Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Людмила Огородова: Выигрывает тот, кто выбрал правильную дорогу

Людмила Огородова: Выигрывает тот, кто выбрал правильную дорогу
21.11.2013
Людмила Огородова: Выигрывает тот, кто выбрал правильную дорогу

Одним из ключевых событий совещания проректоров по научной работе по сетевому взаимодействию федеральных университетов стало участие в его работе заместителя министра образования и науки РФ Людмилы Огородовой. Мы поговорили с ней о состоянии российской науки, о том, как можно преодолеть кризисные явления, и о тех, кто это сделает.

— Людмила Михайловна, в последнее время ведется очень много разговоров по поводу реформ в сфере науки. Сегодня звучали высказывания, что наша наука перестала быть интересной зарубежным коллегам. Как бы вы охарактеризовали состояние российской науки на текущий момент?

— Я не согласна с тем, что наша наука никому не интересна. У нас есть области, где мы конкурентоспособны: теоретическая и прикладная физика, математика, химия. Но дело в том, что только на базе конкурентоспособности фундаментальных исследований мы не можем строить инновационную экономику.

Есть сферы и направления, где мы действительно потеряли традиции, которые некогда имели. Например, в области промышленных биотехнологий мы были передовой страной. У нас были академик Скрябин, Вавилов, передовое семеноводство. Однако традиции были утрачены. Эти области науки очень ресурсоемкие, и здесь невозможно, как в математике или физике, быстро преодолеть отставание. Сегодня ряд министерств ведут несколько государственных программ по этому направлению.

Знаете, на кого мы возлагаем надежды? На молодых. В этом году мы подводили итоги и вручали государственные премии молодым ученым за открытия. Мы читали их научные конкурсные работы, характеристики и показатели. И могу сказать, что это — показатели уровня известных зарубежных ученых, нобелевских лауреатов.

У нас есть талантливая молодежь. Закрепляются молодые люди там, где есть научные школы. Ученые — такой народ, который не смотрит на условия жизни. Они стараются держаться за руководителей, которые действительно их развивают.

За последние 10 лет Министерство образования и науки очень много сделало для сферы исследований и разработок. Андрею Александровичу Фурсенко удалось увеличить финансирование науки. Сергей Николаевич Мазуренко создал базу данных НИОКР. На ее основе сегодня Дмитрий Ливанов создает систему регистрации результатов интеллектуальной деятельности. Дирекция федеральных целевых научно-технических программ Минобрнауки создала такую систему мероприятий и конкурсного отбора проектов, которые служат примером для других целевых программ. Это лучшая федеральная целевая программа. Я думаю, в ней не усомнится ни один ученый: она прозрачная, открытая, доступная. В ней заложено множество инструментов, она постоянно развивается.

За последние 10 лет Министерством экономического развития создано много инструментов инновационного развития. Я имею в виду технологические платформы. Я сама занималась этим 2 года и вижу, как в действительности происходит объединение усилий разных организаций на площадке в интересах решения определенной приоритетной задачи.

Запущен другой инновационный инструмент — Программа инновационного развития госкорпораций. Их ведь просто обязали 4% дохода вкладывать в инновационную науку. Идет субсидирование региональных инновационных кластеров. На местах открываются инжиниринговые центры. Все это — инновационные инструменты.

10 лет назад объявление диагноза «онкологическая болезнь» было равносильно приговору. Сегодня это не так. Теперь при некоторых видах рака ставится диагноз — «вылечен», «здоров». Продление жизни на ранних стадиях мы обеспечиваем почти всем пациентам. 10 лет назад это было невозможно представить. Технологии изменили нашу жизнь.

Я помню, как 15 лет назад умирали дети, больные бронхиальной астмой. Сегодня медицинские и фармацевтические технологии таковы, что дети с таким диагнозом не просто живут, а у них нет симптомов болезни, а качество жизни как у здоровых людей. И все это благодаря науке. Но мы все время говорим, что отстаем в науке, вот это или то не развиваем.

Надо работать, оптимистично и конструктивно смотреть в будущее. Поэтому ученые должны заниматься наукой, а не демонстрациями, политикой. Ученые должны любить науку, как родную мать. И если все ученые будут так относиться к науке, будут работать над ее престижем, тогда появится серьезный результат.

Зарубежный ученый ни за что не пропустит плохую статью. Он не получает за это денег. Что заставляет его это делать? Любовь к науке, как к женщине. Она не позволяет уронить этот престиж. У нас нет другого пути. Только моральный. А государство делает очень много для развития науки. И нельзя это отрицать.

— Но разговоры, что денег российской науке не хватает, ведутся постоянно.

— Ни в одной стране денег не хватает. Важно выделить приоритеты и на них сосредоточиться.

Сегодня создаются инструменты, заделы на 20 лет вперед, и уже другое поколение воспользуется этими инструментами. Только такой подход позволит отойти от субъективных взглядов. И этот подход формируется сегодня всеми возможными методами — созданием технологических платформ, объединяющих разные организации, созданием исследований, форсайта и технологического прогноза.

— Кто должен определить приоритеты?

— Общественность, профессиональная среда. Но, конечно, от государства должен идти сигнал, что это интересно. Например, как в медицине это происходит. Мы заканчиваем 27 опытно-конструкторских работ. Министерство здравоохранения может их посмотреть и сказать: «Да, это новое слово. И эти приборы действительно помогут». Далее новый метод диагностики или лечения включается в порядок оказания медицинской помощи. Если включили в Порядок, появляется ОМС и оплата услуги, то есть формируется рынок. Вот так государство дает сигнал бизнесу, что это интересно, и бизнес начинает инвестировать в развитие производств на базе разработки.

— Поиск приоритетов возможен в сети федеральных вузов?

— Возможен. Все для этого делается. Выигрывает тот, кто выбрал правильную дорогу и правильную цель. Сегодня развитие и экономическое, и социальное основывается на том, кто найдет более верную дорогу. Иногда нужны нестандартные решения. Инноватор — это тот, кто нашел новое решение, которое привело его быстрее всех к намеченной цели, и достижение этой цели все глобально изменило.

Сетевое взаимодействие федеральных вузов — это правильная задача. Университеты создают инструменты саморегулирования. А у нас их никто не создает. И гораздо легче Министерству образования и науки работать, выстраивать партнерство с инструментами, созданными профессиональным сообществом, а не с отдельными университетами. Профессиональное сообщество ставит задачи.

В рамках сетевого партнерства не найдется место решению чьей-то субъективной задачи. Партнерство должно быть взаимовыгодно для всех, развивать всех в одинаковой степени, а не одних за счет других.

Профессиональная среда, которая саморегулируется, всегда отстаивает интересы общества. Федеральные вузы будут и стандарты свои профессиональные разрабатывать, и регулирующие документы. Они будут говорить, что нужно, а что — нет. И развиваясь, они будут помогать и нам. И мы будем понимать, что ставим задачу не отдельной организации, а целому сектору экономики.

Возврат к списку