Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

МГУ рекомендует: вуз должен самовосполняться

Николай Розов, доктор физико-математических наук, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова
20.09.2012
МГУ рекомендует: вуз должен самовосполняться

В рамках научно-практической конференции «Многоуровневая система высшего профессионального образования: становление, проблемы, перспективы» с докладом «Преподаватель высшей школы: подготовка и повышение квалификации» выступил доктор физико-математических наук, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Розов. В своем докладе Николай Христович поднял серьезную для российских вузов проблему подготовки и качества педагогических кадров.

«Мы — МГУ — по себе знаем, что, в основном, приток новых преподавателей идет из аспирантуры, — замечает доктор физико-математических наук, — а, как известно, аспирант — это научный сотрудник, компетентный в какой-либо научной сфере, но абсолютно неподкованный в педагогике. Аспирантура в России, к сожалению, длится всего три года, этого времени существенно мало для того, чтобы одновременно с работой над диссертацией уделять внимание педагогическому самосовершенствованию. Поэтому чаще всего аспирант приходит в преподавательскую деятельность как знаток своей дисциплины, но, увы, знаток, неспособный передать свои знания учащимся».

Потом, как размышляет Розов, университет обычно дает юному педагогу пару лет на то, чтобы он набрался преподавательского опыта, не учитывая, что несколько поколений студентов за эту пару лет столкнутся с непрофессионализмом педагога, а значит, могут не получить индивидуального внимания или поддержки в случае непонимания предмета. Розов предлагает два пути решения проблемы: во-первых, каждый университет, заинтересованный в качестве своего образования, должен сам подготавливать молодых преподавателей; во-вторых, регулярно повышать квалификацию уже имеющихся преподавательских кадров. «Говоря о многоуровневой системе, — замечает Николай Розов, — важно осознавать в этом переходном процессе значение системообразующей функции вуза — способности университета к самовосполнению. Для того чтобы будущие преподаватели имели статус профессионалов, необходимо в аспирантуре наряду с ведущими дисциплинами сделать упор на изучение педагогики высшей школы и психологии».

Возврат к списку