Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

В САФУ обсудили социальную миссию журналистики

В САФУ обсудили социальную миссию журналистики
06.12.2013
В САФУ обсудили социальную миссию журналистики

6 декабря в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова начала свою работу межвузовская научно-практическая конференция «Социальная миссия журналистики: реалии и прогнозы», приуроченная к празднованию 15-летия журналистского образования на Русском Севере, а если конкретнее — 15-летию кафедры журналистики САФУ.

Алексей Фельдт, заместитель директора Института социально-гуманитарных и политических наук САФУ, в приветственном слове отметил, что конференция собрала не только журналистов, но и историков, философов, социологов, филологов — лучшие интеллектуальные силы гуманитарных направлений университета.

«В настоящее время возможности журналистов невероятно возросли благодаря интернету и социальным сетям. Наши предки назвали бы это фантастикой. В подобной ситуации есть и свои „подводные камни“. Мы понимаем, что из-за развития технологий журналистика размывается, сейчас „каждый человек сам себе журналист“. В этой данности университет, воспитывая тружеников пера, должен делать из них интеллектуалов, способных вести общество и продвигать комплексные идеи. Другими словами, грамотные, образованные журналисты будут делать нашу жизнь лучше», — такими словами приветствовал участников конференции Алексей Фельдт, заместитель директора Института социально-гуманитарных и политических наук САФУ.

Начальный пункт программы конференции — пленарное заседание. Первой из гостей к трибуне вышла Луиза Свитич, доктор филологических наук, старший научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Луиза Григорьевна, заговорив о понятиях и терминологии журналистики, затронула противоречия между определениями «Журналистика» и «СМИ». По мнению лектора, сейчас наблюдается обесценивание смысла журналисткой работы — в своем современном состоянии она воспринимается как совокупность контента и технических средств. Если в былые времена публицистика воспринималась как творчество и несла социальную миссию, то теперь «масс-медиа» утратили эту особенность. Размывается «ядровое понятие сферы».

Приводилось сравнение российской журналистики и западных СМИ: по мнению автора сообщения, деятельность наших соотечественников отличается творческим и аналитическим подходом, в тоже время в США практикуется ремесленный и прагматичный подход к новостям. Причина — «различие ментальности». Для того чтобы избежать методологического перехода российских журналистов на «сторону» западной прессы, необходимо вернуться на «родную почву». Таким основанием может выступить журналистика малых и средних городов, которая служит собеседником для публики и развивает у читателей чувство патриотизма.

Сообщение Елены Коломийцевой, доктора филологических наук, профессора кафедры журналистики Московского государственного университета культуры и искусств, приобщило аудиторию к миру печатной прессы XIX века. Автор рассмотрела социальную миссию отечественных женских журналов позапрошлого столетия. Главным выводом доклада можно считать тот факт, что женская пресса XIX века имела весьма большие отличия от современного «глянца» и несла просветительскую, образовательную, информационную функцию, в том числе концентрируясь и на прикладном аспекте.

Михаил Опенков, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии ИСГиПН САФУ попытался раскрыть тему научно-популярной журналистики в сети, попутно затронув довольно широкий пласт общественно-научных вопросов.

Социальная миссия научно-популярной журналистики — изменение картины мира у большинства читателей, изменение интеллектуального климата. Для успешного исполнения миссии необходимо соблюдать целый ряд условий по работе в сети: важно постоянно в ней присутствовать, следовать определенным стандартам общения и не забывать, что российский сегмент интернета, по сравнению с мировым, довольно мал. Не стоит концентрироваться исключительно на российских медиа, а вести работу на общемировых площадках.

Правда, в таком случае можно столкнуться с культурными различиями России и Запада: у «нас» много чувств и слов, у «них» — фото и короткая подпись, больший акцент на визуализацию. И особенно важно иметь разносторонние форматы подачи информации, понятные для различных групп населения.

Татьяна Каминская, зав. кафедрой журналистики Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, как и отчасти Алексей Фельдт, поведала об изменениях медийной реальности — так называемом размытии профессии. Большинство журналистов уходит в сеть, отказываются от бумаги, наблюдается утрата правил журналистской этики и редакционной политики. Блоггеры, вышедшие на авансцену, работают больше на оперативность, чем на соблюдение определенных рамок приличия. Начинает действовать принцип «Кто быстрее выложил новость — тот и победил».

Основным же преимуществом кадров, получивших образование в области журналистики, является более глубокий объем знаний, чем у энтузиастов-блоггеров. Это достоинство должны использовать как сами квалифицированные репортеры, так и их альма-матер. Современный журналист должен быть универсальным, что только повысит уровень создания медиапродукта.

Закончилось пленарное совещание сообщением Ольги Иванищевой, доктора филологических наук, профессора, заведующей кафедрой культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики Мурманского государственного гуманитарного университета. Ольга Николаевна рассмотрела на примере региональной прессы Мурманской области вопрос отношений «читатель — журналист». По опыту наших соседей можно судить, что в региональной периодике наблюдается низкий интерес к вопросам жизни региона со стороны читателей и нежелание печатной прессы вызывать на диалог свою аудиторию. Мнение публики игнорируется, граждане ориентированы на пассивное восприятие информации. Сайты газет морально устарели, не везде есть возможность комментировать статьи. Способы общения с читателями остаются традиционными — письма (не электронные), звонки.

Для исправления столь невеселой картины необходимо культивировать у журналистов интерес к мнению публики. Аудитория же сможет проникнуться доверием к печати и чаще обращаться к газетам. Подобные процессы лишь положительно повлияют на качество журналистского продукта и поспособствуют формированию региональной идентичности.

Во второй половине дня работа конференции была продолжена по четырем тематическим направлениям, затрагивающим различные аспекты профессиональной журналистики.

Мероприятия, посвященные 15-летию отделения журналистики, продлятся в САФУ до 13 декабря.

Возврат к списку