Дисциплины по выбору

На 2013 – 2014 кафедра предлагает следующие дисциплины по выбору студентов


ОПД 5 курс

Актуальные проблемы методики опытно-экспериментальных исследований

В ходе освоения содержания курса у студентов формируется система знаний о специфике опытно-экспериментальной работы в ДОУ, о методологическом аппарате психолого-педагогических исследований, об особенностях построения опытно-экспериментальной работы; умения анализировать психолого-педагогическую и программно-методическую литературу по проблеме исследования; определять методологический аппарат работы в соответствии с педагогическим замыслом; подбирать адекватные целям и задачам методы исследования; разрабатывать методику экспериментальной работы.

Инновационная деятельность в дошкольном образовании

В ходе освоения содержания курса изучаются актуальные проблемы дошкольного образования и инновационной деятельности педагогических коллективов, направленной на создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в практике.

Проблема условий внедрения результатов исследования в практику дошкольного образования

В ходе освоения содержания курса у студентов формируются умения вычленять теоретические и эмпирические продукты исследовательской деятельности; определять возможности их внедрения в практику работы ДОУ; представлять результаты в виде тезисов выступлений на научных конференциях, статей; разрабатывать просветительские программы для педагогов ДОУ по проблеме исследования в контексте своих дипломных проектов.

ДПП 5 курс

Проблемы развития способностей

В рамках дисциплины в историческом контексте рассматривается содержание понятия способностей, их структура и закономерности развития в онтогенезе. Широкое освящение получают вопросы диагностики и развития интеллектуальных и творческих способностей в разных возрастах. Практическая часть курса включает апробацию тестов креативности и интеллекта, участие в тренинге креативности, знакомство с современными программами развития способностей, разработку развивающих программ.

Проблемы развития и воспитания одаренных детей

В рамках дисциплины рассматриваются основные дискуссионные вопросы психологии способностей и одаренности в современной науке. Основной акцент делается на возможности целенаправленной работы по активизации потенциала одаренных детей, коррекции и профилактике нежелательных особенностей их развития. В этом контексте изучаются условия и средства активизации способностей, анализируются современные развивающие программы. Практическая часть курса включает диагностику способностей у дошкольников и составление программ психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

Актуальные проблемы эстетического воспитания

Предлагаемый курс направлен на повышение эстетических знаний студентов, а также на вооружение их современными технологиями эстетического воспитания детей. Предлагаемый курс направлен на широкое и всестороннее изучение проблемы взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств.

Взаимосвязь искусств в эстетическом воспитании дошкольников

Использование взаимосвязи искусств в образовательном процессе способствует духовному обогащению личности, гармоничному развитию творческих способностей. Предлагаемый курс направлен на широкое и всестороннее изучение проблемы взаимосвязи искусств. В рамках курса осуществляется интеграция предметов эстетического цикла, что позволит повысить качество подготовки студентов к эстетическому воспитанию детей.

Б.3. 1 курс

Тренинг профессионально-важных качеств

Предлагаемый курс направлен на формирование у студентов знаний о профессионально-важных качествах воспитателя дошкольного учреждения и способах их развития и совершенствования, а также умений диагностировать профессионально важные качества и составлять программу саморазвития профессионально важных качеств.

Тренинг педагогического общения

Предлагаемый курс направлен на формирование у студентов знаний о специфике и стилях педагогического общения, методах эффективного взаимодействия с детьми и взрослыми, а также формирование умений выявлять основные барьеры педагогического общения и нивелировать их действие, осуществлять диагностику стилей общения воспитателя ДОУ, применять методы эффективного взаимодействия с детьми и взрослыми.

Б.3. 2 курс
Психология и педагогика игры

В ходе изучения дисциплины обсуждаются теории и современные концепции происхождения игры, методы обследования игровой деятельности детей и руководства играми детей дошкольного возраста. Студенты осваивают умения обследовать и выявлять особенности игровых умений дошкольников, создавать условия для формирования игровых умений детей в дошкольных учреждениях; проектировать педагогический процесс по формированию игровых умений детей; обеспечивать методическое оснащение работы по развитию игровой деятельности дошкольников и влиянию игры на развитие личности ребенка.

Теория и методика организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении

В ходе изучения дисциплины студенты осваивают знания о современных концепциях игры, умения обследовать и выявлять особенности развития игры у дошкольников, создавать условия для формирования игровых умений детей в дошкольных учреждениях; составлять план работы по развитию игровой деятельности дошкольников, применять современные технологии формирования игровых умений детей дошкольного возраста.

Б.3. 2 курс
Педагогическая техника воспитателя ДОУ

В ходе освоения содержания курса у студентов формируются комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.
- умение видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников;
- умение владеть своим организмом (мимика, пантомимика);
- умение управлять эмоциями (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);
- социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);
- овладение техникой речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
- дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;
- технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.
Актерские способности в деятельности воспитателя ДОУ

Курс направлен на формирование у студентов актерских способностей, которые являются важным условием решения педагогических задач, установления контактов с детьми:
- способность перевоплощаться в различные образы независимо от своих личностных особенностей);
- творческие способности;
- способность свободно и раскованно двигаться, танцевать;
- способность управлять голосом, технически распоряжаться в зависимости от характера художественного произведения.

Б.3. 3 курс

Актуальные вопросы воспитания и развития детей раннего возраста

В ходе освоения содержания курса у студентов формируются знания об основных отечественных теориях воспитания и обучения ребенка раннего возраста, о целях, содержании, принципах, методах, средствах, условиях воспитания и обучения детей раннего возраста. На практических занятиях предполагается формирование умений оценивать и прогнозировать уровень развития ребенка, определять цели и задачи воспитания и обучения детей раннего возраста, подбирать адекватные методы и средства их реализации; моделировать образовательный процесс в соответствии с современными концепциями дошкольного образования.

Воспитание и обучение детей раннего возраста

Дисциплина направлена на систематизацию знаний студентов по вопросам педагогики раннего детства, развитие умений использовать научный метод анализа педагогических фактов, на базе которых формируется готовность к решению ряда профессиональных задач (изучать возможности и достижения детей раннего возраста и проектировать на основе полученных результатов воспитательно-образовательную работу с детьми, организовывать обучение и воспитание с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям детей раннего возраста).

Детская дифференциальная психология

В ходе изучения дисциплины студенты осваивают знания о содержании основных индивидуальных и типологических различий между детьми, факторах и механизмах их возникновения и развития, влиянии на обучение и воспитание ребенка; умения идентифицировать индивидуальные и типологические различия у детей, выявлять факторы их возникновения и развития, разрабатывать индивидуальные маршруты обучения, воспитания, развития детей с учетом выявленных особенностей, разрабатывать просветительские программы для родителей по проблеме: «Индивидуально-типологические особенности у детей».

Психология индивидуальных различий

В ходе изучения дисциплины студенты осваивают знания об индивидуально-типологических различиях между людьми и их влиянии на образовательный процесс; умения идентифицировать индивидуальные и типологические различия у учащихся в разных возрастах, определять оптимальные условия развития, обучения и воспитания детей с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Психологическая готовность ребенка к школе

В ходе изучения курса обсуждается проблемы психологической готовности детей к обучению в школе, возрастные особенности функционального и психического развития детей 6-7 лет, индивидуальные особенности и трудности развития старших дошкольников. Студенты осваивают методики и особенности организации диагностики готовности к школе, особенности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к школе и работы с родителями будущих первоклассников.

Диагностика и коррекция психологической готовности ребенка к школе

В ходе изучения курса студенты осваивают знания о структуре психологической готовности детей к обучению в школе, условиях развития интеллектуальной, мотивационной, волевой, коммуникативной сфер детей 6–7 лет. Особое внимание уделяется вопросам диагностики готовности детей к школе и коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к школе.

Культурно-просветительская деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения

В ходе изучения дисциплины студенты осваивают знания о содержании, принципах и технологиях культурно-просветительской деятельности педагога дошкольного учреждения; умения изучать потребности родителей в культурно-просветительской деятельности; планировать и организовывать культурно-просветительскую деятельность в дошкольных образованных учреждениях; разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы в дошкольных учреждениях.

Организация культурно-просветительской деятельности в сфере дошкольного образования

В ходе изучения дисциплины студенты осваивают знания о функциях, принципах, формах и методах культурно-просветительской деятельности; умения планировать и организовывать просветительскую работу с родителями, имеющими детей дошкольного возраста.

Б.3. 3 курс

Теория и методика игры

Предлагаемый курс направлен на формирование у студентов знаний о теориях и современных концепциях происхождения игры; онтогенезе игры, особенностях игровой деятельности детей; подходах к проблеме руководства играми детей дошкольного возраста, а также умений выявлять особенности игровых умений у дошкольников, создавать условия для формирования игровых умений детей в дошкольных учреждениях.

Игра как средство диагностики и коррекции нарушений психофизического развития

Предлагаемый курс направлен на формирование у студентов знаний о психологических концепциях детской игры, подходах к проблеме руководства играми детей и умений проектировать педагогический процесс по формированию игровых умений детей, обеспечивать методическое оснащение работы по развитию игровой деятельности дошкольников.