты различных видов и жанров, обладал значительным арсеналом средств речевого воздействия и умел корректно ими пользоваться с соблюдением всех норм, в том числе и этических. Содержание дисциплин специализации органично связано с содержанием курсов основной специальности и базируется на них, углубляя отдельные вопросы и расширяя представления о специфике коммуникативной деятельности в рамках названной специализации. Подготовка специалиста по деловому общению ведется в трех взаимосвязанных направлениях. Первый предметный блок предусматривает освоение узловых теоретических вопросов обработки дискурса, которые дают представление об особенностях процесса коммуникации, о специфике коммуникации в зависимости от социальных и лингвистических факторов, а также овладение методикой диагностики различных параметров коммуникативных событий и моделирования ситуаций, эффективных в общении. Ряд учебных дисциплин нацелен на то, чтобы студенты получили теоретические знания о специфике, видах, моделях, прагматической функции, структуре рекламного текста и смогли применить эти знания на практике — научились создавать рекламные тексты различных жанров и видов, оценивать их эффективность и целесообразность. Цель курса «Структурно-функциональные и стилистические особенности деловой речи» состоит в изучении требований к составлению письменных форм делового общения, в ознакомлении студентов с требованиями к составлению и оформлению документов, предъявляемыми современными ГОСТами и другими нормативными правовыми актами. Важной составляющей данного курса является обучение студентов подготовке, оформлению, ведению и редактированию всех видов внутренних и внешней документов. Существенно, чтобы студенты приобрели навыки разработки унифицированных форм документов, проектирования документных комплексов, овладели культурой составления и оформления деловых текстов, значимых в профессиональной коммуникации.

В целом дополнительная специализация «Язык рекламы и бизнес-коммуникации» решает важную практическую задачу. Она позволяет подготовить студентов к работе в фирмах, нуждающихся в лингвистических и социопсихолингвистических консультациях, службах и агентствах по рекламе и связям с общественностью, в разного рода учреждениях, где требуется ведение значительной по объему документации. В ходе подготовки в рамках данной дополнительной специализации студенты расширяют знания об особенностях профессиональной работы в средствах массовой информации, рекламных агентствах, службах паблик рилейшнз. Студенты приобретают также навыки работы с Интернет-ресурсами, без освоения которых профессиональная состоятельность филолога сегодня не может быть признана полной.