Новости

Исследование международного масштаба: история зоологического открытия, сделанного учеными САФУ
02.10.2017

Не так давно ученые САФУ описали новых для науки моллюсков из Мьянмы в журнале Scientific Reports. Оказалось, за этим открытием стоит история, уходящая корнями в Италию XIX века, а само исследование может закрыть белые пятна в науке по отношению к Русскому Северу.

Более 130 лет назад итальянский авантюрист, первопроходец и натуралист Леонардо Феа обнаружил уникальные виды моллюсков, однако находка не была должным образом зафиксирована, и до наших дней открытие итальянца не было признано научным сообществом. Ситуация изменилась буквально пару недель назад, когда российские ученые опубликовали подробное научное описание этих видов в журнале Scientific Reports. Для этого исследователи прошли по следам первооткрывателя и повторили находку, которая теперь обернулась крупнейшим за полвека открытием в малакологии — разделе зоологии о моллюсках.

Но обо всем по порядку

В 1885 году Леонардо Феа первым из европейских исследователей побывал в районе реки Ситаун на территории современной Мьянмы (в те времена — британской колонии Бирмы). Там он и собрал уникальную зоологическую коллекцию.

Моллюски из сборов Феа были привезены в Италию, где их изучал знаменитый зоолог Чезаре Таппароне-Канефри. Известно, что он готовил статью с описаниями образцов из Ситауна, однако его наработки так и не были опубликованы, а после и вовсе бесследно исчезли в смутные годы начала ХХ века.

Продолжение эта история получила лишь в наши дни. Ученые Северного (Арктического) федерального университета отправились в Мьянму по приглашению местного правительства и некоммерческой организации Flora & Fauna International, которая занимается развитием особо охраняемых природных территорий.

«Мы с коллегами были очень заинтересованы этим приглашением, потому что изучением моллюсков в Мьянме давно никто не занимался. Мы начали искать интересные для исследования места и выяснили, что есть такой речной бассейн — Ситаун, фауна которого до сих пор не была описана. Фактически мы оказались первыми из европейцев после ученых XIX века, кто собрал там материал», — рассказывает заведующий лабораторией молекулярной экологии и филогенетики САФУ Иван Болотов. — Узнав историю итальянских первооткрывателей из старых книг, мы спланировали выезд в Италию, в город Генуя, где хранятся те самые коллекции Леонардо Феа. Ознакомившись с ними, мы навскидку — по морфологическим характеристикам, по раковинам — определили, что итальянец действительно нашел новых для науки моллюсков. Но по современным требованиям, чтобы описывать новые виды, необходимо изучить их на генетическом уровне. Для этого нам предстояло собрать свежие образцы».

Более 130 лет фауну реки Ситаун никто серьезно не изучал

Большая часть реки расположена на местности, покрытой тропическими лесами, опасными для путешественников из-за риска заражения малярией и другими заболеваниями. Неспокойная обстановка внутри государства тоже не способствует привлечению исследователей из-за рубежа. Кроме того, Мьянма — непростая для иностранцев страна в плане доступа и перемещений. Российским ученым удалось пройти дорожками Леонардо Феа лишь после долгих переговоров, согласований и получения необходимых разрешений. Но, как говорит Иван Болотов, люди в Мьянме приятные и дружелюбные, а основные трудности создавал тропический климат — высокая влажность и жара.

«Чтобы отобрать образцы, приходилось нырять, часто глубоко, и в мутной воде, и в бурных потоках, — поделился ученый. — Зато там, на Юге, в каждом изолированном речном бассейне живут уникальные виды. Для сравнения, в Архангельской области обитают четыре крупных вида моллюсков, а в Южной Азии — десятки видов в каждом речном бассейне».

Члены экспедиции собрали богатый улов

Исследователи открыли 2 трибы, 2 рода, 7 видов и 7 подвидов, новых для науки. Один род назвали «Leoparreysia». «Leo» — в честь Леонардо Феа, а «parreysia» — это отсылка к ранее известному роду, моллюски которого похожи на открытых в Ситауне большими тяжелыми раковинами. Второй род получил название «Trapezidens», потому что раковины этих моллюсков трапециевидной формы.

Названия открытых видов увековечат имена известных ученых-малакологов: Leoparreysia canefrii — Чезаре Таппароне-Канефри (Италия), Pseudodon bogani — Артура Богана (США), Trapezoideus nesemanni — Хаско Неземана (Австрия). Вид Pseudodon manueli назван в честь профессора Мануэля Лопеса-Лимы из Португалии, друга и коллеги ученых САФУ, который недавно участвовал в совместной экспедиции на Чукотке и Колыме. Вид Trapezoideus panhai также получил имя хорошего знакомого архангельских исследователей — профессора Сомсака Панхи из Таиланда.

«Получилось так, что Ситаун теперь река ученых-малакологов», — замечает Иван Болотов.

Сейчас часть образцов находится в Российском музее центров биоразнообразия при Федеральном исследовательском центре комплексного изучения Арктики РАН, часть подготовлена к отправке в американский музей Северной Каролины и в немецкий музей во Франкфурте.

Описание нескольких новых видов недавно было опубликовано в Scientific Reports — известном научном журнале Nature Publishing Group. Ряд еще не описанных видов требует более глубокой проработки, планируется публикация еще нескольких статей.

Ученые надеются, что их работа сыграет большую роль

Интересно, что изучение моллюсков в Южной Азии может закрыть белые пятна в науке по отношению к Русскому Северу.

Столетия назад моллюски-жемчужницы были распространены в реках Архангельской области, Карелии и Кольского полуострова. Жемчужным промыслом тогда жила немалая часть северян, но в наши дни ресурс этого богатства значительно истощился. В ряде рек моллюски-жемчужницы исчезли, в ряде рек — их численность сократилась. Это и положило начало многочисленным исследованиям архангельских ученых. Они начали изучение разных видов жемчужниц, чтобы построить модель эволюции этого семейства. Отметим, что виды, которые живут в Арктической зоне России — потомки древних эволюционных очагов Азии, которые максимума своего биоразнообразия достигли как раз в Индокитае: на территории Лаоса, Таиланда и Мьянмы. Речная фауна этих стран не повторила печальную судьбу обитателей вод Европейского Севера, но находится под угрозой.

«В Мьянме сейчас активно идет строительство гидроэлектростанций, на реках ставятся дамбы — стране нужна энергия для экономического развития. Делается это без учета возможных последствий для биоразнообразия. Ситаун пока практически свободен от таких дамб, поэтому мы надеемся, что наша работа поможет сохранить уникальную фауну этого бассейна. Мы наметили там еще несколько точек работы. Сейчас ведем переговоры с нашими партнерами в Мьянме и надеемся организовать еще одну экспедицию в феврале–марте», — заключил Иван Болотов.

САФУ участник Всероссийского фестиваля NAUKA 0+