Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Елена Харитонова: Наши сотрудники — универсальные специалисты

Елена Харитонова: Наши сотрудники — универсальные специалисты
21.11.2013
Елена Харитонова: Наши сотрудники — универсальные специалисты

В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М. В. Ломоносова реализуются крупные проекты, касающиеся сферы коммуникаций. Об этом мы поговорили с начальником Управления информационно-коммуникационных технологий САФУ Еленой Харитоновой.

— Елена Владимировна, расскажите подробно о масштабах проводимых работ.

— В этом году мы завершили важный проект по созданию волоконно-оптических линий связи между зданиями САФУ. В итоге было сделано четыре сегмента сети.

Три сегмента находятся в Архангельске: самый большой — в центре города, куда входят корпуса и общежития бывших АГТУ, ПГУ (наб. Северной Двины, 17, 17/1, 22, 14, 14/1, 2, 2/2; ул. Северодвинская, 12, 13/а, 14; пр. Ломоносова, 2, 4, 6, 4/1, 41/1, 58; пр. Ленинградский, 40, 61; ул. Смольный Буян, 3, 7, 10; ул. Урицкого, 56, 68/3; ул. Красноармейская, 2). Во время реализации проекта к САФУ присоединился Архангельский филиал Финансового университета при Правительстве РФ (бывший филиал ВЗФЭИ), это вызвало увеличение объема выполняемых работ, тем не менее, на текущий момент здание на наб. Северной Двины, 54, корп. 1 также включено в общую сеть.

Второй сегмент находится в районе Варавино и объединяет учебный корпус и общежития Лесотехнического колледжа САФУ (ул. Воронина, 34, 30/2, 32/2; ул. Папанина, 28/2).

Третий — в микрорайоне Первых Пятилеток — объединяет учебный корпус и общежития Института комплексной безопасности САФУ (ул. Кутузова, 2, 4, 6, 8). Всего в Архангельске мы объединили оптоволоконной сетью 31 здание.

Четвертый сегмент располагается в городе корабелов и объединяет 11 зданий Северодвинского филиала САФУ (ул. Торцева, 6; Воронина, 6 (4 корпуса); ул. Карла Маркса, 13, 36; Архангельское шоссе, 36; ул. Железнодорожная, 1; пр. Труда, 7; ул. Парковая, 19).

Одним из главных преимуществ такого решения является значительное повышение скорости и надежности передачи данных. Теперь скорость передачи данных между зданиями составит до 10 Гбит/с, до этого мы покупали услуги по объединению каналов связи с пропускными способностями от 5 до 50 Мбит/c. Сложность проекта состоит в обширности территории кампуса и значительном расстоянии между зданиями САФУ.

Следующий большой инфраструктурный проект — это строительство в зданиях университета структурированных кабельных сетей (СКС). СКС позволяет свести в единую систему множество сетевых информационных сервисов: локальные вычислительные и телефонные сети, системы видеонаблюдения. Сеть обеспечивает не только централизованное обслуживание и управление, но и повышает надежность сервисов. Активное сетевое оборудование располагается в специальных коммутационных помещениях, оборудованных системами гарантированного электроснабжения.

Объемы выполняемых работ впечатляют, только в главном учебном здании мы протянули более 100 км кабеля.

Третий проект — стопроцентное покрытие кампуса САФУ беспроводной связью WiFi и доступ к ресурсам с рабочего места пользователя на скорости 1 Гбит/с. Это одна из самых дорогих инфраструктурных задач — стоимость выполнения проекта составляет более 50 млн рублей.

Недавно мы начали объединять разрозненные сервисы телефонной связи, IP-телефонии, аудио- и видеоконференций, электронную почту, сервис обмена сообщений (Microsoft Lync) в систему объединенных коммуникаций. Это позволит сотрудникам университета эффективнее и быстрее обмениваться информацией, экономить время и значительные средства. Важно отметить, что благодаря системе объединенных коммуникаций, сотрудник и студент САФУ, находясь в университете и вне его, сможет с различных устройств (компьютеров, смартфонов) выполнять свою работу.

Отмечу, в Архангельске задача по созданию IT-инфраструктуры решается достаточно давно, а в Северодвинском филиале вся инфраструктура создается с нуля.

— Современные технологии обучения не стоят на месте. Какие шаги предпринимаются, чтобы САФУ шел в ногу со временем?

— Мы провели модернизацию большого количества рабочих мест. В 2013 году создано вновь или заменено более 800 стационарных и 400 мобильных рабочих мест. В качестве мобильных рабочих мест мы используем ноутбуки, хорошо себя зарекомендовали и планшетные компьютеры Apple iPad и MS Surface. Оборудовано несколько десятков компьютерных классов.

В наших планах есть создание учебного класса с использованием планшетных компьютеров, а также приобретение двух мобильных компьютерных классов на ноутбуках. Они могут быть использованы для развертывания учебных классов, центра тестирования, пресс-центра во время крупных мероприятий и т. д.

С каждым годом закупается все больше мультимедийного оборудования для учебного процесса — проекторы и экраны, интерактивные доски и столы, системы голосования, аудиосистемы, фото- и видеооборудование. Только в 2013 году в университете появилось более 70 аудиторий со стационарным презентационным оборудованием.

— В 2014 году в САФУ начнет работать суперкомпьютер. Расскажите подробнее о нем.

— Это учебный суперкомпьютер, на котором сотрудники и студенты университета смогут выполнять различные задачи, требующие больших вычислительных ресурсов. Его производительность может достигать 16,96 TFLOPS. Аппаратное решение — на основе оборудования корпорации Fujitsu. Учебный суперкомпьютер будет расположен в главном корпусе университета в Центре обработки данных, где имеется необходимая инженерная инфраструктура. До 1 декабря мы ожидаем поставку оборудования, ввод в эксплуатацию намечен на январь 2014 года.

— Какие шаги предпринимаются в направлении информатизации и автоматизации учебного процесса?

— Важным проектом стало создание единой информационной среды для управления учебным процессом в САФУ на базе решения Tandem University, эти работы мы проводим третий год. Tandem University состоит из модулей, это позволяет автоматизировать управление учебным процессом с учетом текущих возможностей и потребностей университета. В данный момент, к семи работающим модулям мы добавляем ещё пять. Самым ожидаемым и, в тоже время, сложным является модуль «Расписание и аудиторный фонд». Он будет поддерживать формирование расписания в ручном, автоматическом и комбинированном режиме.

Для реализации обучения с применением дистанционных образовательных технологий внедряется платформа Sakai. Благодаря этому наши студенты получат доступ к электронным учебно-методическим комплексам изучаемых дисциплин. Одновременно проводится интеграция этой платформы с системой управления учебным процессом САФУ.

Ближайшие планы — создание личного кабинета студента на платформе Sakai. Это тот поворотный шаг, который позволит студентам стать полноправными пользователями информационного пространства университета и получать доступ к образовательным и социальным сервисам САФУ. Из личного кабинета он сможет получить информацию о своём учебном плане, о назначении стипендий, выбрать место практики, тему курсовой работы, курсы и факультативы, заказать и получать различные справки. Для тех, кто учится на платной основе, будет размещена информация по договору и график оплаты.

— Какие изменения за последнее время произошли в техническом обслуживании сотрудников и студентов?

— В 2012-13 годах нам удалось упорядочить работу с пользователями. Все заявки попадают в общую систему обработки заявок HelpDesk , к этому уже многие привыкли. Это позволяет работникам университета обращаться по любым техническим проблемам в «одно окно», проследить выполнение своего запроса. Для  Управления информационно-коммуникационных технологий это возможность усилить контроль за работой сотрудника и повысить качество обслуживания пользователей.

— С какими трудностями приходится сталкиваться в процессе работы?

— Анализируя работу нашего управления необходимо отметить, что мы строим территориально распределенную систему для большого числа пользователей. В нашем регионе подобных прецедентов просто нет, мы получаем свой опыт в полевых условиях. Возникающие трудности связаны с новизной задачи, постоянным ростом числа как потребителей, так и объектов инфраструктуры, повышением потребностей пользователей к IT-сервисам. Сотрудникам Управления ИКТ приходится быть универсальными специалистами.

Возврат к списку