Внеаудиторная и воспитательная работа

Воспитательная работа на кафедре языкознания планируется в соответствии с «Концепцией воспитания студентов» и «Программой воспитательной деятельности гуманитарного института филиала САФУ имени М.В. Ломоносова»; проводимые преподавателями кафедры мероприятия включаются в сводный Календарный план мероприятий гуманитарного института. Вопросы организации и координирования процесса воспитания студентов обсуждаются на заседаниях кафедры.

Основные задачи воспитательного процесса включают:

  • приобщение к истории, культуре, нравственным и духовным ценностям своего народа, формирование чувства ответственности за них;
  • привитие профессиональной этики, развитие профессиональных интересов и способности к самообразованию.

Для решения указанных задач преподавателями кафедры выполняется следующее:

1) Доцент кафедры (Н.С. Морозова) является куратором академической группы, обсуждает и разрабатывает планы работы кураторов. Куратором проводится работа по разным направлениям воспитания студентов. Проводятся организационные собрания академических групп — кураторские часы; организуются анкетирования и диагностические исследования курируемых групп с различными целями: выяснение социального положения студентов, их интересов, склонностей, увлечений, особенностей характера, определения отношения к учебе, к внеучебной деятельности, выявления пожеланий по организации внеучебной деятельности группы и др. С. Морозова организует студентов для участия в различных мероприятиях как внутри группы, так и в рамках внеучебной деятельности филологического факультета; посещает студентов, проживающих в общежитии, с целью проверки условий проживания, подготовки к учебным занятиям и зачётно-экзаменационным сессиям, выявления дисциплинарных нарушений. Куратор осуществляет контроль посещаемости и успеваемости студентов академических групп.

2) С целью формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала преподаватели кафедры проводят разные мероприятия, конкурсы, олимпиады:

3) В профессионально-трудовое воспитание активно вовлекается культурно-историческое поле музеев и разного рода экскурсий. Традиционными стали организуемые преподавателями кафедры экскурсии «Православный Архангельск», «Север литературный» и др.

4) Целям профессионально-трудового и эстетического воспитания способствует работа специализированного кабинета Памяти Учителя (руководитель Н.С. Морозова), на базе которого создано литературно-музыкальное творческое объединение «Лига». Основная задача «Лиги» — поиск и объединение творчески мыслящих, неравнодушных к слову и музыке студентов, выпускников и преподавателей филиала. Результаты этой деятельности воплощаются в различных формах:

5) Организация работы учебного Диалектологического кабинета (руководитель Н.В. Хохлова) позволяет решать задачи расширения представлений студентов о лингвистической культуре Русского Севера и ее сохранности в современной языковой ситуации, о мировоззренческой системе поморов, о том, какие ее составляющие сохраняются вне зависимости от меняющейся исторической ситуации.

На базе кабинета проводится ряд мероприятий, предполагающих непосредственное участие студентов. Это диалектологические экспедиции, научно-практическая конференция «За русским словом», создание банка данных об информантах и обследованных населенных пунктах разных районов Архангельской области, оформление фото- и видеоотчетов по результатам диалектологических экспедиций и др.

Таким образом, работа Диалектологического кабинета направлена на развитие лингвистической и коммуникативной компетентности студентов филологического факультета, гражданско-патриотическое воспитание молодежи, профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение.

6) Преподавателями ведется работа по сохранению и приумножению традиций СФ ПГУ, формированию корпоративной культуры. Эти задачи реализуются как на основе работы кабинета Памяти Учителя и учебного Диалектологического кабинета, так и путем ежегодной организации Недели славянской письменности и культуры.