Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

Мария Аракава: Сертификат TKT признаётся в большинстве стран мира

Мария Аракава, методист Международного экзаменационного центра Cambridge ESOL в Санкт-Петербуре, обучение в САФУ
20.12.2012
Мария Аракава: Сертификат TKT признаётся в большинстве стран мира

В САФУ имени М.В. Ломоносова завершился курс повышения квалификации «Повышение качества обучения иностранному языку. Подготовка к Кембриджскому экзамену ТКТ». В программе объемом 72 часа принимали участие 50 преподавателей Института филологии и межкультурной коммуникации, а также Северодвинского филиала САФУ. Обучение приводил методист Международного экзаменационного центра Cambridge ESOL в Санкт-Петербурге, кандидат педагогических наук Мария Аракава. Мы поинтересовались у неё о специфике преподавательской аудитории, достоинствах сертификата TKTи о новых возможностях в изучении английского языка.

— Что собой представляет тест по методике преподавания английского языка Teaching Knowledge Test (TKT)?

— Особенность теста в том, что он не проверяет уровень владения языком, а показывает профессиональные знания и навыки преподавателя. Сертификат международного образца, выдаваемый по итогам тестирования, признаётся в большинстве стран мира. Разработчик теста — Кембриджский университет, что уже говорит о его статусности. В России это единственный тест высокого уровня для преподавателей.

— Какие новые возможности даёт получение этого сертификата преподавателям?

— Во-первых, они обязаны, как специалисты, повышать свою квалификацию, и университету, как заказчику, они могут предъявить этот сертификат как подтверждение. Результаты теста оцениваются беспристрастно в Кембридже и не зависят от мнения экзаменатора. Среди моих слушателей есть специалисты, у которых нет диплома о педагогическом образовании. Сертификат в какой-то степени заменит его. Кроме того, он даёт право преподавать английский как иностранный студентам, для которых он не родной язык.

— Расскажите о специфике аудитории, поскольку вы преподаете для разных аудиторий. Как оцениваете уровень преподавателей, которые участвуют в курсах повышения квалификации?

— Я могу сравнивать со студентами, у которых еще нет опыта преподавания и школьными учителями, с которыми мы тоже работаем. Эта аудитория однозначно хорошо подготовлена теоретически, с богатым методическим опытом, ведь многие из них уже много лет в этой профессии. С ними легко и интересно работать. Они очень ответственно относятся к занятиям, задают вопросы и готовы заниматься ровно столько, сколько надо. Мне, как преподавателю, хочется соответствовать высокому уровню аудитории.

— Что представляет из себя сам курс повышения квалификации?

— Курс подготовки к тесту KTK содержит три модуля, которые можно сдавать в любой последовательности. Преподаватели САФУ будут сдавать два модуля в феврале в виде компьютерного тестирования. Все результаты будут отсылаться в Кембридж. Они проверяют различные аспекты преподавательской деятельности. Первый модуль пересекается с вопросами языкознания, лексических терминов, в целом блок имеет уклон в лингвистику. Второй блок — умение методически планировать урок, выстраивать в определённой последовательности материал и адаптировать его, составлять критерии оценивания учащихся.

— В чём, на ваш взгляд, главная сложность теста TKT?

— В тестировании TKT мы понимаем одно под определённым термином, а зарубежные методисты понимают другое. Бывает такое, что некоторые термины имеют несколько значений, а поскольку им придется сдавать TKT, им необходимо четко понимает, что означает каждый термин. Мы разбираем большое количество тренировочных заданий, с последующим разбором.

— В России по статистике всего 17 % жителей владеет английским языком. Чем объясняете такую плачевную ситуацию?

— Начать нужно с пересмотра принципов обучения в школе. Школьные учителя должны научиться современной, эффективной методике обучения английскому языку. Подумайте сами, сколько часов в неделю выделяется в школе на изучение английского языка и что мы имеем на выходе? Искать надо проблему в себе как учителя, использовать зарубежный опыт. Со стороны государства можно было бы ввести показ фильмов в кинотеатрах на оригинальном языке с русскими субтитрами, как это сделано в Скандинавии. Это дает очень хорошие результаты.

— Что посоветуете тем, кто только начинает изучать иностранный язык?

— Сейчас есть много возможностей самостоятельного изучения иностранного языка, и для этого даже не надо записываться на курсы. В интернете можно спокойно общаться с носителями языка, использовать бесплатные обучающие программы, очень важно заниматься самообразованием и постоянно тренировать язык. Главное, чтобы повезло с учителем.

Возврат к списку