Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Ольга Третьякова: Наши выпускники — люди мобильные

Доктор политических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики САФУ Ольга Владимировна Третьякова
13.12.2013
Ольга Третьякова: Наши выпускники — люди мобильные

15 лет назад в Поморском государственном университете появилось отделение журналистики. С тех пор здесь обучилось не одно поколение журналистов, вуз вошел в состав Северного (Арктического) федерального университета, отделение журналистики стало кафедрой со своими сформировавшимися традициями и историей. Накануне юбилея мы задали несколько вопросов заведующей кафедрой Ольге Третьяковой.

— Ольга Владимировна, пятнадцать лет — это определенный рубеж. Какие достижениях кафедры вы считаете наиболее важными?

— Десять выпусков специалистов — это уже неплохое достижение. И то, что они работают в средствах массовой информации Архангельска и региона, тоже неплохо. Главное достижение — это выпускники. А когда они получают журналистские премии за свое творчество — это тоже наше достижение, и мы гордимся этим.

Ну, и если формально говорить, то мы открыли несколько лет назад новое направление подготовки — «Реклама и связи с общественностью». На кафедре появились новые молодые преподаватели. Это тоже хорошо.

— Какой вы видите кафедру еще через пятнадцать лет?

— Очень трудно загадывать на такой долгий срок. С учетом непростой ситуации в российском образовании. А вот лет на пять можно загадать. Я вижу, что будут открыты две магистратуры по направлениям «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью». То есть наши студенты смогут продолжить обучение после получения степени бакалавра. Ведь далеко не у всех есть возможность уехать в Москву или Петербург, чтобы поступить в магистратуру там и подняться еще на одну ступеньку в образовательной сфере. В общем, открыть магистратуру — главный пункт нашего плана.

— Интересно, какая часть выпускников занимается именно журналистикой?

— Ну, точные цифры в процентах я назвать не смогу! Потому что наши выпускники — люди мобильные. После университета они ищут себя. И в журналистике не так просто найти себе место под солнцем. Это не как преподаватель в школе, который пришел в нее — и на всю жизнь остался. Журналисты постоянно ищут интересную работу, переезжают с места на место. Поэтому за всеми трудно отследить. Да мы и не устраиваем слежку. Узнаем в основном по цепочке от друзей и знакомых, кто и где работает: «Этот здесь, этот там, этот уехал...» Мы знаем, например, что многие наши выпускники работают в Санкт-Петербурге на телевидении, но на каких каналах и на каких должностях — это не всегда известно. Конечно, не все работают по специальности, но так было всегда. Примерно половина, я полагаю, работает в СМИ и пресс-службах.

— В связи с проблемами, которые испытывает сейчас классическая журналистика, будет ли кафедра как-то менять направление деятельности? Может быть, перепрофилироваться, выпускать больше пиарщиков, рекламистов?

— Кафедра неизбежно будет в свое время выпускать больше пиарщиков и рекламистов. Но это объективный процесс, потому что рекламистов всегда требовалось больше, чем журналистов. Грубо говоря, каждый коммерческий ларек требует специалиста по торговле, чтобы эту торговлю развивать. Рекламистов ведь учат не пиару, они занимаются не имиджем, а именно создают рекламу. Их объективно должно быть больше. А журналистов меньше, потому что журналистика — это фактически оперативная литература. Это элитарная профессия. Мы выпускаем не так много людей каждый год, и больше не надо, наверное. В этом году будет всего тринадцать выпускников.

— А как кафедра будет реагировать на новые тренды, такие как журналистика в социальных сетях, интернет-журналистика?

— У нас достаточно много дисциплин, связанных с интернетом. Например, у журналистов-специалистов, которые обучались несколько лет назад, не было в плане такой дисциплины, как конвергентная журналистика. «Конвергентная журналистика» — это устойчивое понятие. На западе оно уже стало привычным. Это когда один и тот же контент выпускается на разных платформах. То есть журналист становится универсальным — приходя на интервью, он не только готовит текст для газеты, но и делает запись для радиоэфира, и видео снимает.

Предполагается, что в современном мире функции журналиста должны несколько меняться. На новостных сайтах сейчас есть и радио, и видео. Курс по конвергентной журналистике читается на кафедре второй год. Мы рассказываем студентам-бакалаврам и о гражданской журналистике, и об интернет-изданиях. Еще есть такая интересная дисциплина, как «Дизайн СМИ». Специалистам этот курс читали только при выборе специализации «Печатные СМИ». Но у бакалавров нет специализации, и дисциплина «Дизайн СМИ» теперь для всех.

Возврат к списку