Учебная и учебно-методическая работа кафедры

Кафедра имеет статус выпускающей по образовательным программам специалитета 050703.65 Дошкольная педагогика и психология, бакалавриата по направлению подготовки 050700.62 Педагогика, профиль Технологии подготовки специалиста дошкольного образования и по направлению Педагогическое образование, профиль 050100.62 Дошкольное образование. За кафедрой закреплены все дисциплины предметной подготовки по данной специальности и профилям, ряд дисциплин общепрофессионального блока и дисциплин специализации данной программы, а также основные виды практики. Кроме того, кафедра осуществляет преподавание дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки по специальностям 050706.65 Педагогика и психология, 050717.65 Специальная педагогика и психология, по направлениям 050400.62 — Психолого-педагогическое образование, профили подготовки: Психология и педагогика инклюзивного образования, Психология образования, Психология и педагогика дополнительного образования (квалификация — бакалавр), а также по направлению 050400.68 — Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки: Психология образования (квалификация — магистр).

Кафедра реализует следующие учебные дисциплины:

Специальность 050703 — Дошкольная педагогика и психология:

Возрастная психология и психология развития,

История возрастной психологии,

История педагогики (общей и дошкольной),

Управление дошкольным образованием,

Этнопедагогика,

Детская психология,

Дошкольная педагогика,

Детская литература.

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка,

Теория и методика развития речи детей,

Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста,

Теория и методика экологического образования детей,

Теория и методика детского изобразительного творчества,

Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста,

Методика изучения педагогического опыта,

Семейная педагогика,

Психолого-педагогический практикум.

Дисциплины специализации «Детский практический психолог»: Диагностика и коррекция психологической готовности детей к школьному обучению, Диагностика и коррекция психического развития ребенка дошкольного возраста.

Специальность 050706 — Педагогика и психология:

Возрастная психология,

Управление образовательными системами,

История психологии,

Психолого-педагогическая антропология,

Специальность 050717 — Специальная педагогика и психология:

Теория и методика игры,

Методика музыкального воспитания,

Коррекционная ритмика,

Управление образовательными системами. Нормативно-правовое обеспечение образования.

Направление — 050700.62 Педагогика, профиль — Технологии подготовки специалиста дошкольного образования (квалификация — бакалавр):

Психология развития,

Детская психология,

Дошкольная педагогика,

Теории и технологии дошкольного образования,

История образования и педагогической мысли,

Практикум по решению профессиональных задач,

Психология и педагогика игры,

Управление дошкольным образованием,

Педагогические предметные технологии.

Направление Педагогическое образование, профиль 050100.62 Дошкольное образование (квалификация — бакалавр):

Психология,

Детская психология,

Дошкольная педагогика,

Моделирование образовательных программ,

Организация дошкольного образования,

Теория и технологии физического воспитания детей,

Теория и технологии развития речи детей,

Теория и технологии экологического воспитания детей,

Теория и технологии развития математических представлений у детей,

Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности,

Теория и технологии музыкального воспитания детей,

Психолого-педагогические практикумы.

Направление 050400.62 — Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки: Психология образования (квалификация — бакалавр):

Психология развития,

Психология дошкольного возраста,

Образовательные программы для детей дошкольного возраста,

История психологии.

Направление 050400.68 — Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки: Психология образования (квалификация — магистр):

Современное состояние и перспективы развития психологии образования,

Проектирование и экспертиза образовательных систем,

Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании,

Психологическая диагностика в образовании (интеллект),

Профилактика и коррекция трудностей познавательного развития учащихся учреждений образования.

Аспирантура по специальностям 130002, 100101, 100220, 100204, 100201:

История и методология науки,

Психология и педагогика высшей школы,

Технологии профессионально ориентированного обучения.

На 2013 — 2014 кафедра предлагает следующие дисциплины по выбору студентов

Специальность 050703 — " Дошкольная педагогика и психология«

ОПД 5 курс

Актуальные проблемы методики опытно-экспериментальных исследований

В ходе освоения содержания курса у студентов формируется система знаний о специфике опытно-экспериментальной работы в ДОУ, о методологическом аппарате психолого-педагогических исследований, об особенностях построения опытно-экспериментальной работы; умения анализировать психолого-педагогическую и программно-методическую литературу по проблеме исследования; определять методологический аппарат работы в соответствии с педагогическим замыслом; подбирать адекватные целям и задачам методы исследования; разрабатывать методику экспериментальной работы.

Инновационная деятельность в дошкольном образовании

В ходе освоения содержания курса изучаются актуальные проблемы дошкольного образования и инновационной деятельности педагогических коллективов, направленной на создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в практике.

Проблема условий внедрения результатов исследования

в практику дошкольного образования

В ходе освоения содержания курса у студентов формируются умения вычленять теоретические и эмпирические продукты исследовательской деятельности; определять возможности их внедрения в практику работы ДОУ; представлять результаты в виде тезисов выступлений на научных конференциях, статей; разрабатывать просветительские программы для педагогов ДОУ по проблеме исследования в контексте своих дипломных проектов.

ДПП 5 курс

Проблемы развития способностей

В рамках дисциплины в историческом контексте рассматривается содержание понятия способностей, их структура и закономерности развития в онтогенезе. Широкое освящение получают вопросы диагностики и развития интеллектуальных и творческих способностей в разных возрастах. Практическая часть курса включает апробацию тестов креативности и интеллекта, участие в тренинге креативности, знакомство с современными программами развития способностей, разработку развивающих программ.

Проблемы развития и воспитания одаренных детей

В рамках дисциплины рассматриваются основные дискуссионные вопросы психологии способностей и одаренности в современной науке. Основной акцент делается на возможности целенаправленной работы по активизации потенциала одаренных детей, коррекции и профилактике нежелательных особенностей их развития. В этом контексте изучаются условия и средства активизации способностей, анализируются современные развивающие программы. Практическая часть курса включает диагностику способностей у дошкольников и составление программ психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

Актуальные проблемы эстетического воспитания

Предлагаемый курс направлен на повышение эстетических знаний студентов, а также на вооружение их современными технологиями эстетического воспитания детей. Предлагаемый курс направлен на широкое и всестороннее изучение проблемы взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств.

Взаимосвязь искусств в эстетическом воспитании дошкольников

Использование взаимосвязи искусств в образовательном процессе способствует духовному обогащению личности, гармоничному развитию творческих способностей. Предлагаемый курс направлен на широкое и всестороннее изучение проблемы взаимосвязи искусств. В рамках курса осуществляется интеграция предметов эстетического цикла, что позволит повысить качество подготовки студентов к эстетическому воспитанию детей.

Направление 050100 «Педагогическое образование»,

профиль «Дошкольное образование»

Б.3. 1 курс

Тренинг профессионально-важных качеств

Предлагаемый курс направлен на формирование у студентов знаний о профессионально-важных качествах воспитателя дошкольного учреждения и способах их развития и совершенствования, а также умений диагностировать профессионально важные качества и составлять программу саморазвития профессионально важных качеств.

Тренинг педагогического общения

Предлагаемый курс направлен на формирование у студентов знаний о специфике и стилях педагогического общения, методах эффективного взаимодействия с детьми и взрослыми, а также формирование умений выявлять основные барьеры педагогического общения и нивелировать их действие, осуществлять диагностику стилей общения воспитателя ДОУ, применять методы эффективного взаимодействия с детьми и взрослыми.

Б.3. 2 курс

Психология и педагогика игры

В ходе изучения дисциплины обсуждаются теории и современные концепции происхождения игры, методы обследования игровой деятельности детей и руководства играми детей дошкольного возраста. Студенты осваивают умения обследовать и выявлять особенности игровых умений дошкольников, создавать условия для формирования игровых умений детей в дошкольных учреждениях; проектировать педагогический процесс по формированию игровых умений детей; обеспечивать методическое оснащение работы по развитию игровой деятельности дошкольников и влиянию игры на развитие личности ребенка.

Теория и методика организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении

В ходе изучения дисциплины студенты осваивают знания о современных концепциях игры, умения обследовать и выявлять особенности развития игры у дошкольников, создавать условия для формирования игровых умений детей в дошкольных учреждениях; составлять план работы по развитию игровой деятельности дошкольников, применять современные технологии формирования игровых умений детей дошкольного возраста.

Б.3. 2 курс

Педагогическая техника воспитателя ДОУ

В ходе освоения содержания курса у студентов формируются комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

— умение видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников;

— умение владеть своим организмом (мимика, пантомимика);

— умение управлять эмоциями (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);

— социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);

— овладение техникой речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

— дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;

— технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.

Актерские способности в деятельности воспитателя ДОУ

Курс направлен на формирование у студентов актерских способностей, которые являются важным условием решения педагогических задач, установления контактов с детьми:

— способность перевоплощаться в различные образы независимо от своих личностных особенностей);

— творческие способности;

— способность свободно и раскованно двигаться, танцевать;

— способность управлять голосом, технически распоряжаться в зависимости от характера художественного произведения.

Б.3. 3 курс

Актуальные вопросы воспитания и развития детей раннего возраста

В ходе освоения содержания курса у студентов формируются знания об основных отечественных теориях воспитания и обучения ребенка раннего возраста, о целях, содержании, принципах, методах, средствах, условиях воспитания и обучения детей раннего возраста. На практических занятиях предполагается формирование умений оценивать и прогнозировать уровень развития ребенка, определять цели и задачи воспитания и обучения детей раннего возраста, подбирать адекватные методы и средства их реализации; моделировать образовательный процесс в соответствии с современными концепциями дошкольного образования.

Воспитание и обучение детей раннего возраста

Дисциплина направлена на систематизацию знаний студентов по вопросам педагогики раннего детства, развитие умений использовать научный метод анализа педагогических фактов, на базе которых формируется готовность к решению ряда профессиональных задач (изучать возможности и достижения детей раннего возраста и проектировать на основе полученных результатов воспитательно-образовательную работу с детьми, организовывать обучение и воспитание с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям детей раннего возраста).

Детская дифференциальная психология

В ходе изучения дисциплины студенты осваивают знания о содержании основных индивидуальных и типологических различий между детьми, факторах и механизмах их возникновения и развития, влиянии на обучение и воспитание ребенка; умения идентифицировать индивидуальные и типологические различия у детей, выявлять факторы их возникновения и развития, разрабатывать индивидуальные маршруты обучения, воспитания, развития детей с учетом выявленных особенностей, разрабатывать просветительские программы для родителей по проблеме: «Индивидуально-типологические особенности у детей».

Психология индивидуальных различий

В ходе изучения дисциплины студенты осваивают знания об индивидуально-типологических различиях между людьми и их влиянии на образовательный процесс; умения идентифицировать индивидуальные и типологические различия у учащихся в разных возрастах, определять оптимальные условия развития, обучения и воспитания детей с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Психологическая готовность ребенка к школе

В ходе изучения курса обсуждается проблемы психологической готовности детей к обучению в школе, возрастные особенности функционального и психического развития детей 6-7 лет, индивидуальные особенности и трудности развития старших дошкольников. Студенты осваивают методики и особенности организации диагностики готовности к школе, особенности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к школе и работы с родителями будущих первоклассников.

Диагностика и коррекция психологической готовности ребенка к школе

В ходе изучения курса студенты осваивают знания о структуре психологической готовности детей к обучению в школе, условиях развития интеллектуальной, мотивационной, волевой, коммуникативной сфер детей 6–7 лет. Особое внимание уделяется вопросам диагностики готовности детей к школе и коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к школе.

Культурно-просветительская деятельность

педагога дошкольного образовательного учреждения

В ходе изучения дисциплины студенты осваивают знания о содержании, принципах и технологиях культурно-просветительской деятельности педагога дошкольного учреждения; умения изучать потребности родителей в культурно-просветительской деятельности; планировать и организовывать культурно-просветительскую деятельность в дошкольных образованных учреждениях; разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы в дошкольных учреждениях.

Организация культурно-просветительской деятельности

в сфере дошкольного образования

В ходе изучения дисциплины студенты осваивают знания о функциях, принципах, формах и методах культурно-просветительской деятельности; умения планировать и организовывать просветительскую работу с родителями, имеющими детей дошкольного возраста.

Направление 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика инклюзивного образования»

Б.3. 3 курс

Теория и методика игры

Предлагаемый курс направлен на формирование у студентов знаний о теориях и современных концепциях происхождения игры; онтогенезе игры, особенностях игровой деятельности детей; подходах к проблеме руководства играми детей дошкольного возраста, а также умений выявлять особенности игровых умений у дошкольников, создавать условия для формирования игровых умений детей в дошкольных учреждениях.

Игра как средство диагностики и коррекции

нарушений психофизического развития

Предлагаемый курс направлен на формирование у студентов знаний о психологических концепциях детской игры, подходах к проблеме руководства играми детей и умений проектировать педагогический процесс по формированию игровых умений детей, обеспечивать методическое оснащение работы по развитию игровой деятельности дошкольников.

Пособия, разработанные преподавателями кафедры

1) Чернокова Т.Е. Развитие диалектического мышления дошкольников: учебно-методическая разработка. — Архангельск: Поморский университет, 2000.

2) Корельская Е.М., Чернокова Т.Е. Первые дни ребенка в школе: учебно-методическая разработка. — Архангельск: Поморский университет, 2002

3) Чернокова Т.Е. Готовность ребенка к школе: учебно-методическая разработка. — Архангельск: Поморский университет, 2002.

4) Николаева Э.И. Детская литература: учебно-методическая разработка. — Архангельск: Поморский университет, 2003.

5) Горбова О.В., Вербенец А.М., Вершинина Н.А. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста: программа учебного курса и методические рекомендации: учебно-методическая разработка. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

6) Горбова О.В., Вербенец А.М., Вершинина Н.А., Немченко Л.В. Теория и методика развития детской изобразительной деятельности: учебно-методическая разработка. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

7) Чернокова Т.Е., Каданкова Н.Н. Диагностика развития познавательной сферы ребенка младшего дошкольного возраста: учебно-методическая разработка. — Архангельск: Поморский университет, 2003.

8) Корельская Е.М., Чернокова Т.Е. Воспитатель ДОУ: Методические рекомендации к практике: учебно-методическая разработка. — Архангельск: Поморский университет, 2004.

9) Чернокова Т.Е., Швец И.Г., Каданкова Н.Н., Ануфриева И.М. Детский практический психолог. Методические рекомендации к практике: учебно-методическая разработка. — Архангельск: Поморский университет, 2004.

10) Николаева Э.И., Полякова И.Ф., Раменский О.Е. Детская литература стран Баренцева региона: Хрестоматия. — Архангельск: Поморский университет, 2005

11) Горбова О.В., Корельская Е.М. Учебная практика в группах детей раннего возраста: учебно-методическая разработка. — Архангельск: Поморский университет, 2006.

12) Корельская Е.М., Чернокова Т.Е., Каданкова Н.Н., Михайленко Е.В. Педагогика и психология: программа государственного экзамена: учебно-методическая разработка. — Архангельск: Поморский университет, 2006.

13) Чернокова Т.Е., Каданкова Н.Н. Педагог-психолог: учебно-методическая разработка. — Архангельск: Поморский университет, 2006.

14) Терентьева Л.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебно-методические рекомендации. — Архангельск: Поморский университет, 2008.

15) Терентьева Л.И. Развитие методики экологического воспитания в зарубежной и отечественной педагогике (ХVІІ-ХХ в.): учебно-методические рекомендации. — Архангельск: Поморский университет, 2009.

16) Полякова И.Ф., Зелянина Л.М. Передовой педагогический опыт: от выявления к внедрению: учебно-методическая разработка. — Архангельск, 2009.

17) Николаева Э.И., Полякова И.Ф. Региональная детская литература: учебно-методическая разработка. — Архангельск, 2010.

18) Николаева Э.И. Детская литература: методические рекомендации к контрольным работам. — Северодвинск, 2011.

19) Дьячкова Н.Л. Методист ДОУ: методические рекомендации к практике. — Северодвинск, 2011.

20) Гоброва О.В., Корельская Е.М., Терентьева Л.И., Чернокова Т.Е. Контрольные работы по дисциплинам предметной подготовки: методические рекомендации. — Архангельск: Издательский центр СГМУ, 2012.

21) Чернокова Т.Е. История возрастной психологии: учебное пособие. — Архангельск: САФУ, 2013.