Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Отчет о результатах первого модуля

Отчет о результатах первого модуля

Информация о Программе подготовки кадрового резерва САФУ

  • Количество модулей: 6 модулей Продолжительность каждого модуля: 5 дней Участники программы: 50 человек, кадровый резерв САФУ
  • Тематический фокус: инструменты и практики развития университетов, модель университета будущего
  • Форматы работы: разработка и защита проектов, работа с экспертами, академические лекции, коммуникация с руководителями

Даты программы:

  • Модуль 1 «Российская повестка развития образования. Современная модель вуза» 14-18 ноября 2011 года
  • Модуль 2 «Лучшие практики развития университетов. Стратегия САФУ» 23-27 января 2012 года
  • Модуль 3 «Арктический вектор: формирование конкурентных преимуществ для САФУ» 27 февраля — 2 марта 2012 года
  • Модуль 4 «Модернизация базовых процессов: образование, исследования, инновации» 2-6 апреля 2012 г
  • Модуль 5 «Взаимодействие и партнерство. Международное сотрудничество» 28 мая — 2 июня 2012 года
  • Модуль 6 «Управление изменениями в университете» 2-6 июля 2012 года

Цель программы:

Формирование команды управленцев, отвечающих за разработку и реализацию проектов развития университета и обладающих необходимыми компетенциями для управления изменениями в университете в соответствии с Программой развития САФУ.

Задачи:

  • Формирование у участников программы общего стратегического видения развития САФУ
  • Формирование общего понимания задач, стоящих перед университетом на современном этапе развития
  • Получение знаний о передовых направлениях развития сферы университетского образования
  • Знакомство с лучшими практиками управления современными Университетами в РФ и мире, определение стандартов работы. Систематизация собственного опыта участников программы
  • Разработка пакета стратегических проектов, готовых к реализации, в соответствии с Программой развития САФУ
  • Освоение навыков и технологий проектной работы
  • Выработка общих ценностей и налаживание эффективного взаимодействия участников программы

Участники программы: 50 человек, прошедших конкурсный отбор

Ключевая идея Программы:

Программа должна не только предоставить участникам знания и навыки, расширить их горизонты и улучшить профессиональные компетенции, но также дать возможность учиться на конкретных проектах, стратегически важных для успеха и развития Северного (Арктического) федерального университета.

Проектный подход, разработка и реализация реальных проектов в ходе программы, предполагает серьезное вовлечение в программу руководителей высшего звена (ректора, проректоров САФУ).
По итогам программы участники буду защищать свои проекты перед руководителями университета (ректор и проректоры).

Ожидаемый результат:

По результатам программы в Северном (Арктическом) федеральном университете будет сформирована команда управленцев имеющих современные представления об университете, единое понимание направлений его развития и обладающих необходимыми компетенциями для реализации изменений, обеспечивающих вхождение САФУ в число ведущих университетов мира.

Одним из измеримых показателей эффективности программы является внедрение проектов, разработанных участниками в ходе Программы, в практику работы САФУ.

Структура Программы:

Программа подготовки кадрового резерва САФУ является неклассической образовательной программой. Структура программы и форматы работ выстроены в соответствии с целями и результатами Программы, главной из которых является разработка и реализация командами участников проектов развития университета.

В этой связи до 50% времени участники в командах занимаются разработкой стратегических проектов развития университета, который будут представлены руководству САФУ.

Форматы обучения:

  • Академические блоки: дают современную теорию и концепции по темам программы. Академическая часть программы выстраивается в зависимости от тем стратегических проектов участников.
  • Тематика курсов ведущих профессоров бизнес-школ адаптирована к целям и задачам программы
  • Анализ лучшего опыта развития университетов: дает возможность поддерживать интерактивность программы, позволяет посмотреть на ситуацию в университете со стороны
  • Участие экспертов-практиков: позволяет получать актуальную информацию о состоянии сферы образования, глобальных трендах и перспективах развития
  • Групповая и проектная работа: обеспечивает взаимодействие всех участников для обмена опытом и достижения практичных результатов (проектов)
  • Межмодульные задания и сопровождение проектной работы участников в период между модулями программы: позволяют отработать полученные знания в практической деятельности и апробировать реализацию проектных идей, разработанных в рамках программы.

Эксперты Программы:

  • Руководитель министерств и ведомств по вопросам образования
  • Международные и российские эксперты в области образования и кадровой политики
  • Российские эксперты по вопросам развития территорий и регионов
  • Руководители ведущих университетов РФ и мира

Результаты первого модуля Программы

Модуль 1.

«Российская повестка развития образования. Современная модель вуза»

Даты: 14-18 ноября 2011 г. Время проведения: 9:00-20:00

Место проведения: Кампус Московской школы управления СКОЛКОВО

Адрес: Московская область, Одинцовский район, деревня Сколково, ул. Новая, д. 100

Цели модуля 1:

  • Провести анализ положения дел и перспектив развития университетского образования в РФ и мире
  • Провести анализ модели современного университета
  • Сформировать у участников общее видение стратегической позиции САФУ
  • Провести анализ внешних вызовов и возможностей для развития САФУ
  • Сформировать проектные команды и выработать перечень направлений для проектной работы в течение всей программы

Формат обучения:

Экспертные выступления

В рамках данного модуля приглашены эксперты и практики, чьи доклады позволили получить информацию о состоянии и перспективах развития университетского образования в РФ, проанализировать глобальные тренды развития системы профессионального образования и представления о современных моделях университетов. В дискуссии с экспертами участники могли получить новый взгляд на вызовы и перспективы развития российских университетов.

В рамках экспертных докладов были рассмотрены следующие аспекты:

  • современная ситуация и стратегические задачи высшего образования в России с точки зрения органов федеральной власти;
  • мировые образовательные тренды, вызовы и перспективы российских университетов в международном контексте;
  • влияние социального и демографического развития в стране и мире на требования к современным университетам;
  • новая роль университетов в формировании человеческого капитала, развитии территорий и экономики;
  • международный опыт построения успешных вузов на развивающихся рынках.

В рамках Модуля 1 на программе выступили следующие эксперты:

  • А.Е.Волков, ректор Московской школы управления Сколково — экспертное выступление о вызовах российскому образованию и университетам.
  • И.М.Реморенко, статс-секретарь и зам.министра образования и науки — экспертное выступление про тренды в российском образовании и возможности для вузов;
  • И.Д.Фрумин, ведущий эксперт WorldBank — экспертное выступление о требованиях к современному университету и возможных моделях развития («пространствах самоопределения университета»);
  • В.А.Болотов, вице-президент Российской академии наук -экспертное выступление про конкуренцию и качество в образовании и деятельности университетов;
  • Д.Н.Песков, директор направления Агентства стратегических инициатив — экспертное выступление про тренды и образование будущего;
  • А.И.Гордеев, эксперт по образованию — экспертное выступление и дискуссия об ожиданиях от федеральных университетов со стороны регуляторов и проектный подход как инструмент развития университетов;
  • К.Эванс-Клок, директор департамента проф.образования Международной организации труда — экспертное выступление про рынок труда и квалификационную
    структуру;
  • К.Хемка, глава образовательной практики на развивающихся рынках The Parphenon group — экспертное выступление о возможных зонах роста для современных университетов.

Имитационная сессия на базе симулятора «Управление вузом»

Целью имитационной сессии является демонстрация текущих и будущих условий, норм, стандартов системы высшего профессионального образования и освоение участниками управленческих навыков разработки и реализации стратегии вуза в новых экономических условиях.

Компьютерная модель, заложенная в имитационную сессию, включает в себя:

  • конкурирующие вузы на рынке образовательных услуг и научно-исследовательской деятельности
  • модель региона и внешних по отношению к вузу объектов (министерство образования, рынок труда, рынок НИОКР, рынок абитуриентов, рынок ППС, международное образовательное пространство, вузы-партнеры и др.) инструментарий стратегического и оперативного управления деятельностью вуза.

Имитационная сессия позволила участникам освоить инструментарий управления вузом в области:

  • Разработки и реализации конкурентоспособной стратегии вуза;
  • Управления образовательным процессом;
  • Управления научно-исследовательской деятельностью;
  • Формирования условий для привлечения передового кадрового состава, управления компетентностью ППС;
  • Управления обеспечивающими инфраструктурами;
  • Финансового управления;
  • Управления международной деятельностью вуза;
  • Маркетинга, взаимодействия с потребителями результатов деятельности вуза;
  • Управления качеством, сертификации деятельности вуза.

Работа в проектных командах

В соответствии с внешними вызовами и трендами в области образования, участники программы будут объединены в группы для совместной работы. В рамках работы в группах при участии модераторов будет проведен анализ положения дел, зафиксированы внешние вызовы и возможности САФУ, сформулированы требования к изменениям, которые необходимо реализовать в рамках программы развития.

В соответствии с требованиями к изменениям САФУ, сформулированными в группах, будет организована дальнейшая проектная работа в программе и сформированы проектные команды. В течение последующих месяцев модульной и межмодульной работы участникам предстоит оценить существующие практики и разработать проекты изменений, которые в дальнейшем будут внедрены в университете. Именно работа в проектных командах над решением конкретных задач и разработкой проектов изменений станет стержнем программы.

По итогам программы проектные команды защищают свои проекты перед руководителями университета (ректор и проректоры).

Результаты проектной работы в Модуле 1

Основной целью Программы является формирование проектных команд и разработка реальных проектов развития университета, стратегически важных для САФУ.

Логика проектной работы в Программе представлена на Схеме 1:

Проектная работа в первом модуле была посвящена анализу ситуации, и включала в себя:

  • Анализ внешней среды, контекстов развития Университета и современных требований к университету со стороны ключевых групп интересов («стейкхолдеров» в лице государства, корпораций, населения, региона)
  • Анализ положения дел в Университете, определение накопленного потенциала и «проблемных» зон, требующих проектных решений.

В результате всестороннего анализа ситуации, в которой существует и развивается университет, участники определят темы будущих проектов, над которыми будут работать в ходе всей Программы.

Темы проектов должны отвечать приоритетам и стратегии развития САФУ, а также служить решению конкретных проблем университета в соответствии с накопленным потенциалом и имеющимися в распоряжении ресурсами.

В ходе Модуля 1 были сформированы 6 проектных команд, которые осуществляли анализ ситуации по следующим направлениям деятельности САФУ:

  1. Позиционирование САФУ
  2. Исследования и разработки
  3. Учебный процесс
  4. Студенческая среда
  5. ИТ-технологии
  6. Человеческий капитал университета

В состав каждой группы вошли от 6 до 10 участников Программы.

Работа над анализом ситуации будет продолжена группами в межмодульный период, до начала Модуля 2. В ходе дистанционной работы будет проанализирован опыт и деятельность других университетов, тенденции и динамика развития отдельных рынков (государственного заказа, рынок труда и т.д.).

Анализ ситуации и определение тем проектов будет завершено в Модуле 2.

Темы проектов будут представлены и согласованы с руководством Университета в рамках стратегической сессии (см. Схему 2)

После утверждения тем проектов руководителями САФУ, команды приступят к следующему этапу проектной работы: поиску и разработке идей и решений, которые будут положены в основу каждого проекта.

Эти решения должны учитывать ведущих российских и международный опыт и вносить реальный вклад в развитие деятельности САФУ в области образования, исследований и инноваций, международной деятельности, ИТ-технологий, развития кадрового потенциала.

Результаты проектной работы будут представлены руководителям САФУ и университетскому сообществу.

Фото-отчет о работе на 1 модуле Программы

Участники программыРабота в Программе
Е. В. Кудряшова, ректор САФУ
А. Е. Волков, ректор Сколково
И. Д. Фрумин, ведущий эксперт Всемирного Банка
В. А. Болотов, вице-президент российской Академии образования
Д. Н. Песков, директор направления, Агенство стратегических инициативА.И. Гордеев, эксперт по университетскому образованию

Кристина Эванс-Клок, директор департамента Международной организации труда

Д. С. Конанчук, профессор практики Сколково, руководитель проектной практики
Выступление участников ПрограммыРабота в проектных программах