Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

«Новый путь — новые возможности»

«Новый путь — новые возможности»
19.06.2013
«Новый путь — новые возможности»

Участники делового форума «Российско-Финское арктическое партнерство» обсудили перспективы сотрудничества на Северном морском пути.

Знаменательно, что в день открытия филиала администрации Севморпути в Архангельске, на международном форуме в САФУ работала секция, тема которой была напрямую связана с развитием главной арктической транспортной артерии.

Работа секции началась с демонстрации фильма финского автора Ристо Макконена «По маршруту Северного морского пути». Документальная лента очертила круг арктических проблем. Главная из них — ледовая проводка судов. Ледовая обстановка в Арктике такова, что даже ледоколам относительно малой мощности порой требуется помощь российских атомоходов, находящихся в ведении ФГУП «Атомфлот».

Впрочем, как отметил заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, новые Правила плавания по Севморпути, не придают использованию российских атомных ледоколов статуса императива. При прохождении арктической магистрали важны также технические характеристики судна, фактор сезонности и т.д. Поэтому теперь капитаны судов сами вольны определять: привлекать или не привлекать ледоколы-проводники.

Тоннаж судов, проходящих по Севморпути, растет. Это повлекло за собой изменения не только в арктической логистике, но даже в понятийном аппарате. Если раньше специалисты пользовались понятием «трасса», то теперь в Законе о Севморпути появилось определение «акватория». А все потому, что эксплуатируемые прежде трассы не всегда подходят для современных большегрузных судов-гигантов. Кстати, в летнюю арктическую навигацию 2012 года транзитом перевезено более 1,2 млн тонн грузов.

Создана администрация Севморпути, которая с мая текущего года осуществляет функции по организации плавания судов. На сегодняшний день, как заметил Виктор Олерский, подано 144 заявки по прохождению Севморпути. В настоящее время в акватории СМП действует 9 линейных ледоколов: 5 атомных и 4 дизельных. В 2011 году началось строительство четырех дизельных ледоколов, а в 2013 году — атомохода мощностью 60 МВт. Идет обновление инфраструктуры Севморпути, в частности, навигационного оборудования.

Если сравнивать с транзитом по южному пути через Суэцкий канал, то альтернативная транзитная артерия демонстрирует и финансово-экономические преимущества и экономию времени. Прогноз замминистра: к 2030 году грузооборот Севморпути может достичь 60-80 млн тонн в год. Правда, показатели грузооборота будут напрямую связаны с интенсивностью разработки шельфовых месторождений углеводородного сырья. Шельфовая добыча и проводка танкеров — это экологические риски. Поэтому большое внимание уделяется и будет уделяться развитию экологических стандартов.

Руководитель агентства по транспорту Архангельской области Дмитрий Деарт подчеркнул, что сейчас в развитии грузоперевозок Северным морским путем заинтересован столь серьезный экономический партнер России, как Китай. По некоторым данным, с 2018 года в Поднебесной будут готовы перевозить Севморпутем 2/3 всех своих морских грузов.

Архангельская область будет вовлечена в глобальный логистический процесс в большей степени, нежели сейчас, после строительства железнодорожной магистрали «Белкомур», ввода в эксплуатацию глубоководного порта, окончания модернизации международного аэропорта «Архангельск». Считается, что «Белкомур» может придать импульс развитию экономик нескольких российских регионов. Однако сроки начала реализации проекта пока не совсем ясны. Предполагается, что в 2014 году начнется проектирование.

Дмитрий Деарт подчеркнул особую роль САФУ, как научно-образовательного кластера арктического региона.

В работе секции приняли активное участие финские представители, в частности Микко Ниини, исполнительный директор компании «Акер Арктик», которая успешно занимается комплексным проектированием ледоколов (причем, не только для Финляндии, но для Канады и Китая, а некоторые разработки компании использовались в строительстве судов ледового класса для «Норильского Никеля» и «Совкомфлота»).

Микко Ниини отметил, что Севморпуть предоставляет широкие возможности транспортировки грузов (прежде всего углеводородов) на азиатский рынок.

«Новый путь открывает перед нами новые возможности», — отметил Микко Нинии. Таяние льдов, по его мнению, будет способствовать появлению новых маршрутов, в том числе туристических.

Однако, как считает финский специалист, предстоит сделать еще очень многое: улучшить режим безопасности и продолжить работу над Полярным кодексом Международной морской организации; разработать новые экологические нормы, новые требования по выбросам (в т.ч. для ледоколов).

Необходимы также международные программы по организации экспедиций и отслеживанию ледовой обстановки (особенно в восточной части Северного Ледовитого океана). Такие исследования как минимум будут способствовать более тщательной работе по проектированию современных ледовых судов.

Возврат к списку