Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

О практической работе студентов инженерных специальностей говорили на совещании представителей технических направлений САФУ

О практической работе студентов инженерных специальностей говорили на совещании представителей технических направлений САФУ
18.12.2012
О практической работе студентов инженерных специальностей говорили на совещании представителей технических направлений САФУ

О проблемах инженерного образования говорили на совещании по итогам общероссийской научно-практической конференции «Подходы к формированию национальной доктрины инженерного образования России в условиях новой индустриализации», проходившей в Томске с 4 по 6 декабря.

В конференции от Северного (Арктического) федерального университета принимали участие заместитель проректора по академической и учебной работе Николай Дундин и Андрей Шкаев, доцент кафедры теоретической и прикладной химии, заместитель директора Института теоретической и прикладной химии САФУ.

На встречу по итогам конференции (уже в САФУ) собрались директора профильных институтов и руководители кафедр инженерных специальностей, а также проректоры.

Докладчик Николай Дундин обозначил задачи и проблемы, стоящие перед техническим образованием в России. Общая задача понятна — обучение высококлассных профессионалов-инженеров, во всем спектре их специальностей, способных решать весь спектр современных задач. Николай Дундин отметил, что подготовка специалистов и новая индустриализация являются целями государственной политики, что получило подтверждение на самом высоком уровне.

Проблемы, с которыми сталкиваются технические вузы и крупные университеты с мощной технической составляющей в целом достаточно схожи по всей стране. Одна из них — оторванность учебы в университете от практической работы. При этом большинство работодателей требуют опыта работы, получить который только что закончившему вуз специалисту достаточно тяжело. Поэтому налаживанию сотрудничества между бизнесом и высшим образованием была посвящена значительная часть конференции. Образование должно быть гибким в современных условиях, адаптивным, конкурентоспособным, и, что самое главное — практически ориентированным.

Эти замечания вызвали живую реакцию в зале. Галина Комарова, директор Института теоретической и прикладной химии САФУ, напомнила, что в существующей системе обучения практика у студентов занимает лишь 2 недели, которых явно недостаточно. С этим согласился Николай Калистратов, директор северодвинского филиала САФУ, готовящего кадры для судостроительной промышленности: «Совершенно верно, что многие наши студенты „технари“, приступая к работе, сталкиваются с задачами, которые проходили только в теории. Именно поэтому нам необходим закон об интегрированном образовании. В таком законе заинтересованы все вузы, расположенные в регионах с мощной промышленностью — это и Тольятти, и Петербург, и Калининград, и многие другие».

Андрей Шкаев отметил: «Необходим заказ на подготовку специалистов, конкретный, в котором будет точно расписано, кто и в каком количестве необходим. Заказ как со стороны бизнеса, так и государства. Зачастую не хватает со стороны потенциальных работодателей наших выпускников четкого осознания того, какие же специалисты им нужны».

Решению проблемы также должно способствовать введение квалификационных образовательных и профессиональных стандартов для выпускников. Пока что такие стандарты введены только в аэрокосмической отрасли, на очереди их внедрение в других высокотехнологичных отраслях.

При обсуждении вопроса стандартов выступила проректор по учебной работе и академическому развитию САФУ Наталья Чичерина: «Механизмы решения проблемы у нас есть, не нужно ждать, когда все за нас сделает исполнительная власть. Создана инженерная ассоциация России, под эгидой которой проводилась конференция, есть интересные примеры новой работы инженерно-технических вузов, с ориентацией ими студентов на практику, взаимодействие с бизнесом, командную работу. Я хотела бы обратить внимание присутствующих на последующий рассказ о системе CDIO — международных стандартах инженерного образования, именно они легли в основу тех, что используются сейчас в Томском университете. Отдельно отмечу, что введение этих стандартов у нас не вопрос далекого будущего. Мы планируем начинать работу уже завтра, в прямом смысле слова писать в Министерство образования и науки РФ и определять направления, в которых мы будем вводить стандарты в первую очередь. Скорее всего, весной 2013 года будем иметь группу новых профессиональных квалификаций».

Возврат к списку