Что такое ломоносововедение

 

ЛОМОНОСОВОВЕДЕНИЕ — направление научных исследований, связанное с разносторонним изучением жизни и деятельности М. В. Ломоносова, анализом его научного и литературного наследия. Ломоносововедение зародилось в последние годы жизни ученого, когда были опубликованы его сочинения, начался сбор материалов по его библиографии. Значительным вкладом явились работы Я. Я. Штелина и И.И. Лепехина, в том числе описание его знаменитого путешествия на родину М. В. Ломоносова.

В первой половине XIX в. русские ученые по достоинству оценили физико-химические и геологические труды Ломоносова, не только популяризировали их, но и стремились применять его идеи к решению современных вопросов науки. Некоторые важные сочинения первого русского академика вскоре после их выхода в свет получили отклик в зарубежной литературе. Однако современники и ближайшие потомки не смогли полностью оценить научный гений М. В. Ломоносова. Глубина и многообразие его физико-химических идей впервые была раскрыта Б. Н. Меншуткиным и другими авторами в начале ХХ в.

Длительное время результаты научной деятельности и труды ученого находились в забвении. На это указывали многие общественные деятели и прежде всего Г. В. Плеханов. Более активно к изучению ломоносовского наследия обратились лишь в период подготовки столетия со дня смерти ученого (1865 — П. С. Билярский, А. А. Куник, Я. К. Грот, В. И. Ламанский, П. П. Пекарский, М. И. Сухомлинов и др), когда начали разыскивать и систематизировать его архив, подготовили обзоры о его научной деятельности. В конце XIX — нач. ХХ вв. идейное наследие М. В. Ломоносова оценивалось исследователями по-разному. В ряде работ либо полностью отрицалась самостоятельность естественно-научных открытий Ломоносова, его философских и общественно-политических идей (А. Введенский), либо, при формальном признании его философом, Ломоносову отказывали в самостоятельности философских обобщений, считали безоговорочным последователем вольфианства (Э. Радлов, А. Попов, И. К. Сухоплюев). В целом, в дореволюционных исследованиях была дана высокая оценка деятельности М. В. Ломоносова как ученого-энциклопедиста в противовес длительному замалчиванию его научного подвига. Довольно основательные исследования в области ломоносововедения появились к 200-летию со дня рождения академика, в 1911 (Б.Н. Меншуткин, Б. Л. Модзалевский, Н. Р. Политур, И. М. Сибирцев, В. В. Сиповский и др.). Заслуга ломоносововедов этого периода — сбор огромного фактического материала, писем и работ самого М. В. Ломоносова, издание первых собраний его сочинений. Данный период связан с выходом знаменитых «Ломоносовских сборников», в подготовке которых активное участие принимали земляки ученого.

В организации советского ломоносововедения особенно велики заслуги президента АН СССР С. И. Вавилова. По его инициативе создан музей М. В. Ломоносова в Ленинграде, подготовлен VIII том академического собрания сочинений ученого, начатого еще в 1891 году академиком М. И. Сухомлиновым. В советский период было организовано многоплановое изучение творческого наследия М. В. Ломоносова. Его вклад в развитие экономики исследовали И. С. Бак, Н. Н. Каратаев, Б. Б. Кафенгауз, В. П. Лысцов и др. Довольно глубоко изучены произведения М. В. Ломоносова по философии (Е.К. Азаренко, Г. С. Васецкий, В. И. Вернадский, Б. М. Кедров, В. И. Осипов, Н. Ф. Уткина, И. А. Чудинов и др.). Авторы рассматривали борьбу М. В. Ломоносова за материализм в естествознании (Е.К. Азаренко, И. Д. Глазунов); вопросы познания и логики в ломоносовских трудах (Л.Г. Браулина, Д. Д. Исайков, М. З. Константиновская, И. В. Митюричев и др.); учение М. В. Ломоносова о материи (Н.А. Бурейко, Л. И. Кауфман, В. И. Лобанов и др.). К сожалению, исследователи не уделили должного внимания противоречивости мировоззрения М. В. Ломоносова, его отношение к религии осовременивалось, не раскрывалось цельное философское восприятие человека ученым. Исторические взгляды М. В. Ломоносова анализировались в работах М. А. Алпатова, Д. М. Гурвича, Б. А. Рыбакова, А. М. Сахарова, М. Н. Тихомирова, А. Л. Шапиро, Г. Г. Фруменкова и др. Оценивая ломоносовские работы в области истории советские ученые часто приводили мнение С. М. Соловьева, признававшего, что В. Н. Татищеву и М.В. Ломоносову «принадлежит самое почетное место в истории русской науки в эпоху ее первоначальных трудов». Вклад  М. В. Ломоносова в развитие языка исследовали В. В. Виноградов, В. П. Вомперский, Л. К. Граудина, А. И. Ефимова, А. Д. Оршин и др. В.П. Вомперский подчеркивал, что круг лингвистических интересов Ломоносова был весьма обширен, сам перечень трудов ученого поражает разнообразием. Здесь и первая большая грамматика русского языка с систематически изложенными нормами нового литературного языка, сформировавшимися на живой общенародной основе, и работы по сравнительно-историческому изучению родственных языков, и обширные материалы по русской диалектологии, и исследования по стилистике русского языка и поэтике художественной литературы, ораторскому искусству, теории прозы и стихосложения, и сочинения по общим вопросам развития языка. Научное наследие М. В. Ломоносова в области физики, химии, геологии изучали С. И. Вавилов, А. А. Елисеев, А. Н. Иванов, Б. М. Кедров, И. В. Кузнецов и др. 

В советском ломоносововедении особо отмечено 250-летие со дня рождения ученого. К этой дате завершено издание полного одиннадцатитомного собрания его сочинений. Выход этого издания явился событием в истории ломоносововедения, поскольку его материалы дали возможность более глубоко и всесторонне изучать наследие ученого. Большой научный интерес представляют биографические работы о М.В. Ломоносове, подготовленные советскими исследователями (В.И. Астафуров, М. Т. Белявский, В. В. Данилевский, Г. М. Коровин, Б. Г. Кузнецов, А. А. Морозов, Г. Е. Павлова, А. С. Федоров и др.). Однако в них сохранялась прежняя традиция в характеристике наследия ученого: основной упор делался либо на биографические данные, либо на освещение отдельных сторон деятельности М. В. Ломоносова. Вместе с тем следует считать положительным рассмотрение влияния идей ученого на русскую и мировую науку. Кроме того, получила разработку оценка М. В. Ломоносова как просветителя, данная Г. В. Плехановым (М.Т. Белявский, Я. Д. Бетяев, Г. С. Васецкий, Н. М. Дружинин, В. П. Лысцов и др.).

В 50-60-е гг. ХХ в. была обозначена и такая проблема, как «М.В. Ломоносов и Московский университет. Большой вклад в ее разработку внес М. Т. Белявский, над ней работали также Н. А. Печко, М. В. Сычев-Михайлов. Постоянный интерес ученых вызывала академическая деятельность М. В. Ломоносова. Исследователи характеризовали ведущие направления его научных поисков (П.С. Билярский, В. И. Вернадский, Э. П. Карпеев, Е. С. Кулябко, В. И. Ламанский, Б. Н. Меншуткин, Г. Е. Павлова, П. П. Пекарский и др.). Историки науки выделяли ломоносовский период в истории Академии наук. Хронологические рамки его ограничиваются отъездом Л. Эйлера из России по прибытии М. В. Ломоносова из Германии (1741) и его приездом обратно после смерти первого русского академика (1765). Деятельность  М. В. Ломоносова в Академии наук исследователи считают целой эпохой, которая была обусловлена объективными социально-экономическими, политическими условиями и уровнем развития научной жизни в стране.

В отличие от общей истории науки в истории русской педагогики первой половины XVIII в. Ломоносовский период не выделялся. В исследованиях находили отражение лишь отдельные аспекты педагогических идей и деятельности М. В. Ломоносова. В работах А. В. Смирнова, Л. А. Искра-Переваловой, В. К. Бобровниковой характеризуются просветительные взгляды, педагогические идеи М. В. Ломоносова, раскрывается его роль в организации университетского образования, в развитии гимназий. Роль первого русского академика в развитии отечественной психолого-педагогической науки в той или иной мере раскрывалась Б. Г. Ананьевым, С. Ф. Егоровым, А. А. Елисеевым, Л. В. Жаровой, С. И. Зиновьевым Е. А. Климовым, В. А. Кольцовым, М. В. Соколовым и др. Необходимо отметить, что изучение педагогического наследия М. В. Ломоносова в основном пришлось на 50-60-е гг. ХХ в. Ситуация изменилась после Всесоюзной научно-практической конференции»М.В. Ломоносов и значение его деятельности для развития просвещения, состоявшейся в Архангельске в сентябре 1986. Значение конференции заключалось в том, что широкая научная общественность обратилась к осмыслению роли М. В. Ломоносова в просвещении и педагогике. Однако на пути такого осмысления стояли ряд препятствий — незнание педагогических сочинений М. В. Ломоносова, отсутствие в историко-педагогической литературе единства в используемой терминологии: одни изучали педагогические взгляды ученого (Л.А. Перевалова), другие — его педагогические идеи (В.К. Бобровникова).

В современное ломоносововедение значительный вклад внесен работами архангельских ученых: в области исторической науки — Г. Г. Фруменковым, в области философии — В. И. Осиповым, И. А. Чудиновым, в области педагогики, биографии ученого — Т. С. Буториной и др. Авторы рассматривают идеи М. В. Ломоносова на фоне развития общеевропейской науки, культуры и педагогики. В этих исследованиях первый русский академик показан как представитель интеллектуальной элиты России и Архангельского Севера.

Ист.: Ломоносов М. В. Соч. Т. 1-5. — СПб., 1881-1902; Т. 6-8. — М. ; Л., 1934-1948; Полн. собр. соч. — Т. 1-10. — М. ; Л., 1950-1959; О воспитании и образовании / сост.: Т. С. Буторина. — М., 1991.

Лит.: Вавилов С. И. Михаил Васильевич Ломоносов / С. И. Вавилов. — М., 1961; Астафуров В. И. М. В. Ломоносов / В. И. Астафуров. — М., 1985; Морозов А. А. Ломоносов / А. А. Морозов. — М., 1965; Кедров Б. М. Важнейшие идеи М. В. Ломоносова в области физики и химии / Б. М. Кедров // Люди русской науки : очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / под ред. И. В. Кузнецова. — М., 1961. — С. 25-30; Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. / А. Л. Шапиро. — М., 1993; Буторина Т. С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли России XVIII века / Т. С. Буторина. — Архангельск ; М., 2005; Чудинов И. А. «Ломоносововедение» как историко-научная дисциплина / И. А. Чудинов // Вестник МИУ. — 2002. — № 6. — С. 13-18.

Т.С. Буторина, А. В. Силин, И. А. Чудинов


© 2007 Департамент образования и науки Администрации Архангельской области

© 2007 Межрегиональный Ломоносовский фонд

© 2007-2010 разработка и дизайн: Отдел мультимедиа и Интернет-технологий ИВЦ ПГУ имени М. В. Ломоносова

© 2011 Северный (Арктический) федеральный университет