Научные мероприятия кафедры за 2008-2009 год

11–12 марта 2009 года силами кафедры (организатор — доцент кафедры, к.псих.н. Чалова Л.В.) была проведена IV Межвузовская научная конференция «Лингвистика и межкультурная коммуникация», посвященная 100-летию со дня рождения французского лингвиста Андре Мартине (1909–1999).

В рамках конференции состоялся обмен мнениями по направлениям: 

  • Прагмасемантические основания изучения иностранных языков;
  • Методы описания языковых картин мира;
  • Исследование исторических аспектов языка;
  • Конфликт культур: национальные образы мира;
  • Примеры трансляции национальной культуры;
  • Анализ и интерпретация художественного текста;
  • Фразеология в межкультурной коммуникации;
  • Дидактические аспекты преподавания иностранных языков. 

Работа докладчиков традиционно была сгруппирована по следующим секциям: 

Секция 1. Лексико-семантический подход к изучению английского языка;
Секция 2. Анализ и интерпретация художественного текста: литературоведческие и лингвистические аспекты;
Секция 3. Теория и практика описания единиц немецкого языка.

За два рабочих дня заслушали 25 докладов по актуальным вопросам лингвистики и лингводидактики. Среди участников конференции зарегистрированы преподаватели, аспиранты и студенты следующих вузов: Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Карельского государственного педагогического университета (г. Петрозаводск), Архангельского государственного технического университета (г. Архангельск), Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск), а также Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова (г. Северодвинск). Замечателен тот факт, что материалы научных исследований студентов старших курсов филологического факультета (специальность иностранный язык) отвечали высоким требованиям межвузовской научной конференции и успешно прошли апробацию (Программа прилагается).

Принято решение издать сборник материалов конференции. Научные труды форума переданы в редакционную коллегию сборника научных статей «Диалог языков и культур», составитель и ответственный редактор — д.ф.н., проф. Т. С. Нифанова.

30 марта 2009 года была проведена научно-практическая конференция «Методические чтения» памяти М. И. Стеблина-Каменского (организаторы — ст. преподаватели кафедры И. А. Миронова и Н. А. Баранова).

Работа методических чтений была организована кафедрой германской филологии и представлена 3 секциями:

1. Проблемы преподавания иностранных языков в школе (председатель Кошкина Е.Н.)
2. Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков (председатель Миронова И.А.)
3. Современные педагогические технологии обучения иностранным языкам (председатель Лощинина Л.А.)

На секциях было заслушано 28 докладов (из них 7 докладов преподавателей, 5 — учителей школ города, 2 — учащиеся средней школы № 27 и 14 — студентов филологического факультета, отделение «Иностранный язык»).

В качестве слушателей присутствовало 77 человек: преподаватели и студенты СФ ПГУ, учителя и учащиеся школ № 13, 33, 27, а также городского лицея № 17.

Все заслушанные доклады представляли собой сообщения по актуальным темам современной теории и методики преподавания иностранных языков и вызвали интерес у слушателей, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы докладчикам. 

В секции «Проблемы преподавания иностранных языков в школе» лучшими признаны доклады следующих студентов филологического факультета отделения иностранных языков:

1) Авдониной Г. «Использование метода проектов с учетом регионального компонента на уроках иностранного языка» (науч. рук. − ст. преп. каф. герм. фил. Баранова Н.А.);
2) Халанской Ю. «Методическое обеспечение профильно-ориентированного обучения английскому языку в медицинских училищах» (науч. рук. − ст. преп. каф. герм. фил. Кошкина Е.Н.);
3) Нетужиловой А. «Фонетическая зарядка как один из способов формирования фонетической стороны речи учащихся при обучении иностранному языку» (науч. рук. − ст. преп. каф. герм. фил. Баранова Н.А.).

В секции «Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков» лучшими признаны доклады:

1) Файсзинберг С., ученицы 10, А кл., шк. № 27, «Новаторский вклад М. В. Ломоносова в развитие мозаичного искусства» (науч. рук. − учитель шк. № 27 Попова Н.В.);
2) Мокичевой О.С., учителя шк. № 33, «Использование мультимедийных средств в обучении старшеклассников иностранному языку»;
3) Поповой Н.В., учителя шк. № 27, «Применение ИКТ при обучении иностранному языку».

В секции «Современные педагогические технологии обучения иностранным языкам» лучшим признан доклад студентки филологического факультета отделения иностранных языков Марковой Д. «ТВ в обучении говорению и аудированию» (науч. рук. − преп. каф. герм. фил. Лощинина Л.А.)

Выступления докладчиков отличались актуальностью выбранных тем, доступностью изложения материала и находили большой отклик у аудитории. Особый интерес вызвали выступления учителей-практиков школ города и учащихся 10 класса школы № 27. Учителя поделились опытом работы по обучению школьников различным видам иноязычной речевой деятельности с учетом актуальных направлений в обучении иностранным языкам. Большое количество иллюстрированного материала и презентаций облегчали восприятие научных докладов. Студенты филологического факультета получили представление о будущей научной и профессиональной деятельности.

В качестве рекомендации было предложено привлекать к подобным мероприятиям больше учителей-практиков и осуществлять более тесное взаимовыгодное сотрудничество на уровне школ и СФ ПГУ.