Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Кому и зачем нужен Университетский лицей?

Загрузка...

Университетский лицей является структурным подразделением САФУ имени М.В. Ломоносова. Цель создания Университетского лицея — удовлетворение особых образовательных потребностей детей, проявивших интерес и способности к изучению естественных наук, математики или информатики.

Постановление Совета Министров СССР 905

Университетский лицей — нетиповое мультипрофильное общеобразовательное учреждение высшей категории, обеспечивающее реализацию программ основного общего образования (8, 9 классы), среднего (полного) общего образования (10, 11 классы), а также программ дополнительного образования для учащихся 7–11 классов.

Планируется, что Университетский лицей с 2014/2015 учебного года будет работать как школа-интернат для обучения одаренных детей и подростков Северо-Западного региона, а с 2015/2016 учебного года — как специализированный учебно-научный центр, к числу дополнительных задач которого относятся разработка и научно-методическое сопровождение образовательных инноваций, реализация программ повышения квалификации педагогических кадров для работы с одаренными детьми, оказание методической помощи школам одаренных детей, действующим в регионе.

Идея создания школ-интернатов при университетах возникла не сегодня. Решение о создании таких учебных заведений впервые было принято 23 августа 1963 года Постановлением Совета Министров СССР № 905. Первым общеобразовательным учебным заведениям, созданным при университетах МГУ, ЛГУ, КГУ, НГУ в 2013 году исполнится 50 лет.

Перед университетами, получившими статус федеральных и национальных, в 2010 году руководством страны вновь была поставлена аналогичная задача.

41d2d569b7db2daa48d5.jpg

«Создание системы поиска и сопровождения молодёжи, которая обладает современным инновационным мышлением и способна в будущем к тому, чтобы развивать „умную“ экономику, экономику, основанную на знаниях. Такого рода молодых людей мы обязаны сопровождать с момента появления первых результатов в школе и, соответственно, в университетский период, и постуниверситетский период. Надо в этом контексте и расширять сеть школ-интернатов при федеральных университетах, модели дополнительного, то есть заочного и дистанционного образования при национальных исследовательских университетах, и другие возможности использовать». (Из выступления Д.А. Медведева на заседании Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политики, 19.01.2010).

Значимость решения этой задачи подчеркивает и тот факт, что она закреплена одним из первых указов вновь избранного президента нашей страны В.В. Путина:

Putin.png

«2. Основные задачи

... Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей ...

4. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи

... поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми».

(из Указа Президента РФ от 1 июня 2012г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»).

Почему же через 50 лет страна вновь стала нуждаться в специализированных школах при университетах? Ответ ясен. Руководство понимает и признает, что прорваться в стан высокоразвитых стран России помогут только люди, способные быстро ориентироваться в изменяющемся мире, овладевать новыми технологиями, способные рушить стереотипы, прокладывать свой путь в решении проблем. Людей способных свободно мыслить немного! Их надо искать, а найдя, обучать. Здесь важно не только научить выбирать проблему, которую именно ты можешь решить, не только овладевать нужными для решения научными знаниями, рождать на основе полученных знаний новые оригинальные идеи, но и воплощать их. Новое всегда с трудом пробивает себе дорогу. На этом пути понадобятся сторонники — люди, которые смогут воспринять новые идеи, поверить в возможность и значимость их воплощения, внести свой вклад в реализацию твоей идеи. Находить таких людей и делать их своими сторонниками и помощниками — этому тоже надо учиться.

Перед нашим регионом стоят задачи, стратегически важные для развития России в целом:
  • platform.jpgактивизация работ по освоению нефтегазовых месторождений;
  • изучение арктического континентального шельфа, обеспечение значительного прироста балансовых геологических запасов морских месторождений нефти к 2020 году;
  • геолого-геофизическое обоснование внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;
  • увеличение добычи морских биологических ресурсов в Арктике;
  • развитие мощностей и увеличение производства по переработке рыбы и других добываемых морепродуктов для реализации их на российском и зарубежном рынках;
  • повышение конкурентоспособности Северного морского пути;
  • восстановление окружающей среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности;
  • Dikson.jpgзащита иобеспечение национальной безопасности России в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики;
  • адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям;
  • развитие информационно-коммуникационных технологий для обеспечения надежной связи и мониторинга;
  • своевременное предупреждение об опасных гидрометеорологических и геофизических явлениях и высоких уровнях загрязнения окружающей среды.

Для решения этих задач необходим поиск и длительная специализированная подготовка, начиная со школьной скамьи, людей, обладающих способностями и талантами в области точных и естественных наук. На подготовку интеллектуальной элиты для решения этих важных для региона и России в целом задач  нацелен Университетский лицей.

Дата изменения страницы 14.11.2013