Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Притяжение Арктики: как СМИ освещают жизнь региона

Притяжение Арктики: как СМИ освещают жизнь региона
22.10.2013
Притяжение Арктики: как СМИ освещают жизнь региона

Журналисты, участвующие в I Международном арктическом Медиафоруме (САФУ, Архангельск), обсудили специфику освещения арктической тематики в СМИ и согласились во мнении, что деятельность средств массовой информации жизненно необходима для развития арктических регионов.

Участники секции «Притяжение Арктики: как освещать арктическую тематику в СМИ» в основном представители масс-медиа. Они поделились мнениями, как сделать арктический материал более «вкусным» и интересным для широкой аудитории.

Главный редактор газеты «Арктический вектор» (САФУ) Екатерина Лапина представила доклад «Привлечение внимания молодежи к журналистским материалам на тему Арктики». Для привлечения внимания молодежи к материалам на тему Арктики в газете используется широкий инструментарий: темы, реально интересующие студентов, рисунки, юмор, инфографика. Было отмечено, что редакция постоянно проводит мониторинг интересов читателя.

Благодаря опросу, выяснилось, что тема Арктики не в ходит в число самых популярных, однако, студенты больше всего запоминают тексты именно арктической тематики.

Главред «АВ» считает, что аудиторию необходимо вовлекать в процесс. Журналисты газеты «Арктический вектор» активно используют эту технологию. Например, был проведен круглый стол, куда были приглашены студенты, негативно отзывающиеся об Артике и ученые. Можно сказать, редакция решила конфликт.

«Ребята задавали много каверзных вопросов об Арктике, — рассказывает Екатерина Лапина. — А ученые сумели убедить всех негативно настроенных, что на самом деле Арктический регион сверхинтересен — это новые возможности, новые научные исследования, возможность для креативного приложения идей. В итоге мифы об Арктике были опровергнуты».

О работе информационного агентства «Арктика-Инфо» рассказала его директор и главный редактор Инна Кабанова. Она пояснила, что уникальность их проекта кроется в том, что «Арктика-Инфо» — это единственное СМИ, которое ориентировано сугубо на Арктику. В материалах журналисты пишут не только о том, что происходит в арктической зоне Российской Федерации, но и на территории циркумполярных государств.

Инна Кабанова отмечает, что арктический информационный продукт весьма популярен и аудитория читателей широка.

«Мы не пишем о каждой мелочи, но не упускаем важного, — говорит Инна Кабанова. — Я думала, что в основном нас читают россияне, но обнаружилось, что нас активно читают за рубежом — в Скандинавии, Европе, США. Из Китая нам даже стали ежемесячно поступать письма с вопросами».

Корреспондент ИА «Арктика-Инфо» Ольга Жукова рассказала о своей работе во время первой экспериментальной экспедиции «Тюмень — Сабетта — Китай». Экспедиция организована по инициативе трех субъектов Уральского федерального округа (Тюменская область, ЯНАО, ХМАО). Товары, произведенные там, сначала были отправлены для продажи по Оби до строящегося порта Сабетта, а потом по Северному морскому пути в Китай.

«Экспедиция состоялась удачно, товар доставлен, товар привезен обратно, получены какие-то деньги. Но если об этом никто ничего не узнает, то это, наверно, так и останется такой прихотью нескольких предпринимателей. Мои коллеги, которые пишут об Арктике, по сути, способствуют экономическому процветанию арктического региона и будущему всей нашей страны», — уверена Ольга Жукова.

Руководитель специальных проектов Public.ru Татьяна Корсакова представила медиа-исследование по освещению освоения Арктики в отечественных и зарубежных СМИ. Данные, представленные в презентации, наглядно доказывали, что интерес к материалам арктической тематики с каждым годом возрастает. Татьяна Вячеславовна отметила, что обсуждение Арктики в СМИ очень политизировано. Многие страны видят в этом макрорегионе, прежде всего, кладезь полезных ископаемых. Начиная с 2011 года, согласно исследованию, российские и зарубежные журналисты начали активную дискуссию о том, кому принадлежит Артика. Впрочем, каждая страна преподносит информацию по-разному.

В мае 2013 мировую общественность потрясла новость о том, что Китай получил статус наблюдателя в Арктическом совете. Говоря об этом, Татьяна Корсакова, отметила: «Интересно, что российские СМИ особо не развернули эту тему, просто подали как рядовую новость. У зарубежных журналистов эта информация вызвала огромный интерес. Американские СМИ видят в объединении России и Китая серьезную угрозу. Европейские издания иначе оценивают эту ситуацию: они считают, что Китай всего лишь партнер, и называют это сотрудничество вынужденной экономической мерой для России».

Медиа-исследование по фондам Public.ru показывает: СМИ одного государства зачастую создают негативный образ другой страны. Это происходит на фоне того, что количество стран, заинтересованных в освоении Арктики, растет. По мнению Татьяны Вячеславовны, предотвратить новую «холодную» информационную войну можно, если изменить парадигму освещения арктических событий.

Гость из Исландии, генеральный директор проекта «Арктик-портал» Халлдор Йоханнссон, рассказал на медиафоруме о своей работе. «Арктик-портал» является некоммерческой организацией, которая находится под управлением международного совета. Исландский участник форума пояснил, что проект имеет интерес к России.

«На портале мы представляем данные об Арктике, улучшаем качество информации, обмениваемся ресурсами, разрабатываем информацию для просвещения и образования, — рассказал он. — Мы собираем новости об Арктике от различных агентств, у нас очень большой медийный архив».

Халлдор Йоханнссон отметил работу организации SAON, которая занимается наблюдениями в Арктике. «Я состою в совете директоров этой организации и надеюсь, что САФУ станет нашим партнером в проекте SAON, который заключается в обмене информацией. Проект заключается в создании базы данных, включающих научные исследования», — подчеркнул Халлдор Йоханнссон.

Помимо докладов, в работе секции были представлены медиа-проекты арктической тематики. Участники оценили фильм «Шпицберген. Стратегия 2020», который был создан редакцией медиа-центра САФУ «Арктический мост». В фильме рассказывается о российской исследовательской базе на Шпицбергене. Материал был отснят во время экспедиции «Арктического плавучего университета».

Медиапроект «Вести Арктики» представила шеф-редактор службы информации филиала ВГТРК ГТРК «Ямал» Ирина Владимировна Пшеничная. Под её руководством организована информационная программа, рассказывающая о жизни на севере России.

«Мы пытаемся объединить все северные территории, потому что сейчас наступило новое время для Арктики, в частности для Русского Севера. Нас объединяет многое: климатические условия, коренные народы, традиции, огромные расстояния между населенными пунктами», — пояснила Ирина Пшеничная.

Программа «Вести Арктики» показывает новости разных регионов, однако, выходит только на территории Ямала. Организаторы проекта призывают все северные регионы следовать их примеру — создавать подобные программы у себя.

Форум, организованный САФУ и информационным агентством Арктика-Инфо, завершится 22 октября. Это первое событие подобного масштаба, объединяющее широкий круг научных и медийных специалистов, имеющих отношение к арктической тематике. По его результатам планируется создание Ассоциации арктических СМИ.

Возврат к списку