Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Научная деятельность

Сотрудники кафедры выполняют научно-исследовательские работы по госбюджетной теме «Исследование покрытий лесовозных дорог (верхнего строения) и оснований и их эксплуатационных качеств», а также по договорам с предприятиями и муниципальными образованиями Архангельской области.

На кафедре действует созданная проф. В.В. Щелкуновым уникальная научная школа в области лесовозных узкоколейных железных дорог. Фундаментальными исследованиями обоснованы теоретически и экспериментально и внедрены в практику нормы содержания железнодорожного пути колеи 750мм. Разработана техническая документация, организован централизованный капитальный ремонт подвижного состава УЖД и производство средств малой механизации путевых работ на УЖД. По заявкам предприятий ЛПК выполняются обследования эксплуатационного состояния лесовозных УЖД, разрабатываются мероприятия и рекомендации по повышению эффективности их работы, модернизации или реконструкции в автомобильные дороги.

Значительные исследования выполнены кафедрой в области проектирования и организации строительства и реконструкции автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения. Впервые после изменения в стране экономического уклада разработаны технологические правила и карты на строительство автомобильных лесовозных веток и усов летнего действия, востребованные предприятиями лесопромышленного комплекса. Совместно с сотрудниками других кафедр университета по заданию Комитета по охране окружающей среды выполнена научно-исследовательская работа «Влияние лесопромышленного производства на сток реки Северная Двина», имеющая большое народно-хозяйственное значение.

Кафедра поддерживает связи с многими промышленными предприятиями Архангельской области, оказывает инжиниринговые и научно-консультационные услуги в области промышленного транспорта. Сотрудники кафедры внесли значительный вклад в разработку программы технологического развития и технического перевооружения лесозаготовительных предприятий холдинга ПКП «Титан». Для лесопромышленной корпорации «ИлимСеверЛес» кафедрой разработаны ведомственные нормы расхода топлива и смазочных материалов автопоездами на вывозке древесины. Регулярно проводятся экспертизы проектно-сметной документации лесных дорог, строящихся с привлечением субвенций из федерального бюджета.

В настоящее время одним из направлений научно-исследовательской работы кафедры является создание автоматизированного банка данных лесных дорог Архангельской области. Результаты этой работы представляют практический и научный интерес для планирования затрат и ресурсов при строительстве технологических лесовозных дорог, при реконструкции лесных дорог в дороги общего пользования, а также для выполнения различных НИР, связанных с взаимодействием тяжеловесных лесовозных автопоездов и дороги, обоснованием рациональных режимов сезонных ограничений движения на дорогах, с совершенствованием ценообразования и сметного нормирования строительства лесных дорог и др.

Другим актуальным для региона и практически ориентированным направлением работы кафедры является диагностика и мониторинг транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения, а также уличной дорожной сети городов.

Передвижная дорожная лаборатория «ТРАССА»Для обеспечения надлежащего уровня этих работ, в 2012 г. кафедра приобрела передвижную дорожную лабораторию «ТРАССА», оснащенную новейшим высокотехнологичным оборудованием. Измерительные системы лаборатории позволяют производить в порядке промежуточного или приемочного контроля согласно СНиП 3.06.03-85 объективную оценку качества выполняемых дорожными подрядчиками работ на строящихся, реконструируемых, модернизируемых и ремонтируемых дорогах. В частности, обеспечивается измерение и оценка геометрических параметров, поперечной ровности (колейности) и продольной ровности (микропрофиля) покрытий по толчкомеру и международному индексу ровности IRI (International Roughness Index). Файлы с результатами приемочных измерений сохраняются в электронной памяти бортового измерительно-вычислительного комплекса и в дальнейшем служат основой для мониторинга состояния покрытий принятых в эксплуатацию дорог в период их гарантийных межремонтных сроков.

Тестовые испытания работы автоматического видеодетектора транспортного потокаКроме этого, летом 2013 г. кафедра начала работы по оценке технического состояния покрытий улично-дорожной сети городов Архангельска, Северодвинска и Новодвинска согласно ОДН 218.0.006-2002. Результаты этих работ являются объективной основой для формирования годовых и перспективных программ содержания и ремонтов городских дорог.

В 2013 г. на улично-дорожной сети г. Архангельска проводились тестовые испытания работы автоматического видеодетектора транспортного потока, входящего в состав оборудования ПДЛ «ТРАССА». Данный модуль обеспечивает сбор исходной информации о параметрах транспортных потоков, необходимой для контроля движения, установления/переутверждения категорий содержания городских дорог, разработки оптимальных комплексных транспортных схем городов, и решения др. задач.

Для выполнения инженерно-геодезических изысканий строящихся дорог и определения реального планово-высотного положения элементов реконструируемых дорог кафедра использует систему GNSS (Global Navigation Satellite Systems) с аппаратурой SOKKIA-TOPCON на базе приемника GR5. GNSS обеспечивает относительное определение пространственных координат с точностью 3мм + 0,5ppm в плане и 5мм + 0,5ppm по высоте, независимо от времени суток, на удалении до 50км от базовой станции.

promtr3.jpg

В сравнении с традиционными геодезическими средствами измерений, GNSS позволяет существенно повысить производительность полевых изысканий, обеспечивает возможность съемки полосы отвода дороги и придорожной полосы вне зоны прямой видимости от базовой станции , что особенно эффективно в пересеченной местности.

Кроме того, GNSS может эффективно использоваться для проведения регламентных работ по контролю состояния профиля и плана подъездных железнодорожных путей II-го (нормального) уровня ответственности по ГОСТ 27751, которые имеют на балансе свыше 150-ти промышленных предприятий Архангельской области.

Наблюдения за прочностью и влажностью земляного полотна проводятся в мониторинговом режиме с применением перспективной технологии георадиолокационного зондирования дорожных конструкций. Для этого кафедра располагает двумя георадарами «ОКО-2М»: контактным — с антенным блоком АБ-400, и навесным на ПДЛ «ТРАССА» — с двумя рупорными антенными блоками АБ-1000Р и АБ-2000Р. Георадары позволяют выявлять неразрушающим способом места расположения локальных неоднородностей грунта, подземных коммуникаций и скрытых объектов в активной зоне земляного полотна, влажность и глубину промерзания грунтов земляного полотна весной, границы разделов слоев дорожных одежд и т.п., с привязкой к пикетажу.

Для выполнения широкомасштабных исследовательских работ привлекаются специализирующиеся по кафедре промышленного транспорта аспиранты, магистранты и студенты.

Основным направлением научных разработок кафедры является и исследование и совершенствование техники и технологии лесозаготовок. Ими охвачен обширный круг вопросов, связанных с теоретическими и экспериментальными исследованиями, а также разработкой конструкций станков для подготовки древесины к сплаву, для создания средств механизации подготовки транспортных пакетов из круглого леса в полужестких стропах. На основании теории массового обслуживания на кафедре выполнена разработка по обоснованию запасов древесины на различных этапах технологического процесса лесозаготовок.

Дата изменения страницы 22.09.2014