Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа кафедры

Работа преподавателей кафедры ведется в рамках научного направления Гуманитарного института: «Человек в системе социальных взаимодействий и культурных ценностей» (руководитель – доктор наук, профессор Николаев Н.И.).

Тема НИР кафедры: Развитие личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в условиях современного образования.

В рамках данной темы на кафедре дошкольной педагогики и психологии ведутся исследования по двум проблемам:

Формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста патриотического отношения к малой Родине как части России.


Руководитель – канд. пед. наук, доцент Полякова И.Ф. Исполнители: канд. пед. наук, Михеева Г.В., студенты гуманитарного института, педагоги образовательных учреждений Архангельской области, сотрудники АОИ ППК.

Актуальность темы исследования определяется значением патриотического воспитания детей на современном этапе развития Российского общества. В стандартах третьего поколения для начальных классов общеобразовательных школ России важнейшим направлением работы школы определяется формирование у детей патриотического отношения к малой Родине. Все большую актуальность приобретает проблема патриотического воспитания дошкольников. Разработанные в советский период рекомендации не адекватны современным требованиям.

Новые условия развития гражданского общества России требуют обновления теоретических основ выдвинутой проблемы, обогащения регионального опыта образовательных учреждений новыми идеями, моделирования воспитательно-образовательного процесса патриотического воспитания детей, разработки сопровождающих программ и методических рекомендаций для педагогов образовательных учреждений по формированию у детей патриотического отношения к малой Родине.

Цель НИР: выявление педагогических условий и путей реализации задач формирования патриотического отношения к малой Родине у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Исследования носят прикладной характер.

Задачи исследования:

1. Совершенствование теоретических основ проблемы формирования патриотического отношения к малой Родине у детей, обобщение психолого-педагогических и методических знаний об особенностях работы по проблеме;
2. Модификация применительно к цели исследования диагностических средств, направленных на выявление у детей патриотического отношения к малой Родине;
3. Моделирование воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование патриотического отношения к малой Родине у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
4. Разработка и апробация программ, направленных на формирование патриотического отношения к малой Родине для дошкольного и начального образования;
5. Разработка методических рекомендаций для педагогов.

Проблема формирования патриотического отношения к малой Родине у детей дошкольного и младшего школьного возраста возникла в результате многолетних исследований профессора Э.И. Николаевой и доцента И.Ф. Поляковой по вопросам разработки регионального компонента начального образования. В процессе научно-исследовательской работы по данному направлению были получены следующие результаты:

1) дано научное обоснование отбора содержания регионального компонента начального общего образования (для школ Архангельской области);
2) выявлены особенности усвоения содержания регионального компонента детьми младшего школьного возраста;
3) разработаны методологические основы и конкретные методы работы с младшими школьниками по формированию у них патриотического отношения к малой Родине.

Под руководством профессора Э.И Николаевой в течение ряда лет проводилась подготовка аспирантов и соискателей по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, начальный и общий уровень образования). Результаты исследований, относящиеся к теме формирования патриотического отношения к малой Родине у детей, отражены в кандидатских диссертациях: И.Ф. Поляковой «Воспитание чувства Родины у младших школьников средствами региональной детской литературы» (1999 г.), Е.В. Михайленко «Обогащение речи младших школьников словами краеведческой тематики» (2002 г.), И.П. Панфиловой «Элементы лингвистического анализа художественного текста в обучении младших школьников (на материале региональной художественной литературы» (2002 г.).

Результаты исследований по данной проблеме отражены в следующих публикациях:


1. Полякова И.Ф. Национально-региональный компонент в образовании как средство патриотического воспитания младших школьников // Ломоносовские чтения: Современное образовательное пространство Русского Севера: состояние и перспективы. – Архангельск: АОИППК, 1996.
2. Полякова И.Ф. Некоторые подходы к формированию чувства Родины у младших школьников на основе краеведческого материала // Х Ломоносовские чтения. – Архангельск: Поморский университет, 1997.
3. Полякова И.Ф. К вопросу формирования чувства Родины у младших школьников // Народная культура Русского Севера. Живая культура. – Архангельск: Поморский университет, 1998.
4. Николаева Э.И. Региональный компонент в структуре содержания образования // Проблемы науки практики: региональный подход. – Архангельск: Поморский университет, 2000.
5. Николаева Э.И. Региональный компонент в федеральной образовательной программе// Вестник СЗО РАО. Вып. 7. – СПб: РГПУ, 2002.
6. Николаева Э.И. Региональный компонент содержания начального образования: поиски, решения // Стратегия ХХI века Интеграция науки и практики. – Архангельск: АО ИППК, 2002.
7. Николаева Э.И. Средства приобщения младших школьников к региональной культуре // Ценности современного образования: региональный аспект. Вып. 4. – СПб.: СЗО РАО; Архангельск: Поморский университет, 2004.
8. Николаева Э.И. К определению понятия «региональная детская литература» // Проблемы культуры, языка воспитания. – Архангельск: Поморский университет, 2004.
9. Николаева Э.И. Актуальные проблемы использования художественных произведений региональной детской литературы в учебно-воспитательном процессе начальной школы // Детская литература и воспитание. – Тверь, 2005.
10. Николаева Э.И. Воспитание в образовательном процессе: региональный компонент // Искусство – это «Я», наука – это «Мы». – Архангельск: Поморский университет, 2007.
11. Николаева Э.И. Становление и развитие научного направления «Воспитание в образовательном процессе: региональный компонент» // Образование в социально-культурном контексте Северного региона. – Архангельск: Поморский университет, 2008.
12. Полякова И.Ф. Учебно-методический комплекс регионального компонента начального школьного образования // Начальная школа. – 2009. – №3.
13. Николаева Э.И. Региональный компонент в структуре начального школьного образования // Начальная школа. – № 3. – 2009.
14. Николаева Э.И. Региональный компонент в преподавании курса «Детская литература» // Семантика и прагматика слова и текста. Поморский текст. – Архангельск: Поморский университет, 2010.
15. Николаева Э.И., Полякова И.Ф. Школьное ломоносововедение: начальные классы // Начальная школа. – 2011. – № 1.
16. Николаева Э.И. Полякова И.Ф., Роль личности М.В. Ломоносова в воспитании младших школьников // Тебе предтеча и пророк. – Архангельск. – 2011.
17. Полякова И.Ф., Николаева Э.И. Образ Родины у детей младшего школьного возраста // Дар слова. – Северодвинск, 2011.
18. Николаева Э.И. Роль М.В. Ломоносова в развитии детской литературы // Школьное ломоносоведение в свете реализации государственных образовательных стандартов второго поколения (начальные классы). – Архангельск: КИРА, 2012.
19. Николаева Э.И., Полякова И.Ф. Программа «Школьное ломоносоведение: начальные классы» // Школьное ломоносоведение в свете реализации государственных образовательных стандартов второго поколения (начальные классы). – Архангельск: КИРА, 2012.
20. Полякова И.Ф. Школьное ломоносоведение как одна из задач краеведческого курса «Морянка» // Школьное ломоносоведение в свете реализации государственных образовательных стандартов второго поколения (начальные классы). – Архангельск: КИРА, 2012.

1. Николаева Э.И., Михайленко Е.В. Словарь-справочник для младших школьников – жителей Архангельской области: методический материал для учителя. – Архангельск: Изд. АО ИППК, 2000.
2. Николаева Э.И., Полякова И.Ф., Раменский О.Е. Детская литература стран Баренцева региона: учебное пособие. – Архангельск: Поморский университет, 2005.
3. Николаева Э.И., Полякова И.Ф., Михайленко Е.В. Младшим школьникам о М.В. Ломоносове: учебно-методическое пособие, – Архангельск: Поморский университет, 2006.
4. Николаева Э.И. Полякова И.Ф. и др. Морянка: Учебно-методический комплект по курсу краеведения. – Архангельск: АОИППК. Допущенного областным экспертным советом министерства образования, науки и культуры Архангельской области, 2010, 2011, 2012, 2013.

Николаева Э.И., Михайленко Е.В., Полякова И.Ф. Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык). – Архангельск: Поморский университет, 2006.

Результаты исследований используются в преподавании учебных дисциплин при подготовке специалистов дошкольного образования, а также внедряются в практику работы образовательных учреждений Архангельской области. Постоянно функционирует научно-практический семинар для учителей начальных классов «Учебно-методическое сопровождение курса краеведения "Морянка"».

Развитие общих и специальных способностей детей дошкольного возраста в условиях современного образования.

Руководитель – канд. псих. наук, доц. Чернокова Т.Е. В разработке данной темы принимают участие специалисты кафедры к.п.н., доц. Горбова О.В., Терентьева Л.И., Дьячкова Н.Л., ст. пр. Корельская Е.М., ст.пр. Ваврик И.В., асс. Савищева Т.В. К выполнению исследовательских работ привлекаются студенты и педагоги дошкольных образовательных учреждений г. Северодвинска.

Актуальность темы исследования обусловлена перестройкой системы современного дошкольного образования, которая предполагает изменение целей воспитательно-образовательной работы с детьми. Современные ученые и практики убеждены, что дошкольное образование должно быть направлено не только на освоение детьми знаний и умений, необходимых для обучения в школе, но и на развитие личностного потенциала каждого ребенка как субъекта деятельности.

Во всех современных образовательных программах для дошкольников обозначается эта цель. Однако при разработке технологий формирования отдельных видов способностей педагоги опираются на совершенно разные и часто противоречащие друг другу методологические позиции: понятия о способностях, их структуре, об условиях и движущих силах развития способностей, о содержании и методах развивающего обучения. Полагаем, что преодолеть эти противоречия позволит междисциплинарный подход.

Кафедра дошкольной педагогики и психологии объединяет ученых, специализирующихся в разных областях: в детской и практической психологии, в педагогике и методиках развития разных видов деятельности детей. Совместная деятельность разных специалистов позволит решить теоретические вопросы и обеспечит возможность разработки образовательной программы, направленной на развитие у детей способностей как гибкой и адаптивной системы, обеспечивающей возможность освоения дошкольниками в будущем всего богатства культуры человечества.

Цель НИР: выявление особенностей развития и формирования способностей у ребенка дошкольного возраста в условиях современного образования.

Исследования носят фундаментальный и прикладной характер.

Задачи исследования:

1. Разработка методологических основ комплексного исследования развития и формирования способностей детей дошкольного возраста;
2. Разработка и апробация методик исследования общих и специальных способностей у детей дошкольного возраста;
3. Выявление особенностей общих и специальных способностей у детей дошкольного возраста, обучающихся по разным образовательным программам;
4. Разработка и апробация и программ, направленных на развитие общих и специальных способностей у детей дошкольного возраста и методических рекомендаций по их внедрению для педагогов ДОУ.

Тема «Развитие общих и специальных способностей детей дошкольного возраста в условиях современного образования» утверждена в 2010 г., однако исследования по этой проблеме велись в предыдущие годы.

Доцент Т.Е. Чернокова более 15 лет занимается названной проблемой. В процессе научно-исследовательской работы по данному направлению были получены следующие результаты. Уточнена модель общих способностей, определен состав и функции разных видов способностей; выявлены показатели развития общих способностей; разработаны и апробированы методики, направленные на изучение метакогнитивных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Проведен анализ полученных экспериментальных данных, выявлены некоторые особенности проявления общих способностей у детей дошкольного возраста, проживающих в условиях Северного региона и факторы, влияющие на их развитие.

Преподаватели кафедры проводили исследования по вопросам развития специальных способностей у детей дошкольного возраста:

О.В. Горбова: «Развитие изобразительных способностей у детей»,
Н.Л. Дьячкова: «Развитие музыкальных способностей у детей»,
Е.М. Корельская: «Развитие речевых способностей у дошкольников»,
Л.И.Терентьева: «Развитие перцептивных и интеллектуальных способностей у дошкольников».

Результаты исследований внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений г. Северодвинска, используются в преподавании учебных дисциплин при подготовке специалистов дошкольного образования.

Результаты исследований, проводимых в рамках научного направления, нашли отражение в содержании научных статей, в том числе в рецензируемых журналах. Среди научных публикаций можно назвать следующие:
1. Горбова О.В. Методика выявления сформированности чувства сопереживания у старших дошкольников на деятельностном уровне // Стратегия развития дошкольника и младшего школьника в ХХI веке: Герценовские чтения. – СПб.: РГПУ имени А.И. Герцена, 2001.
2. Чернокова Т.Е. Метакогниции в структуре способностей человека // Ежегодник Российского психологического общества. – М.: Эслан, 2004.
3. Чернокова Т.Е. К проблеме активизации креативности у детей дошкольного возраста // Вестник Поморского университета. – Архангельск, 2006. – № 1 (9).
4. Чернокова Т.Е. К проблеме соотношения интеллекта, креативности и метакогниций в структуре способностей // Экология образования: Актуальные проблемы. Вып. 3. Т. 1. – Архангельск: Поморский университет, 2007.
5. Чернокова Т.Е. Особенности взаимоотношений креативных дошкольников с окружающими // Проблемы социализации и семейного воспитания детей дошкольного и школьного возраста в Северо-Западном регионе. – Архангельск: Поморский университет, 2008.
6. Чернокова Т.Е. О возможностях исследования метакогнитивных способностей в дошкольном возрасте // Ребенок и современный мир. – Архангельск: Поморский университет, 2008.
7. Горбова О.В. Возможности использования тестовых рисунков на занятиях по обучению детей дошкольного возраста рисованию // Современные направления теоретических и прикладных исследований – Одесса: Черноморье, 2009.
8. Корельская Е.М. Мнемодорожка как средство обучения составлению описательных рассказов по картинке детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи III уровня// Образование в социально-культурном контексте Северного региона. Вып. 2. – Архангельск: Поморский университет, 2010 .
9. Чернокова Т.Е. Проблема методов исследования метакогнитивного развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов // Современные исследования социальных проблем. Вып. 5. –Красноярск: Научно-инновационный центр, 2009.
10. Чернокова Т.Е. О возможностях метакогнитивного развития детей с точки зрения культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. – 2009. – №4
11. Чернокова Т.Е. Диагностика метакогнитивных процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Экология образования: Актуальные проблемы. – Архангельск: Поморский университет, 2010.
12. Чернокова Т.Е. Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования // Вестник Поморского университета. – 2011. – № 3.
13. Чернокова, Т.Е. К вопросу о структуре интеллекта // ΧΧΙ век: Итоги прошлого и проблемы настоящего. – Пенза: Издательство Пензенской государственной технологической академии. – 2011.
14. Горбова О.В. Возможности использования тестовых рисунков как средства осуществления преемственности в обучении детей 6-8 лет предметному рисованию // Начальная школа. – 2011. – № 11.
15. Дьячкова Н.Л. К вопросу об изучении музыкальных способностей у детей дошкольного возраста // Materiály VIII mezinarodni vědecko-praktická konference "Dny vědy - 2012". Pedagogika. – Praha: Publishing House "Education and Science", 2012.
16. Корельская Е.М. К вопросу о речевых способностях дошкольников // Materiály VIII mezinarodni vědecko-praktická konference "Dny vědy - 2012". – Praha: Publishing House "Education and Science", 2012.
17. Терентьева Л.И. К вопросу о развитии специальных математических способностей у дошкольников // Бъедещето въпроси от света на науката: Материали за VII Международна научно практична конференция Т.19. Педагогические науки. – София: «Бял ГРАД-БГ», 2011.
18. Чернокова Т.Е. Проблема классификации метакогнитивных процессов // Materiály VIII mezinarodni vědecko-praktická konference "Dny vědy - 2012". Dil 60. Psychologie a sociologie: – Praha: Publishing House "Education and Science", 2012.
19. Чернокова Т.Е. Целеполагание в структуре метапознания: понятие, типология // Бъдещето въпроси от света на науката: Метериали за VII Международна научна практична конференция. Т.22. Психология и социология. – София: «Бял ГРАД-БГ», 2011.
20. Чернокова Т.Е. О типологии метакогнитивных процессов // Материалы V съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». – М.: Российское психологическое общество, 2012.
21. Чернокова Т.Е. Особенности процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: теория и практика. — 2012. — № 4.
22. Чернокова Т.Е. Моделирование в познании и метапознании // Актуальные проблемы психологического знания. – 2013. – № 1.
23. Дьячкова Н.Л. Развитие музыкальности детей дошкольного возраста посредством интеграции содержания образовательных областей художественного воспитания как условие реализации основных идей ФГТ // Новые стандарты. Новые идеи: материалы Международных педагогических чтений. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2013.

Преподаватели кафедры ежегодно принимают активное участие в работе конференций разного уровня: Международные научно-практические конференции: «Актуальные проблемы экологии образования» (Северодвинск), «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте» (Одесса), «Dny vědy – 2012» (Прага), «Бъдещето въпроси от света на науката» (София), «Международные чтения памяти Л.С. Выготского» (Москва), «Образование сегодня: векторы развития» (Чебоксары). Региональные конференции: «Семантика и прагматика слова и текста. Поморский текст», «Развитие инновационных процессов в системе начального образования», «Инновации в сфере науки и образования Европейского Севера России», «Образование в социально-культурном контексте Северного региона» и др.

Кафедра является организатором конференций и семинаров разного уровня: Всероссийская научно-практическая Интернет-конференции: «Школьное ломоносоведение в свете реализации государственных образовательных стандартов второго поколения (начальные классы)»; Внутривузовский научно-практический семинар «Актуальные проблемы вузовского преподавания учебных дисциплин»; Городская Ломоносовская олимпиада младших школьников; Региональная научно-практическая конференция «Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста: опыт и инновации».

Опубликованы сборники научных трудов:
1. Растим юных ломоносоведов (из опыта работы): сборник научно-методических статей / Отв. ред. Э.И. Николаева, И.Ф. Полякова. – Северодвинск. – 2011.
2. Школьное ломоносововедение в свете реализации государственных образовательных стандартов второго поколения / Отв. ред И.Ф. Полякова, Э.И. Николаева. – Архангельск: КИРА, 2012.
3. Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста: опыт и инновации / Отв. ред. Н.Л. Дьячкова, О.В. Горбова, Е.М. Корельская. – Архангельск: Издательский центр СГМУ, 2012.
4. Учебно-методический комплект «Морянка»: опыт, проблемы, перспективы / Отв. ред. И.Ф. Полякова. – Архангельск: КИРА, 2013.
В 2013 – 2014 г.г. планируются следующие мероприятия:
1. Региональная научно-практическая конференция «Развитие общих и специальных способностей детей дошкольного возраста».
2. Внутривузовская олимпиада по психолого-педагогическим дисциплинам для студентов гуманитарных факультетов вузов.
3. Ломоносовская научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов и студентов.
4. Городская Ломоносовская олимпиада младших школьников.
В 2014 гг. планируются следующие научные издания:
1. Чернокова Т.Е. Метапознание: проблемы структуры, типологии, развития: монография.
2. Развитие общих и специальных способностей детей дошкольного возраста в условиях современного образования: материалы региональной научно-практической конференции / Отв. ред. О.В. Горбова, Н.Л. Дьячкова.
3. Чернокова Т.Е., Горбова О.В., Дьячкова Н.Л., Терентьева Л.И. Проблемы развития и формирования способностей у детей дошкольного возраста: монография.