Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Анастасия Некрасова: В скандинавских вузах развивают человеческие способности

Анастасия Некрасова: В скандинавских вузах развивают человеческие способности
11.12.2013
Анастасия Некрасова: В скандинавских вузах развивают человеческие способности

Недавно в САФУ завершился обучающий курс по программам дополнительного профессионального образования. В его работе самое активное участие приняла Анастасия Некрасова, генеральный директор компании Intelligent Mindsets (Стокгольм, Швеция). Она была ведущим тренингов и модератором круглых столов. Анастасия Владимировна, имеет многолетний опыт интернационализации бизнеса и бизнес-образования. Является консультантом и преподавателем. Ее профиль — развитие индивидуального лидерства и организационное развитие в условиях постоянно изменяющейся среды.

Как мы выяснили, Анастасия Некрасова является не только магистром бизнес-администрирования , но и выпускницей Архангельского государственного педагогического института (в дальнейшем ПГУ и САФУ).

— Я закончила инфак АГПИ в 1991 году, английский и немецкий языки, — рассказывает Анастасия Некрасова. — То, чем я занимаюсь сейчас — это результат достаточно долгой дороги. С 1998 года я помогала шведским и норвежским компаниям выходить на российский рынок. Скандинавским предпринимателям было интересно развивать свой бизнес в России и частности в Архангельской области.

С 1998 по 2003 год мы работали с лесной шведской промышленностью. У меня тогда была своя компания в Архангельске — «Бюро деловой поддержки Руна». Она, кстати, работает и сегодня только уже без моего участия.

В Швецию я ездила по делам компании. Консультировала местные фирмы по разным вопросам: юридическим тонкостям, рыночным аспектам — c каким товаром выходить на российский рынок, есть ли партнеры по дистрибуции. Опыт был, может, и не всегда удачный, но, несомненно, полезный. Многое зависело именно от общего состояния экономики России, экономики регионов.

— Какие положительные примеры сотрудничества вы можете вспомнить?

— Все они относятся к началу 2000-х годов. К примеру, поставка на предприятия Архангельской области специализированного оборудования. В основном для целлюлозно-бумажного и деревообрабатывающего производств.

— Расскажите о своем профиле работы в Швеции.

— Меня интересует вопрос, который можно сформулировать так: что происходит у человека в голове, когда он пересекает границы, как меняются его ментальные установки, какие психологические процессы происходят. Раньше я рассуждала тактически и предлагала услуги более конкретные, например, навыки кросс-культурной коммуникации. Лет 5 назад я узнала, что наша способность более или менее эффективно работать в чужой стране зависит от уровня нашего культурного интеллекта — CQ, изучением которого сегодня и занимаюсь.

В Швеции 30% населения имеют корни в других странах. И я учу как руководителей, так и сотрудников, которые работают в межкультурной среде, которая теперь присутствует на любом рабочем месте. Меня больше интересует не то, как подготовить иностранца к жизни в Швеции, а как подготовить шведскую организацию к приему иностранца. Пора уже понять, что Швеция уже далеко не однородная маленькая страна. Но швед еще не всегда готов ментально понять, что живет в мультикультурном обществе.

— Интересно, а как вы стали тренером у разработчиков программ дополнительного профессионального образования САФУ?

— Я продолжаю работать с бизнесменами, выступаю в роли учителя. Меня всегда интересовала педагогика. В последние годы я стала более активно искать новые методы развития человека. ДПО — одна из таких форм. Развитие человека и его ментальных установок — это как раз то, что движет мною.

Я приехала в Архангельск в июне по другим вопросам и встретила Анастасию Альбертовну Зайцевскую (начальник Управления ДПО). Она рассказала об идее продвижения ДПО. И я предложила ей сделать программу для преподавателей, желающих разрабатывать свои продукты в новом ключе.

Мы начали с того, что проанализировали мировые тенденции: какие требования к работникам предъявляет среда, справляются ли люди со своими обязанностями. Оказалось, что самые опытные профессионалы в среднем справляются только на 56% . Мы посмотрели, на что жалуются руководители, менеджеры. Результаты исследований в США говорят, что обычных экспертных знаний не хватает — требуются способности эффективно решать задачи адаптивного характера, с множеством неизвестных. Возможности ДПО в этом отношении действительно велики.

В моем представлении люди делятся на разработчиков и пользователей, активных и пассивных. Чем быстрее у нас увеличится количество активных и продуктивных, тем быстрее можно будет продвигать изменения в обществе. Это нужно делать уже и в семье, и в школе.

Результат обучающего курса — пять разработанных продуктов. И они обещают быть очень интересными. Нужно выпускать их на рынок и продавать. Процесс получился очень творческим, креативным.

— Анастасия Владимировна, а в чем, на ваш взгляд, главное отличие российского вузовского образования от шведского?

— Одним из фундаментальных отличий шведского образования от российского является больший акцент на «междисциплинарность» и прикладной характер. Технические дисциплины все еще более закрыты, чем гуманитарные. Но уже сейчас я вижу направления к интегральности, когда задействован весь человек. В Скандинавии готовят не роботов, а развивают человеческие способности.

В России все еще очень сильна традиционность в образовании. Ощущение, что мы живем как будто до эпохи Ренессанса. У нас остался некий фабричный менталитет, где у каждого человека свое место, он должен его занять и стать мастером в каком-то деле. Мы пока не понимаем, что этого недостаточно. Шведы начинают это осознавать. Курсы, которые я веду за границей, «междисциплинарны».

Мы пока отстаем только на шаг. И это одна из причин, почему я хотела принять участие в программе по обучению специалистов ДПО, внести свою лепту. И от своей работы я получила большое удовольствие.

Возврат к списку