Научные направления кафедры

Научная работа кафедры осуществляется в нескольких направлениях.

Проблема межъязыкового изучения языков разрабатывается в двух направлениях: сопоставительное исследование лексики и типологическое исследование фразеологии разных языков.

В рамках первого направления «Сопоставительное изучение языковых картин мира» были сформулированы принципы сопоставительного изучения эстетической периферии денотативно связанной лексики английского, французского и русского языков, показаны основные подходы к интерпретации полученных данных. Кроме того, были разработаны принципы типологического изучения фразеологических единиц разных языков, предложены способы установления эквивалентности фразеологических единиц, показаны основные подходы к интерпретации полученных данных, выявлены устойчивые черты, характерные для фразеологических систем английского, немецкого и шведского языков, а также черты, обнаруживающие специфику фразеологизмов того или иного языка.

В рамках второго направления «Картина мира в художественном сознании» продолжается изучение языковых структур в качестве центральных механизмов когнитивной деятельности человека. Апробируются различные способы анализа и описания структуры концепта: выделение семного состава ключевого слова; анализ его синонимического ряда и лексической сочетаемости; построение деривационного, лексико-грамматического, лексико-фразеологического и других полей слова; анализ речевого употребления лексем; сопоставительный анализ лексем разных языков. Также подверглись изучению частные грамматические аспекты текста, отражающие позиции функциональной грамматики, анализ типов модальных ситуаций, иерархия модальных значений, обследование диалогической модальности, анализ противопоставления объективной и субъективной модальности.

В рамках третьего направления «Грамматические и лексические средства объективации немецкой и английской языковых картин мира» исследуются разноуровневые средства выражения семантических категорий интерперсональности, фазовости и процессуальности в современном немецком и английском языках, в основу описания которых положен функционально-семантический подход, опирающийся на теорию функционально-семантических полей.

Четвертое направление «Вузовская лингводидактика как способ проникновения в языковую картину мира» посвящено исследованию компетентностного подхода к обучению ИЯ, межкультурной компетентности как интегративного качества личности, технологий обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению, возможностей применения нетрадиционных форм обучения иностранным языкам в школе и вузе, интенсивных методик обучения на уроках ИЯ. В рамках данной темы защищено два диссертационных исследования.

На базе кафедры в рамках данных научных направлений организованы следующие научные кружки :

  • научный кружок «Сопоставительное изучение лексических единиц разных языков» — научный руководитель — проф. Нифанова Т.С.;
  • научный кружок «Актуальные вопросы стилистики и когнитивной лингвистики» — научный руководитель — доцент Чалова Л.В.