Мероприятия за 2008-2009 учебный год

Олимпиада по лексикологии английского языка

В апреле месяце среди студентов прошла еще одна олимпиада — по лексикологии английского языка (организатор — преподаватель кафедры Ю. Я. Ширяева). На этот раз возможность продемонстрировать свои знания по предметам лингвистического цикла была предоставлена студентам 3 курса. Результаты олимпиады оказались следующими: 

1 место Киц Владимир (41 балл)
2 место Рудная Ирина (38 баллов)
3 место Малафеева Алиса и Постникова Екатерина (37 баллов)

Лычева Екатерина (36 баллов)
Нетужилова Анна (35 баллов)
Дементьевская Ольга (34 балла)
Никольская Анастасия (34 балла)
Подшивалова Ольга (34 балла)
Смирнова Соня (34 балла)
Баначенкова Диана (33 балла)
Лычева Варвара (33 балла)
Фарутина Алена (33 балла)
Морозова Настя (32 балла)
Вурста Ирина (31 балл)
Петрова Юлия (30 баллов)
Молодцы!

Олимпиада по теории и методике преподавания иностранных языков

27 апреля среди студентов 4 курса состоялась олимпиада по теории и методике иностранного языка, которую проводила ст.преподаватель кафедры Е. Н. Кошкина.

Самый сложный вопрос на олимпиаде: Какой вклад внесли в методику преподавания иностранного языка следующие ученые…..?

Самый интересный вопрос: Что означают следующие символы во время проверки письменных работ?

Самый легкий вопрос: Тестовое задание True or False?

Наиболее успешно с олимпиадой справились следующие студенты: Кушнарева Ольга (1 место), Гладкова Наталья (2 место), Мишкова Наталья (3 место), Белоусова Екатерина, Степанова Анастасия, Авдонина Галина, Голубева Ольга, Мичурина Галина, Тюкина Дина, Шушерина Ксения, Новоселова Юлия, Кононов Владимир.

Виртуальная экскурсия по США

Уже доброй традицией для студентов 4 курса отделения иностранных языков стали встречи с учителями английского языка города Северодвинска, которые проводят свободное время, путешествуя, а потом с удовольствием рассказывают о своих увлекательных поездках, делятся впечатлениями, показывают фотографии, заряжают нас энергией и позитивом.

В апреле Кошкина Елена Николаевна организовала встречу с Ольгой Валерьевной Захарьиной, преподавателем лицея. Она провела лекцию-презентацию по страноведению, поведав нам о поездке в США. Прежде всего, для осмотра был выбран Вашингтон — столица страны. «Архитектура, люди и сама атмосфера города еще раз убеждает, что перед нами административный центр страны», — говорит Ольга Валерьевна. Сердцем США по праву считается Нью-Йорк, где все поражает до глубины души: городской парк, небоскребы, исторические памятники, витрины магазинов, даже цветочные клумбы зимой — чудеса, да и только! Нью-Йоркский Бродвей — театральная столица страны. «Как не побывать во всемирно известных мюзик-холлах, где ты становишься частью действия, происходящего на сцене, переживаешь вместе с героями», — признается учитель. Она также отмечает особую культуру молодежи, которая с удовольствием обсуждает сюжет, поступки персонажей после просмотра мюзикла. Многочисленные музеи, галереи, рестораны — все это места для встреч художественной элиты. Удивительной была прогулка по нью-йоркской набережной и поездка до Стэйтен-Айлэнд, ведь с воды открывается красивейший вид на город и статую Свободы — главный символ страны. Просматривая фотографии и слушая рассказ Ольги Валерьевны, мы в очередной раз загорелись идеей увидеть этот мир собственными глазами и прониклись ни с чем несравнимым духом путешествия!


Повышаем свое мастерство 

18 марта этого года студентам 3 курса посчастливилось побывать на открытом уроке английского языка в школе с углубленным изучением иностранных языков № 6. Свое мастерство показали учителя высшей категории Третьякова А.А. и Цыкалюк Ю. А. Студентам была предоставлена возможность не только посмотреть на учителей «в деле», но и поучиться применять на практике информационные компьютерные технологии, что является одной из самых актуальных тенденций в практике преподавания иностранных языков на современном этапе. 

Огромное спасибо учителям за помощь и содействие в подготовке наших студентов! 

Фотоконкурс «Зимние забавы»

С 1 февраля по 17 марта 2009 года в интеренет-системе «В контакте», на странице «Презентационной группы кафедры германской филологии кафедры германской филологии СФ ПГУ» проводилась выставка-фотоконкурс «Зимние забавы». Участникам была предложена зимняя тематика и следующие номинации: «Цифровые технологии на службе красоты» (использование цифровых программ в обработке снимков), «Зимний портрет» (лучшая портретная фотография на фоне зимнего пейзажа), «Зимнее чудо», (фотография, открывающая волшебное и неожиданное в привычных картинах зимней жизни), «Зима в запредельности» (концептуальное понимание зимы вне времени и пространства), «Город зимой» (самый лучший зимний пейзаж). Также было предусмотрено присуждение приза зрительских симпатий преподавателей и «Приза зрительских симпатий студентов».
Присуждение победы в той или иной номинации решалось путём подсчёта комментариев, оставленных посетителями странички под понравившимся снимком.
В выставке экспонировалось 43 фотографий 8-ми авторов. Предоставленные на конкурс работы полностью соответствовали заявленной тематике и являлись снимками высокого качества.
В течение всего времени проведения конкурса продолжалось зрительское голосование.

Результаты конкурса выглядят следующим образом:
  1. «Цифровые технологии на службе красоты», Е. Г. Булыгина с фотоработами о деревьях, ветвях и холодном зимнем солнце;
  2. «Зимний портрет», Е. Махутина с фотографиями с архангельского зимнего пляжа)));
  3. «Зимнее чудо», В. Казяба с удивительным подснежником))), кстати, эта же работа получает Приз зрительских симпатий студентов!!!;
  4. «Зима в запредельности», В. Казяба за ледяное безмолвие Гремихи;
  5. «Город зимой», Е. Кочетова за огни большого города, таинственное мерцающие зимними ночами.
Приз зрительских симпатий преподавателей получает Alary Night за чарующие и завораживающие виды зимнего леса.

Победители будут награждены грамотами и маленькими символическими призами.


Знакомство с Исландией 

В середине февраля под руководством старшего преподавателя Кошкиной Е.Н. мы, студенты 4 курса отделения иностранных языков, посетили школу № 6, где была организована необычная встреча с учителем английского языка Молодыченко О. Б. Ольга Борисовна, большая любительница путешествий, посетила удивительную страну — Исландию. Именно об этой земле льда огня и был её рассказ, который подкреплялся показом большого количества фотографий.

Ольга Борисовна поведала нам о географическом положении, климате, истории, традициях, культуре, красотах природы этой противоречивой, на её взгляд, страны. Объехав почти всю Исландию и проведя много времени за разговорами с жителями малонаселённого, но от этого ещё более привлекательного государства, она посмотрела страну изнутри, пропустила её через своё сердце, которое, действительно, было покорено сказочным северным островом.

Честно говоря, если до рассказа преподавателя многие из нас лишь примерно представляли местоположение этого государства, то после столь подробного экскурса мы как будто тоже побывали в удивительной стране с молочными реками, красными и чёрными песками, чудотворными гейзерами и ужасающими, но притягательными вулканами. После встречи мы задавали вопросы. И, как подвела итог Елена Николаевна, становится ясно, что в профессиональной компетенции учителя иностранного языка важна такая личностная составляющая как готовность и желание посещать другие страны и впрямую общаться с носителями языка. Ольга Борисовна знает скандинавские языки, преподаёт их и, одновременно, расширяет опыт межкультурной коммуникации.

Викторина для школьников

В январе 2009 г. среди учащихся 8 классов МОУ «Школа с углубленным изучением иностранных языков № 6» по плану профориентационной работы была проведена викторина «Я знаю иностранный язык» с целью определения страноведческих знаний по немецкому и английскому языку. Учащимся были предложены вопросы по страноведческому материалу. Вопросы были составлены преподавателем кафедры германской филологии Лощининой Л.А. и студентами 2–3 курсов СФ ПГУ. Результаты викторины:

английский язык:
Петрова В. (42 б.) — 1 место, Якушина В. (38 б.) — 2 место, Сухорукова Н. и Рытенкова Г. (по 35 б.) — 3 место.

немецкий язык:
Мелехова А. (19,5 б) — 1 место, Михалева Д. (17,5 б) — 2 место.

Так держать! Нашим студентам растет достойная смена!

Лингвострановедческий вечер «Рождественские встречи»


26 декабря 2008 года состоялся традиционный лингвострановедческий вечер, организованный силами преподавателей кафедры германской филологии: к.пс.н., доц. Л. В. Чаловой, кураторами первого курса А. И. Поповой и преп. А. С. Самойленко.

Силами студентов поди руководством преподавателей был написан сценарий на английском, немецком и русском языках по мотивам сказки «Снежная королева». Вечер объединил в себе творческую работу всех академических групп первого курса, академических групп 722, 723, 724, 742, 744. Студенты подготовили инсценировки, песни, игры со зрителями на иностранных языках. В проведении вечера в качестве гостей приняли участие творческие коллективы школы № 27: 26 учащихся 5 и 6 классов представили песни и стихотворения на английском и немецком языках, подготовленные под руководством учителей школы № 27: И. В. Гертнер, Т. Н. Суслоновой, Н. В. Поповой, Е. М. Томилиной, музыкального руководителя Н. Я. Волошиной.

На мероприятии присутствовали около 70 студентов, 12 преподавателей кафедры германской филологии. Студенты принимали активное участие в лингвистических играх и страноведческих викторинах, продемонстрировали хорошие произносительные навыки, фонетическую и грамматическую подготовленность. Участники конкурсов и гости вечера получили призы и подарки.

Подобные мероприятия способствуют не только развитию спонтанной речи студентов, увеличивают их активный вокабуляр, развивают навыки перевода, что имеет большое значение для углубления знаний английского языка, но и сплачивают и делают жизнь студентов веселой и незабываемой!

Олимпиада по грамматике английского языка

С 15.12.2008 по 23.12.2008 прошла олимпиада по грамматике английского языка среди студентов первого — четвертого курсов филологического факультета, специальность — иностранный язык с дополнительной специальностью (английский). Олимпиада представляла собой работу, включающую следующие задания:

  • найти ошибку в 30 предложениях и исправить её, учитывая правила английской речи в письменном регистре;
  • выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа (25 предложений);
  • раскрыть скобки в тексте, употребив глаголы в необходимой видовременной форме.

В комиссию были включены члены кафедры германской филологии: преподаватель Швец М.А., старший преподаватель Авраменко Е.Б., к.п.н. доц. Чалова Л.В.

Лучшими стали работы тех студентов, которые набрали за свои работы максимальное количество баллов: Кононов Владимир (743 гр) — 1 место; Михалева Елена (722 гр) — 2 место; Антонова Жанна (741 гр) — 3 место. Поздравляем!!!


Учимся быть хорошими учителям!

4 февраля 2009 года в 9 часов утра группа студентов 3 и 4 курсов отделения Иностранных языков во главе со старшим преподавателем кафедры германской филологии Е. Н. Кошкиной собрались в школе № 6, в которой проводился Методический день по теме «Обучение чтению на английском языке на 1 и 2 ступенях». С самого начала О. Б. Молодыченко, руководитель методического сектора ИЯ, объяснила актуальность выбранной темы, связанной с необходимостью последовательного и правильного обучения учащихся 3 — 8 классов осознанному чтению, главным образом для подготовки школьников к успешной сдаче Единого Государственного Экзамена.

Далее нам было предложено посетить 2 урока английского языка, на каждом из которых учителя наглядно демонстрировали систему приёмов и методов по формированию у учащихся умений осознанного чтения. Первый урок проводился в седьмом классе опытным учителем Н. О. Петровой и посвящался теме «Мир книг. Факты истории». На данном уроке ученики под чутким руководством учителя выполняли ряд заданий по двум текстам: прослушанному и прочитанному. Благодаря логично выстроенной и грамотно составленной системе упражнений работа с текстами не представила для учащихся большой трудности; и с домашним заданием (сообщение по материалам урока об истории книгопечатания и первых библиотеках) они, скорее всего, справились без труда.

Второй урок проводился в третьем классе, и вела его А. В. Лагунова, учитель, работающий в школе первый год, но, несмотря на это, являющийся педагогом, подающим большие надежды. Перед тем как приступить к работе с текстом, ученики выполняли различные упражнения, направленные на активизацию материала, пройденного ранее. Во второй части урока внимание младших школьников было привлечено к тексту, который они с интересом читали и по которому с увлечением работали. Из структуры урока и системы упражнений, разработанных учителем, было отчётливо видно, что уже с начальных классов учеников школы № 6 целенаправленно готовят не только к ЕГЭ, но и к экзаменам Европейского уровня, которые школьники с такой фундаментальной подготовкой, без сомнения, сдадут на высокий балл.


Ежегодный открытый творческий конкурс «Стилистика изучаемого языка»

Конкурс проводился среди студентов 4 курса филологического факультета, специальность — иностранный язык, 19 декабря 2008 г.. В конкурсе приняли участие 38 студентов, основной иностранный язык — английский и 10 студентов — основной иностранный язык — немецкий.

В качестве творческого задания участником было предложено написать эссе на изучаемом языке в 50 слов на тему «Как я изучал стилистику» с условием использования риторических фигур, разноуровневой лексики и стилистических девиаций синтаксиса. 

В творческих работах студентов обнаружены прочные знания стилистических дефиниций, теории субъязыков, особенностей стилистической фонетики, морфологические транспозиции, подмечены интересные качества стилистических инверсий. Наиболее распространенными явлениями оказались семасиологические вкрапления изучаемых языков и многочисленные их вариации, а также самоирония и тонкий сарказм, что свидетельствует об уверенном владении материала.

По итогам конкурса силами студентов была создана красочная газета, где нашли отражение самые колоритные работы, указаны победители. 

Первое место заняла Гладкова Наталья, второе — Мишкова Наталья, третье поделили Новоселова Юлия и Мансурова Арина. Поздравляем!!!

Члены жюри: зав. каф. германской филологии д.ф.н., проф. Т. С. Нифанова; зам. декана филологического факультета к.ф.н., доцент Е. Г. Булыгина; к.пс.н., доцент кафедры Л. В. Чалова; преп. А. С. Самойленко.

«The foreign language is my cup of tea»

10 декабря 2008 г. в рамках воспитательной работы было проведено лингвистическое мероприятие »The foreign language is my cup of tea» со студентами 1 курса (основной язык английский), 3 курса (основной язык немецкий), проживающими в общежитии. 

Данное мероприятие проводилось с целью развития коммуникативной компетентности студентов. 

Студентам, изучающим английский и немецкий языки было предложено представить свой язык по нескольким номинациям.

1. Газета с рассказом на немецком или английском языке.

2. Поэтическое представление языка (стихотворение или выразительное чтение произведения на иностранном языке).

3. Сценка (а как бы произошла моя встреча с иностранцем) или сказка на иностранном языке.

4. Музыкальное шоу (а разучите с нами песню)! 

По каждой номинации были выделены лучшие группы студентов. По итогам мероприятия прошло награждение! 

Присутствовали: декан филологического факультета Верещагина Е.Ю., заместитель декана по учебной работе Е. Г. Булыгина, заместитель декана по заочному отделению Е. В. Мартюшова, к.пс.н., доцент Л. В. Чалова

Ответственная за проведение мероприятия — преподаватель кафедры германской филологии Л. А. Лощинина.

Семинар-практикум для учителей иностранных языков и студентов

19 ноября 2008 года на базе МОУ «Средняя образовательная школа № 30» был проведен городской семинар-практикум для учителей иностранных языков и студентов отделения иностранных языков IV курсов отделения иностранных языков СФ ПГУ «Компетентностный подход к обучению чтению на английском языке». План мероприятия представлял серию открытых уроков, разбитых на 2 потока, выступления преподавателей по теме семинара. Семинар проходил с 9.00 до 12.20.

Семинар открыла руководитель Методического объединения учителей иностранного языка школы № 30 Трапезникова Л. В. Она ознакомила присутствующих с планом организации встречи, а также рассказала о результатах совместной деятельности учителей 30 и 6 школ по заявленной теме. Далее студенты были распределены на группы для посещения занятий следующих учителей:

«Our Planet» — Третьяковой Т.В. (учитель I категории);

«The Earth» — Даньшиной С.Р. (учитель высшей категории);

«My Day» — Мошниковой Н.В. (учитель I категории);

«Our House» — Бабкиной Е.А. (учитель II категории);

«Computers» — Кузневой И.Г. (учитель I категории);

«Computers» — Лазаревой Е.П. (учитель I категории).

По окончании открытых уроков студенты проанализировали их и выразили общее положительное впечатление об организованной встрече.

Во второй части семинара были прослушаны доклады «Алгоритм ускоренного перевода» (учитель высшей категории Молодыченко О.Б.) и «Алгоритм работы с текстом при подготовке к ЕГЭ» (учитель I категории Комольцева И.В.).


После чего присутствующими учителями и представителем филологического факультета СФ ПГУ в лице старшего преподавателя кафедры германской филологии Кошкиной Е.Н. были подведены итоги прошедшего семинара.

Несомненным достоинством подобных мероприятий является его практическая направленность, возможность для студентов активного участия в обсуждении актуальных вопросов теории и методики преподавания иностранных языков в средней школе.

Кошкина Е.Н. выразила признательность администрации и Методическому объединению учителей иностранного языка в лице Трапезниковой Л.В. за тесное сотрудничество школы с кафедрой германской филологии филологического факультета СФ ПГУ, которое переросло в традицию совместных декабрьских встреч.

Лингвистический лагерь для школьников

Лингвистический лагерь для учащихся школ города был организован в период осенних каникул школьников (6 — 7 ноября 2008)

Проведению лагеря предшествовала значительная подготовительная работа. Заранее была оговорена программа лагеря, за которую отвечает кафедра германской филологии; назначены преподаватели (Мартюшова Е.В., Миронова И.А., Баранова Н.А., Лычева А.Е.), на занятиях которых присутствовали школьники; Е. В. Мартюшовой, И. А. Мироновой, Н. А. Барановой, А. Е. Лычевой разработаны планы занятий на английском и немецком языках, которые посетили ученики школ; подготовлено специальное расписание занятий Лингвистического лагеря (вторая и третья пары); проведена работа со студентами-ведущими, занятыми на третьей паре (Казяба В., Гимазисламова А., Миронова Р.); силами студентов подготовлены номера художественной самодеятельности на иностранных языках: сделаны стенгазеты, показан фильм о студенческой жизни.

Работа Лингвистического лагеря прошла на высоком учебно-методическом, организационном и эстетическом уровнях, свидетельством чего являются восторженные отзывы школьников — участников лагеря.

Вместе с тем следует отметить, что время для проведения лагеря выбрано не самое удачное: во-первых, во время осенних каникул часть школьников уезжает в другие города для ознакомления с вузами, в которые намеревается поступать, и остается вне поля зрения СФ ПГУ, во-вторых, такие мероприятия лучше проводить весной, когда учащиеся и их родители делают окончательный выбор в пользу того или иного учебного заведения, а позитивный имидж филиала, который сложился осенью, с течением времени стирается.

Семинары издательства Oxford

В октябре — декабре 2008 года лингвистическим центром «Юник» (г. Архангельск) совместно с издательством Oxford University Press, при активном участии преподавателей кафедры И. А. Мироновой и Н. А. Барановой, была проведена серия лексикографических семинаров для студентов 1 — 3 курсов филологического факультета, обучающихся по специальности «Иностранный язык». Теоретическая часть семинаров была представлена выступлениями директора лингвистического центра «Юник» М. А. Бронштейна о современных тенденциях в развитии английской лексикографии и новинках издательства Oxford University Press. Помимо приобретения новых знаний студенты имели возможность поработать с Британскими лексикографическими источниками под руководством методиста издательства и учителя высшей категории школы № 6 г. Архангельска Л. В. Бадерой

Студенты 1 курса познакомились с английским толковым словарем «Oxford Advanced Learner’s Dictionary», который является лидером продаж и постоянно совершенствуется. Людмила Вадимовна продемонстрировала преимущества данного словаря по сравнению с другими, а также подробно объяснила структуру словаря и правила пользования. Данный семинар получил хорошие отклики не только со стороны студентов, но и преподавателей.

Студенты 3 курса имели возможность первыми познакомиться с новинкой 2008 года словарем, предназначенным специально для студентов, обучающихся по специальности «Иностранный язык», «Oxford Learner’s Thesaurus». Данный словарь помогает студентам понять разницу между синонимами в значении, употреблении и частотности использования. Помимо этого, словарь дает возможность отработать приобретенные знания практически, используя прилагаемый к словарю диск, включающий в себя свыше 200 упражнений. 

В 2009 году Северодвинский филиал планирует продолжить плодотворное сотрудничество с лингвистическим центром «Юник» и издательством Oxford University Press, что поможет преподавателям и студентам вуза оставаться в курсе новинок современной лексикографии.

В сентябре студенты IV курса присутствовали на встрече с учителем английского языка школы № 22 Хвиюзовой Еленой Александровной