Новости

Ученый из САФУ открыл в Арктике новый вид шмелей
28.09.2017

Этим летом сотрудник научно-образовательной лаборатории молекулярной экологии и филогенетики Виталий Спицын вернулся из экспедиции на Новую Землю, где в рамках гранта «Молодые учёные Поморья» исследовал фауну архипелага.

Исследователь обнаружил новый вид шмелей, «бомбус глициалес», что переводится с латыни как «шмель ледниковый». Внешне он отличается от других видов широкой оранжевой полоской на брюшке. Эта находка позволяет учёным по-новому взглянуть на фауногенез арктического архипелага.

«22 тысячи лет назад на территории современной Архангельской области лежал ледник. Но находка нового вида шмеля говорит о том, что на Новой Земле ледника не было. До настоящего времени считалось, что от Англии и до Таймыра вся фауна этих широт 22 тысячи лет назад была уничтожена. Но за такое время не могли возникнуть новые виды. Чтобы возник вид, нужно около трех миллионов лет», — рассказал Виталий Спицын.

Открытие ледникового шмеля на Новой земле дает повод еще для одной гипотезы — о том, что в природном убежище вечной мерзлоты могли сохраниться и другие виды, ранее неизвестные человечеству.

«Если там жил шмель, там были цветущие тундры, в которых могли сохраняться лемминги и другие виды беспозвоночных животных: шмели, бабочки, калемболы, клещи», — уточнил исследователь.

Сейчас готовится к публикации статья о новом виде арктического шмеля в научно-исследовательский журнал Polar Biology.

САФУ участник Всероссийского фестиваля NAUKA 0+