Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

История кафедры

Кафедра образовалась в 2014 за счет объединения двух кафедр: промышленного транспорта; технологии лесопромышленных производств.

Кафедра промышленного транспорта (до 1997 г. — кафедра сухопутного транспорта леса) организована в 1930 г.

Первым заведующим кафедрой был Г. К. Чернявский, известный специалист по снежно-ледяным дорогам. В последующие годы ее возглавляли доцент С. А. Сыромятников, профессор В. В. Морозов, профессор В. В. Щелкунов (1942–1981 гг.), доцент Г. А. Калинин (1981–2002 гг.), доцент В.В. Казанцев (2002–2005 гг.). С 2005 г. кафедру возглавляет доцент Е. С. Буряк.

Наибольший вклад в становление и развитие кафедры внес профессор В. В. Щелкунов, который успешно сочетал педагогическую работу с научной деятельностью. Результаты выполненных под руководством В.В. Щелкунова фундаментальных исследований в области лесовозных узкоколейных железных дорог вошли в практику проектирования и эксплуатации УЖД, широко используются в учебном процессе. Большое внимание В. В. Щелкунов уделял подготовке преподавательских кадров высшей квалификации. Под его руководством прошли подготовку в аспирантуре и защитили кандидатские диссертации 10 сотрудников кафедры. Заслуги В. В. Щелкунова в развитии науки и подготовке специалистов отмечены тремя орденами «Знак Почета» и медалями.

В последующие периоды кафедру возглавляли: доценты Р. Г. Смирнов, Л. Е. Чивиксин, Г. М. Антрушин, Н. Ф. Клименко, В. М. Дербин.

Кафедра технологии лесопромышленных производств (первоначальное название — «Кафедра организации и механизации лесозаготовок») была организована в сентябре 1930 г. при активной помощи Ленинградской лесотехнической академии. Возглавил кафедру И. А. Холопцев. Первыми преподавателями курса «Механизация лесозаготовок» были доценты Б. П. Аникин и Г. А. Рябов. Преподаватели кафедры кроме учебного процесса вели широкие научные исследования по механизации и организации работ на лесосеке, верхних и нижних складах, лесоперевалочных базах. Н. В. Новосельцев и В. В. Махнов внесли большой вклад в исследование процесса трелевки леса. Они впервые предложили скользящее прицепное оборудование для сбора и формирования пачки хлыстов в объеме тракторного воза за один прием. Для раскряжевки хлыстов и сортировки сортиментов на верних складах были разработаны конструкции разделочных площадок и приводные вагонетки.

В 1933 г. штат кафедры обновился, она получила название — «Кафедра механизации лесоразработок». Ее возглавил профессор К. С. Семенов.

Механик кафедры Н. Ф. Харламов в 1933 г. сконструировал и изготовил опытный экземпляр лучковой электромоторной пилы для одного рабочего.

С 1939 по 1941 г. кафедрой заведовал доцент И. Г. Соловьев.

В связи с начавшейся войной дисциплины по механизации лесоразработок были переданы на кафедру тяговых машин. Объединенная кафедра под руководством доцента К. И. Вороницына, одного из ведущих специалистов в области технологии лесозаготовок, просуществовала 4 года. Кафедра механизации лесоразработок была восстановлена в сентябре 1950 г. под руководством А. Р. Гибшмана (заведовал кафедрой до 1973 г.).

В эти годы лаборатория кафедры пополнилась электропилами различных типов, передвижными электростанциями, автокраном, бензиномоторными пилами, окорочным станком и другим оборудованием. Лабораторные работы по механической обработке древесины стали проводить с использованием электроизмерительных приборов.

Кафедра была организована в сентябре 1930 г. Сначала она называлась «Кафедра организации и механизации лесозаготовок», а с 1933 г. «Кафедра механизации лесоразработок». Первыми преподавателями курса «Механизация лесозаготовок» были доценты Б.П. Аникин и Г.А. Рябов.

Преподаватели кафедры, кроме учебного процесса вели широкие научные исследования механизации и организации работ на лесосеке, верхних и нижних складах и лесоперевалочных базах. Н.В. Новосельцев и В.В. Махнов внесли большой вклад в исследование процесса трелевки леса. Они впервые предложили скользящее прицепное оборудование для сбора и формирования пачки хлыстов в объеме тракторного воза за один прием. Для раскряжевки хлыстов и сортировки сортиментов на верхних складах были разработаны конструкции разделочных площадок и приводные вагонетки.

Под руководством доцента И.Г. Соловьева была исследована работа ножевых окорочных станков, шпалорезных станков, балансирных пил, цепных колунов, которыми была оснащена лаборатория кафедры.

Механик кафедры Н.Ф. Харламов в 1933 г. сконструировал и изготовил опытный экземпляр лучковой электромоторной пилы для одного рабочего.

В 40-е годы А.Р. Гибшман руководил исследованиями по разработке технологического процесса заготовки леса электромоторными пилами. В связи с появлением в лесах Севера первых механизированных комплексных бригад с применением трелевки деревьев тракторами и лебедками доцент А.Р. Гибшман разработал организационные принципы поточного производства на лесозаготовках и провел исследования по выявлению рациональной структуры комплексных бригад и форм организации их труда.

Ведущими дисциплинами на кафедре в 50-е годы были: техника и технология лесосечных работ, механизация и автоматизация работ на лесных складах, технология и оборудование лесных складов, лесоэксплуатация, машины и механизмы лесной промышленности, которые читались студентам лесоинженерного, лесомеханического и лесохозяйственного факультетов.

С 1960 г. основными направлениями научных исследований коллектива кафедры были: разработка теории лесоскладского дела, комплексная механизация и автоматизация работ на нижних приречных складах и лесоперевалочных базах.

Большой вклад в развитие кафедры и подготовку специалистов внесли проф. А.Р. Гибшман, П.Я. Ярилов, И.И. Сидоров, Л.В. Коротяев, Я.Д. Юрьев, З.Я. Есафова, А.П. Малых и др.

Дата изменения страницы 22.09.2014