Профориентационная работа

С 1 сентября 2011 г. продолжает свою работу научно-методический кружок для школьников и школьных учителей-предметников «Математика в исследовании природы и общества».

Руководитель кружка — Форкунова Лариса Валентиновна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры.

ПОЛОЖЕНИЕ

о научно-методическом кружке для школьников

и школьных учителей-предметников

«Математика в исследовании природы и общества»

1. Общие положения

1.1. Научно-методический кружок «Математика в исследовании природы и общества» (далее — кружок) — это добровольное объединение учеников 5–11 классов школ г. Северодвинска и учителей-предметников, занимающихся научно-исследовательской работой школьников (НИРШ) в системе «Кафедра естественнонаучных дисциплин и информационных технологий гуманитарного института филиала САФУ им. М. В. Ломоносова в г. Северодвинске — школы г. Северодвинска».

1.2. Организацией работы кружка и научное консультирование творческих групп, состоящих из учащегося (исследователя) и учителя-предметника (научного руководителя) осуществляется сотрудниками кафедры ЕДИТ гуманитарного института филиала САФУ им. М. В. Ломоносова в г. Северодвинске.

1.3. Сотрудники кафедры ЕДИТ гуманитарного института филиала САФУ имени М. В. Ломоносова в г. Северодвинске осуществляют кружковую работу в рамках часов отведенных на научную и профориентационную работу научно-педагогических работников кафедры во вторую половину дня.

1.4. Руководитель кружка назначается решением заседания кафедры из числа наиболее компетентных в НИРШ научно-педагогических работников.

1.5. Членом кружка может стать любой учащийся 5–11 классов совместно со своим научным руководителем, занимающийся НИРШ в области математики, приложений математики и информатики.

1.6. Деятельность кружка осуществляется на основе настоящего Положения и соглашениях о взаимодействии со школами.

2. Цели и задачи работы кружка

2.1. Основной целью работы кружка является вовлечение учащихся школ г. Северодвинска в НИРШ в области математики, приложений математики и информатики и повышение уровня выполняемых работ за счет организации взаимодействия кафедры ЕДИТ гуманитарного института филиала САФУ им. М. В. Ломоносова в г. Северодвинске со школами города Северодвинска.

2.2. Основными задачами деятельности кружка являются:

  • содействие в повышении уровня сформированности исследовательской компетентности школьников при проведении ими НИРШ;
  • использование потенциала научно-педагогических работников кафедры ЕДИТ гуманитарного института филиала САФУ им. М. В. Ломоносова в г. Северодвинске в оказании помощи школьным учителям-предметникам в научном руководстве исследовательской деятельностью школьника в области математики, приложений математики и информатики;
  • профориентационная работа кафедры.

3. Функции руководителя и членов кружка

3.1. Руководитель кружка призван выполнять следующие функции:

  • планирует работу кружка на учебный год;
  • инициирует заключение со школами соглашений о взаимодействии в системе организации НИРШ «кафедра ЕДИТ гуманитарного института филиала САФУ им. М. В. Ломоносова в г. Северодвинске — школы г. Северодвинска»;
  • привлекает к работе творческих групп научно-педагогических работников кафедры ЕДИТ гуманитарного института филиала САФУ им. М. В. Ломоносова в г. Северодвинске в качестве научных консультантов НИРШ;
  • проводит диагностику исходного уровня сформированности исследовательской компетентности школьников;
  • проводит подготовку научных руководителей и консультантов для работы с учащимися с учетом их возраста и исходного уровня сформированности исследовательской компетентности;
  • оказывает научным руководителям и консультантам необходимую методическую помощь при проведении НИРШ;
  • осуществляет контроль за ходом и результатами работы творческих групп;
  • организует проведение предзащиты результатов НИРШ в рамках кружка;
  • организует рецензирование исследовательских работ, выполненных учащимися;
  • инициирует и организует участие членов кружка в конкурсах научно-исследовательских работ разного уровня: вузовских, региональных, всероссийских, международных.
  • осуществляет помощь в подготовке конкурсной документации и публикаций результатов НИРШ в материалах конференций и научных журналах;

3.2. Члены кружка выполняют следующие функции

3.2.1. Научный руководитель:

  • информирует руководителя кружка о выборе учащимся направления (темы) исследования;
  • представляет сведения об имеющемся у ученика опыте НИРШ;
  • осуществляет научное руководство исследовательской работой школьника по выбранной теме;
  • участвует в педагогических совещаниях с научным консультантом по руководству НИРШ;
  • проводит педагогические наблюдения над деятельностью ученика в ходе НИРШ;
  • обеспечивает участие ученика в работе конкурсов и конференций научно-исследовательских работ школьников различного уровня.

3.2.2. Исследователь:

  • проводит научное исследование по выбранной теме, в составе творческой группы;
  • представляет результаты своего исследования на конкурсах и конференциях научно-исследовательских работ школьников различного уровня.

3.2.3. Научный консультант:

  • ориентирует ученика в проблематике актуальных, интересных и доступных ученику областей математики, прикладной математики и информатики;
  • оказывает помощь исследователю в выборе направления (темы) исследования;
  • оказывает помощь исследователю и его научному руководителю в определении теоретической и методологической базы исследования;
  • осуществляет оценку научности, новизны, теоретической и практической значимости результатов НИРШ;
  • принимает участие в предзащите результатов НИРШ ученика на кафедре.

4. Заключительные положения

4.1. Настоящее Положение утверждается по представлению руководителя кружка на заседании кафедры ЕДИТ гуманитарного института филиала САФУ им. М. В. Ломоносова в г. Северодвинске.

4.2. Изменения в Положение вносятся по представлению руководителя кружка, утверждаются на заседании кафедры ЕДИТ гуманитарного института филиала САФУ им. М. В. Ломоносова в г. Северодвинске.

______________________________________________

Примерная тематика занятий для научных руководителей НИРШ:

1. Методика подготовки и проведения установочной лекции, выводящей учащихся на проблему исследования (октябрь).

2. Разработка замысла исследования (методика проведения установочной беседы с учеником) (октябрь—ноябрь).

3. Методика научного руководства процессом решения задач исследования (ноябрь—декабрь).

4. Описание в письменной работе хода и результатов исследовательской работы (декабрь—январь).

5. Методика подготовки к публичному выступлению (январь—февраль).

В течение учебного года в индивидуальном порядке:

1. Проведение диагностики начального уровня, хода формирования, исходящего уровня сформированности исследовательской компетентности школьника.

2. По мере необходимости:

2.1. помощь в постановке исследовательских заданий для самостоятельного выполнения учащимся в ходе НИРШ;

2.1. проведение встреч-консультаций, «мини-совещаний» по теме исследования с участием ученика;

2.3. проведение обучающих семинаров для ученика по материалу, выходящему за рамки школьной программы.

_________________________________________

Итоги работы кружка за 2010–2011 уч.год.


5 февраля 2011 года XIII открытая учебно-исследовательская конференция школьников «Юность Северодвинска», секция математики

I место Кожин Дмитрий, учащийся 9 класса МОУ «СОШ № 24», научный руководитель Паршева Валентина Васильевна, учитель математики МОУ «СОШ № 24», научный консультант Форкунова Л.В.

I место Спиридонов Александр, учащийся 9 класса МОУ «СОШ № 24», научный руководитель Паршева Валентина Васильевна, учитель математики МОУ «СОШ № 24», научный консультант Форкунова Л.В.

II место Карелин Максим, учащийся 9 класса МОУ «СОШ № 24», научный руководитель Паршева Валентина Васильевна, учитель математики МОУ «СОШ № 24», научный консультант Форкунова Л.В.


25 марта 2011 года областная учебно-исследовательская конференция школьников «Юность Поморья», секция математики

I место Карелин Максим, учащийся 9 класса МОУ «СОШ № 24», научный руководитель Паршева Валентина Васильевна, учитель математики МОУ «СОШ № 24», научный консультант Форкунова Л.В.

III место Спиридонов Александр, учащийся 9 класса МОУ «СОШ № 24», научный руководитель Паршева Валентина Васильевна, учитель математики МОУ «СОШ № 24», научный консультант Форкунова Л.В.


23 апреля 2011 года IV региональная научно-практическая конференция «Научно-исследовательская деятельность школьников в области математики, прикладной математики и информатики».

Конкурс исследовательских работ учащихся в области математики, прикладной математики и информатики, проводящийся математическим факультетом Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова в рамках Ломоносовских научных чтений студентов, г. Архангельск

Секция 4–6 классы

III место Луценко Вероника, учащаяся 5 класса МОУ «СОШ № 21», научный руководитель Хухарева Татьяна Борисовна, учитель математики МОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением математики», научный консультант Форкунова Л.В.

Секция 8–9 классы

II место Пухова Елена, учащаяся 8 класса МОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением математики», научный руководитель Хухарева Татьяна Борисовна, учитель математики МОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением математики», научный консультант Форкунова Л.В.

III место Кожин Дмитрий, ученик 9 класса МОУ «СОШ № 24», научный руководитель Паршева Валентина Васильевна, учитель математики МОУ «СОШ № 24», научный консультант Форкунова Л.В.

На этой конференции ребятам были вручены дипломы победителей заочного тура V Международного конкурса «Математика и проектирование». Дипломы вручала Т. Ф. Сергеева, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой общих математических и естественнонаучных дисциплин ГОУ ВПО МО «Академия социального управления».


V Международный конкурс «Математика и проектирование», проводящийся в рамках Международного проекта MITE (методики и информационные технологии в образовании), г. Москва

Заочный (региональный) тур

Секция «Математические модели реальных процессов в природе и обществе»

I место Карелин Максим, учащийся 9 класса МОУ «СОШ № 24», научный руководитель Паршева Валентина Васильевна, учитель математики МОУ «СОШ № 24», научный консультант Форкунова Л.В.

Секция «История математики»

I место Луценко Вероника, учащаяся 5 класса МОУ «СОШ № 21», научный руководитель Хухарева Татьяна Борисовна, учитель математики МОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением математики», научный консультант Форкунова Л.В.

I место Тюрин Владимир, ученик 9 класса МОУ «СОШ № 24», научный руководитель Паршева Валентина Васильевна, учитель математики МОУ «СОШ № 24», научный консультатн Форкунова Л.В.

Секция «Наука математика»

I место Кожин Дмитрий, ученик 9 класса МОУ «СОШ № 24», научный руководитель Паршева Валентина Васильевна, учитель математики МОУ «СОШ № 24», научный консультант Форкунова Л.В.

1–5 мая 2011 года Очный тур

Секция «Математические модели реальных процессов в природе и обществе»

III место Карелин Максим, учащийся 9 класса МОУ «СОШ № 24», научный руководитель Паршева Валентина Васильевна, учитель математики МОУ «СОШ № 24», научный консультант Форкунова Л.В.

Секция «История математики»

III место Луценко Вероника, учащаяся 5 класса МОУ «СОШ № 21», научный руководитель Хухарева Татьяна Борисовна, учитель математики МОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением математики», научный консультант Форкунова Л.В.

Секция «Наука математика»

III место Кожин Дмитрий, ученик 9 класса МОУ «СОШ № 24», научный руководитель Паршева Валентина Васильевна, учитель математики МОУ «СОШ № 24», научный консультант Форкунова Л.В.


1–5 мая 2011 года Фестиваль авторских методических разработок по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся — конкурс методических разработок учителей и преподавателей учреждений НПО и СПО, проводящийся в рамках Международного проекта MITE (методики и информационные технологии в образовании), г. Москва

Победитель — Паршева Валентина Васильевна, Заслуженный учитель Российской Федерации, учитель математики МОУ «СОШ № 24».