Образовательные системы и сохранение национальных ценностей

Есюков А.И., Жиляева Е.И.

Философско-мировоззренческие основания образовательных парадигм С.И. Гессена и В.В. Зеньковского

В последние годы значительно вырос интерес исследователей к изучению философских оснований различных парадигм современного образования, а также целей, ценностей, идеалов и методов образовательной деятельности.

Проведен сравнительный анализ двух педагогических концепций: религиозной В.В. Зеньковского и культурно-антропологической С.И. Гессена. Рассмотрены различия в онтологических, гносеологических, аксиологических и политико-правовых основаниях, задающих разные концептуальные установки двум выделенным выше образовательным парадигмам.

Львова С.И.

Аксиологические основы современного школьного курса русского языка

Ценностное отношение к родному языку формируется при условии единства двух аспектов в обучении: 1) усвоение системы предметных знаний, овладение предметными и метапредметными умениями и навыками; 2) усвоение определенного набора понятий из области лингвокультурологи, разнообразной информации культурологической направленности (лингвистического и экстралингвистического плана), овладение умениями анализировать и оценивать слово и текст как важнейшие вербальные артефакты, имеющие прямое отношение к национальной культуре, истории и обладающие эстетической ценностью. Сформировать у ребенка стремление к речевому совершенству, привить речевой вкус можно через осознание родного языка как национальной ценности, как эстетического феномена. В процессе обучения нужно помочь ученику понять свою причастность к родному языку как национальному достоянию, осознать себя хранителем и созидателем культурного наследия, осознать свою ответственность за судьбу родного языка.

Самойлова Г.С.

Прецедентные тексты древнерусского языка как основа моделирования интегративного дидактического материала

Преподавание историко-лингвистических дисциплин должно стоиться на основе интеграции процесса обучения вокруг системообразующей идеи. Такой глобальной системообразующей идеей является осознание роли языка в истории духовной жизни народа — носителя данного языка. Рассматриваются древнерусские прецедентные тексты как основа моделирования интегративного дидактического материала и их роль в формировании языковой картины мира обучаемых; демонстрируется, как организуется синхронно-диахроническая подача дидактического материала при изучении курса исторической грамматики русского языка.

Гимаев Я.А.

Формирование концепта Родина в сознании школьников

Предпринята попытка исследования понятийной составляющей концепта Родина в сознании школьников. Акцентируется внимание на трансформации концепта с течением времени. С целью выяснения того, что стоит за словом родина в сознании современных школьников, проведен психолингвистический эксперимент с учащимися двух классов гимназии № 10 г. Твери. В результате использования методов ассоциативного эксперимента и семантического дифференциала было выявлено заметное различие в понимании родины учащимися 6-го и 8-го классов.

Селезнева Е.В.

Воспитание чувства сыновности на уроках литературы

Именно воспитание чувства сыновности, которым великий русский поэт обладал в полной мере, может стать главной целью урока литературы в 6 классе. Предложена методическая разработка урока на тему «Голубка дряхлая моя +...», подготовленная к 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

Васильевых И.П.

Педагогические условия регуляции речевого поведения школьников

Предложены пути формирования навыков гармоничного речевого поведения: усвоение школьниками определенной системы понятий; воспитание положительной мотивации к овладению образцовым речевым поведением; создание коммуникативно-деятельностной основы обучения; организация рефлексивной деятельности, нацеленной на формирование навыков речевого самоконтроля. При таком подходе ученик становится субъектом процесса обучения, активным участником речевых ситуаций, в которых не только предъявляются образцы речевого поведения, но и целенаправленно отрабатываются важнейшие коммуникативные умения. Успешность обучения напрямую зависит от обеспеченности школ творческими, интеллигентными педагогами, способными общаться диалогически, жить в мире и гармонии с окружающим социокультурным пространством, отличающимися высоким уровнем личной и профессиональной культуры и этически ответственным речевым поведением.

Ляпина Л.Н.

Формирование языковой культуры учащихся

Наблюдения за состоянием преподавания русского языка в Архангельской области показывают, что школьники-диалектоносители не осознают различий диалектного и литературного произношения, не подозревают о том, что употребляемые ими слова бытуют только на территории области. На примере изучения тем «Синонимы» и «Антонимы» с использованием примеров из произведений северных писателей предлагаются пути решения двух задач: сформировать владение литературными нормами и осознанно подходить к диалектным особенностям языка.

Николаева Э.И., Полякова И.Ф.

Язык художественного произведения в восприятии младших школьников

Не слово как таковое и не литературные тропы (в школьном опыте это так называемые «красивые слова»), служат для начинающего читателя значимыми текстовыми знаками в художественном произведении, а художественный образ. Детям 6-9 лет доступны для одновременного восприятия все виды образов: образы-картины (пейзажи, интерьер); образы-сцены (ситуации, эпизоды); образы-объекты (архитектурные строения) и.т.д.

На примере рассказа Олега Тихомирова «Держись, Михайло!» (о жизни юного Михайла Ломоносова) рассматриваются знаки-образы. Предлагаемая методика анализа произведения позволит учителю сосредоточить внимание детей на содержании произведения, научит думать над его содержанием, употреблять слова, нужные для того, чтобы «увидеть» людей, предметы, действия и т.д.

Михайленко Е.В.

К вопросу о приемах толкования значений слов краеведческой тематики

Идея о необходимости обращения к краеведческому материалу в процессе обучения детей языку сегодня приобрела особое значение в контексте регионализации образования. Этим обосновывается актуальность научно-методической проблемы разработки национально-регионального компонента содержания языкового образования. Понимание слова как уникального средства познания окружающего мира, приобщения подрастающего поколения к духовному наследию лежит в основе предлагаемой методической системы, направленной на обогащение речи младших школьников словами краеведческой тематики. В ходе экспериментально-опытной работы выявлены наиболее эффективные приемы семантизации слов краеведческой тематики в начальных классах в зависимости от специфики предлагаемой лексики и в соответствии с возрастными возможностями младших школьников. В исследовании разработан прием парного логического определения, сочетающий в себе семасиологический и ономасиологический способы семантизации слов.

Подручная Л.Ю.

Реализация семантического комплекса модальных модификаторов мочь, уметь, сметь в текстах русского фольклора

На основе описания и анализа лексико-грамматических конструкций со значением возможности, функционирующих в текстах русских народных сказок, исследуется проблема формирования социокультурной компетенции у студентов-иностранцев. Приводятся примеры интерпретации модально-семантических значений модальных модификаторов мочь, сметь, уметь в сочетании с зависимым инфинитивом; анализируются смысловые и стилистические функции модальных глаголов в фольклорных произведениях.

Дмитриева Н.В.

Структура компьютерных обучающих программ для естественнонаучных дисциплин

В настоящее время педагогическая информатика является теоретической и методической базой развития современной системы образования. Актуальным является рассмотрение вопросов проектирования компьютерных обучающих программ (КОПР); анализ проблем, возникающих при разработке средств электронного обучения, а также разработка рекомендаций по структуре и содержанию модулей КОПР для естественнонаучных дисциплин.