Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Давид Баркан: В жизни нет гарантий, а есть возможности

Давид Баркан: В жизни нет гарантий, а есть возможности
26.11.2013
Давид Баркан: В жизни нет гарантий, а есть возможности

25 ноября в Заочном финансово-экономическом институте САФУ в рамках празднования 50-летия со дня начала образовательной деятельности ВЗФЭИ–ЗФЭИ прошел мастер-класс Давида Баркана, доктора экономических наук, профессора Высшей школы менеджмента СПбГУ. Лекция именитого преподавателя ознаменовала яркий старт второй сессии Президентской программы САФУ. Специалист-практик поделился с участниками программы тонкостями стратегического маркетинга и своим опытом по работе в данном направлении. Тема мастер-класса так и звучала: «Стратегический маркетинг: идеология „завтрашней фирмы“ и ясные практические подходы».

Что же такое маркетинг? Давил Баркан отвечает, если не вдаваться в детали, то это работа с ценностью (иначе говоря, предоставление ценностей товара или услуги потребителю). Стратегический маркетинг — это очень сложный процесс. Здесь необходим долгосрочный план, направленный на превышение среднерыночных показателей. Нужна политика создания товаров и услуг, обеспечивающих потребителей товарами более высокой потребительской ценности, чем у конкурентов.

Другими словами, план должен привести к тому, что продажи фирмы будут расти за счет того, что товар или услуга будут цениться покупателями выше, чем его аналоги, но при этом компанией должна быть проведена защита ключевых компетенций — они должны быть труднокопируемыми. Классический пример — компания Apple, которая во многом благодаря маркетинговым усилиям и последующему успеху айподов, айфонов, айпадов и макбуков набрала такой рыночный вес, что вышла на один уровень капитализации с нефтегазовыми гигантами типа ExxonMobil.

Согласно таблице Вагнера Камакуры, профессора маркетинга Jones Graduate School of Business, Rice University, продемонстрированной Давидом Барканом, стратегический маркетинг, в рамках определения и выбора ценности, включает в себя 3 шага. На них лектор и заострил внимание слушателей. Первый из них — сегментация покупателей/потребителей. Второй — выбор сегмента и фокусировка на нем (согласно замечаниям Давида Иосифовича, во втором шаге выбор сегмента и фокусировку стоит разделять в отдельные процессы). И, наконец, заключительный — ценностное позиционирование.

Не стоит думать, что мастер-класс состоял только из сухой теории. Давид Баркан — главный консультант предприятия Эм-Си Баухеми (Россия) и председатель совета директоров универмага «Московский» — за свою 25-летнюю работу на рынке консалтинга накопил многогранный «опытный материал», которым не преминул поделиться с аудиторией.

Например, слушатели узнали, почему фирма может успешно существовать без стратегического маркетинга, из-за чего рано или поздно все-таки приходится к нему обращаться, а в какой ситуации помощь данного инструмента просто жизненно необходима. Саму же манеру изложения материала можно отнести к филологическому принципу гипертекста: профессор неожиданно переходил от одной темы к другой, чтобы через 2 минуты вернуться к первой, приводил различные аналогии из жизни, исторические примеры и собственные афоризмы. Один из них: в жизни (как вариант — на пути к успеху) нет гарантий, а есть возможности.

В рамках лекции прошла и групповая работа: команды участников Президентской программы выполняли задания лектора. Также состоялась сессия вопросов и ответов, переросшая в дискуссию по профильной теме. Вопросы были разные: от темы кризиса в лесной и деревообрабатывающей отрасли, до выяснения — нужен ли стратегический маркетинг предприятиям Объединенной судостроительной корпорации и насколько актуально для банковской сферы продвижение в Интернете. В финале все участники поблагодарили профессора аплодисментами за увлекательную лекцию.

Возврат к списку